Главные вкладки

    ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ
    статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Шошина Марина Владимировна

    В статье описываетс исследование тревожности старших дошкольников из семей мигрантов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

    Шошина М. В.

    Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

    Тула, Россия

    PREVENTION OF ANXIETY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN FROM MIGRANT FAMILIES

    Shoshina.M.V.

    Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

    Tula, Russia

    В последние десятилетия миграция выдвинулась в ряд важнейших мировых проблем. Миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалых масштабов. По объему миграции наша страна оказалась на третьем месте в мире, после Германии и США, принимая в среднем за год по 781 тыс. мигрантов [1].

    Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети. Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе [3].

    Самой главной проблемой является трудность вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, агрессивности и повышенной конфликтности, психической напряженности и тревожности [3].

    Проблема тревожности всегда была одной из важных и наиболее сложных в психологии. З.  Фрейд,  А.  Адлер,  К.  Хорни, Т. Салливен, Л.А. Венгер, А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева, Ю.Л.  Ханин в своих трудах занимались изучением различных аспектов этой проблемы.

    По определению А.М. Прихожан, «тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента» [2].

    Большинство отечественных педагогов и психологов придерживается точки зрения, согласно которой основной детерминирующей тревожность причиной являются неблагоприятные ситуации общения и социализации (в том числе обучения и воспитания).

    Несмотря на многочисленные исследования до настоящего времени недостаточно изучены аспекты проявления тревожности детей-дошкольников их семей мигрантов. В дошкольном детстве формируются многие основные свойства и личностные качества ребенка. Поэтому проблема профилактики тревожности на этом этапе является актуальной.

    Исследование по профилактике тревожности у старших дошкольников из семей мигрантов было проведено на базе МБДОУ «Црр – д/с №1» г. Тулы. Выборку составили воспитанники старших и подготовительных групп, посещающие ДОО, в количестве 25 человек: 14 девочек и 11 мальчиков и их родители.

    Нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками: тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); методика «Паровозик» (С.В.Велиева); методика  «Кактус» (М.А. Панфилова); методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса), опросник «Уровень тревожности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.

    Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал повешенный уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста из семей мигрантов.

    С целью организации психолого-педагогических условий для снижения тревожности и стабилизации эмоционального состояния старших дошкольников из семей мигрантов нами была разработана профилактическая программа, состоящая из 16 занятий и включающая словесные и подвижные игры, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка, элементы арт-терапии, релаксационные упражнения. При разработке программы использовались игры и упражнения, предложенные Л.М. Костиной, О.В. Хухлаевой,  Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Н.В. Самоукиной, М.И.  Чистяковой, Н.Л. Кряжевой.

            Кроме этого, нами была проведена работа с родителями и педагогами, направленная на психологическое просвещение, гармонизацию отношений ребенка со взрослыми в семье и ДОО и включающая консультации, беседы, составление рекомендаций и памяток.

    Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил сделать вывод о положительной динамике в выборке. Положительная динамика выражается в снижении количества дошкольников с высоким уровнем ситуативной тревожности и снижением физиологических проявлений тревожности дошкольников-мигрантов; в увеличении количества дошкольников с высоким и средним уровнем эмоционального благополучия; у детей снизилось психоэмоциональное напряжение и количество страхов, увеличилось количество детей с адаптивными проявлениями и адекватными эмоциональными реакциями.

    На основе анализа результатов проведенного исследования и психолого-педагогической литературы (К. Хорни, Т.Салливен, А.М. Прихожан, Б. И. Кочубей, Л.А. Венгер, К. Н. Поливанова, О.Б.  Конева, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова) нами были составлены рекомендации для родителей и педагогов по профилактике тревожности у старших дошкольников из семей мигрантов.

    Для профилактики тревожности у старших дошкольников из семей мигрантов можно использовать разработанную и апробированную нами программу.

    Литература:

    1. Бауэр, Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Бауэр Е.А. – Москва, 2012. – 503 с.
    2. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/ А.М. Прихожан.  – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
    3. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / А. Б. Григорян. – Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. – 72 с.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

    Профилактика дисграфии у старших дошкольников путем развития фонематического восприятия и конструктивного праксиса.

    Основное содержание профилактической работы в дошкольном возрасте должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. Они, как правило, могут появиться в тех случаях, когда п...

    Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

    Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

    Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...

    Профилактика дисграфии у старших дошкольников.

    В презентации представлен набор игр и упражнений, направленных на  профилактику развития дисграфии у дошкольников....

    @ Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

    Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является ...

    «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    laquo;СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...