«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (старшая группа)

Чернышова Анастасия Юрьевна

«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнрила:

Чернышова А.Ю.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ…………………………………………..6

  1.   Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе и причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста ………………6

1.2. Метод сказкотерапии в профилактики тревожных состояний в дошкольном возрасте……………………………………………………………10

1.3  Определить педагогические условия использования сказкотерапии как средство, профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12

Вывод по первой главе…………………………………………………………..13

Глава 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………14

2.1  Выявление уровня профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

2.2  Опытно-экспериментальная работа по использованию сказкотерапии как средство профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..16 2.3  Выявление эффективности организации условий для профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………………17

Выводы по второй главе………………………………………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема тревожности детей стала признаком информационного общества, характеризуемого насыщенным потоком информации и нестабильностью. Особенно уязвимыми, являются дети старшего дошкольного возраста, к которым с одной стороны предъявляют уже достаточно серьезные требования, с другой, они не обладают достаточным уровнем психической саморегуляции. Успешность развития в дошкольном возрасте во многом определяется эмоциональной устойчивостью ребенка. На это указывают многие авторы. Однако, согласно проведенным исследованиям, половина детей имеют высокий уровень тревожности, что отрицательно сказывается на интеллектуальных способностях ребенка, отличающийся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В то же время в истории педагогики и психологии накоплен достаточный опыт в рассматриваемой области.

Разработанность проблемы исследования:

 - психологическим аспектам тревожности посвящены труды отечественных и зарубежных ученых Л.И. Божович, Н.В. Имедадзе, Д.С. Макклеланда, Г.С. Салливана, Ч.Д. Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни и др.
Несмотря на то, что в истории педагогики и психологии накоплен большой опыт в этой области, проблема исследована еще недостаточно. Не изучены в должной мере вопросы, связанные с профилактикой тревожности у детей дошкольного возраста; недостаточно отражены в психолого-педагогической литературе методические аспекты использования сказкотерапии для профилактики тревожности у старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: В настоящий момент наблюдается противоречие между необходимостью профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста как условия их успешного развития и недостаточностью разработанности этой проблемы в научной литературе.

На наш взгляд целесообразно использовать потенциал сказкотерапии для профилактики тревожности у старших дошкольников.

Что привело нас к формированию проблемы исследования «Профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии».

Объект исследования: профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности использования сказкотерапии как средство профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы апробировать педагогические условия, которые обеспечивают профилактику тревожности детей старшего дошкольного возраста, посредством сказкотерапии.

В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «тревожность старших дошкольников».
  2. Рассмотреть сказкотерапию как необходимое условие профилактики  тревожности детей.
  3. Определить педагогические условия использования сказкотерапии как средство, профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста.
  4. Экспериментально проверить эффективность сказкотерапии как средство, профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу:  предполагается, что уровень профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста может быть существенно снижен в процессе использования сказкотерапии в процессе обучения и воспитания дошкольников если:

  1. Будет использована сказкотерапия, направленная на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста
  2. Будет проходить систематическая работа по профилактики тревожности посредствам сказкотерапии
  3. Будет соблюдаться позиция педагога в профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста на занятиях

 Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №1» г. Гусь-Хрустальный. В эксперименте участвовали воспитанники подготовительной группы ДОО №1 в количестве 40человек.

Практическая значимость заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с профилактикой тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ

1.1  Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе и причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление или как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Другое определение понятия «тревожность» представлено в «Психологическом словаре» И.М. Кондакова. В нём под тревожностью понимается «ситуативное явление повышенного беспокойства, страха и тревоги в различных обстоятельствах» [2, с. 535].

Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.

Тревожность, не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы в этом случае говорим о проявлении страха. Когда речь заходит о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различия. Есть наиболее известные описания в психологической литературе, позволяющие размежевать эти понятия.

Принято считать, что проблема тревожности, как проблема собственно психологическая, была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора (эту близость подчеркивают многие исследователи, в частности известный отечественный знаток фрейдизма В.М. Лейбин, хотя сам Фрейд избегал указаний на философские источники своих идей и вообще старался дистанцироваться от философствования).[3]

Эта близость особенно интересна в понимании тревоги и страха. И Кьеркегор, и Фрейд признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность - реакция на опасность, не известную и не определяемую.

У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность.

После исследования психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что следует разделять понятия «тревожность», «тревога» и «страх».

Тревога – это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.

Другими словами, тревога - состояние некоторого волнения и она не постоянна, а тревожность - это устойчивое состояние повышенного беспокойства. Страх же будет, является реакцией на конкретную определенную опасность.

В некоторых исследованиях страх рассматривается как фундаментальная эмоция, а тревожность - как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование.

 Причинами возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок хорошо усваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Поведение ребенка и выражение им чувств – вот для нас важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает нам, эмоциональный фон.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. [4, c.105]

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Тревожность, как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне.

Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. [5, с. 29]

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальны м ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому и неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе, а это одно из проявлений заниженной самооценки.

Таким образом, мы можем прейти к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера, а больше представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми. Это все относительно обратимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Хотелось бы отметить, что отрицательные последствия тревожности могут выражаться в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

1.2 Метод сказкотерапии в профилактики тревожных состояний в дошкольном возрасте

Многие авторы рассматривают возможность профилактики уровня тревожности у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия.

Существует немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и несерьезное отношение, они считают это «детским» методом. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Сказкотерапия - это и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем", и "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни". [6, с.5]

Сказкотерапия, как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д.

 Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.

Поэтому, сказкотерапия с детьми и подростками, на сегодняшний день особенно актуально. Хотя бы потому, что человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

Может показаться, что сказкотерапия универсальный метод. В контексте осмысления жизненного опыта, возможно. Но, как известно, универсальных методов не бывает.

Таким образом, на мой взгляд, сказкотерапия в профилактики детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

  1. Определить педагогические условия использования сказкотерапии как средство, профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

  • планомерной организацией воспитателем содержательного опыта общения на занятиях, обеспечивающей каждому ребенку активную позицию в снижении тревожности на основе последовательного вовлечения детей в разнообразную увлекательную деятельность.
  • поэтапной методикой, обеспечивающей единство формирования у детей практических умений, нравственных представлений и постепенного накопления вариативного опыта профилактики тревожности на занятиях сказкотерапии;
  • личностно-развивающей позиции педагога в профилактики тревожности  старших дошкольников на этих занятиях.

Только соблюдение всех этих условий гарантирует формирование позитивных межличностных отношений.

Выводы по первой главе.

Анализ теоретических аспектов по теме данного исследования позволяет утверждать, что профилактика тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии обеспечивает взаимодействие комплекса педагогических условий:

  • планомерной организацией воспитателем содержательного опыта общения на занятиях, обеспечивающей каждому ребенку активную позицию в снижении тревожности на основе последовательного вовлечения детей в разнообразную увлекательную деятельность.
  • поэтапной методикой, обеспечивающей единство формирования у детей практических умений, нравственных представлений и постепенного накопления вариативного опыта профилактики тревожности на занятиях сказкотерапии;
  • личностно-развивающей позиции педагога в профилактики тревожности  старших дошкольников на этих занятиях.

Только соблюдение всех этих условий гарантирует формирование позитивных межличностных отношений.

О приведенных данных можем судить о возможности проведения в дошкольном учреждении эффективной работы по использованию сказкотерапии с целью профилактики тревожности.

ГЛАВА   2.  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО        ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ

2.1 Выявление уровня профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Планирование опытно-экспериментальной работы  осуществлялось в соответствии с гипотезой исследования, его основными целями и задачами, а также с учетом особенности использования сказкотерапии, как средство профилактики тревожности детей старшего  дошкольного возраста.  

Опытно-экспериментальной базой  исследования является две старшие группы  МБДОУ №1 г. Гусь-Хрустальный (экспериментальная группа) и старшая группа МБДОУ №1 г. Гусь-Хрустальный (контрольная группа) по 20 детей в каждой группе.

Задачи:

  1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностический материал;
  2. На основе подобранной методики провести диагностику уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

  • Констатирующий этап
  • Формирующий этап
  • Контрольный этап  

Для изучения профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста были подобранны методика:

«Тест тревожности»   Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки. измеряющий ситуативную тревожность ребенка. [7]

Целью диагностики, осуществленной на констатирующем этапе исследования, являлось определение начального уровня тревожности старших дошкольников.

Оценивая результаты диагностики на начальном этапе исследования, констатируем, что дошкольники обеих групп в целом показали средний уровень профилактики тревожности:

Уровни тревожности детей старшего дошкольного возраста (количество человек)

Количество человек в группе

Высокий уровень тревожности

Средний уровень тревожности

Низкий уровень тревожности

20

14   (66,6%)

7   (26,7%)

1    (6,7%)

20

13    ( 60%)

6   (33,3%)

1    (6,7%)

Таким образом, на необходимость проведения педагогической работы по профилактики тревожности  дошкольников  МБДОУ №1 г. Гусь-Хрустальный  указывают результаты исследования по методике «Тест тревожности»  Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки . Такую работу было решено провести в экспериментальной группе.

2.2    Опытно-экспериментальная работа по использованию сказкотерапии как средство профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста

В начале данного исследования нами была выдвинута гипотеза следующего содержания: Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что уровень профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста может быть существенно снижен в процессе обучения и воспитания дошкольников если:

  • Будет использована сказкотерапия, направленная на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста
  • Будет проходить систематическая работа по профилактики тревожности посредствам сказкотерапии
  • Будет соблюдаться позиция педагога в профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Рассмотрим реализацию предложенных педагогических условий подробнее на следующем этапе нашего исследования, когда мы приступили к формированию профилактики тревожности.

Первое реализованное нами условие - это использование сказкотерапии, направленная на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Параллельно с реализацией первого педагогического условия происходило выполнение и второго – включить родителей в процесс профилактики тревожности детей, посредством сказкотерапии.

Третье условие было реализовано в оде своей опытно-экспериментальной работы.

2.3  Выявление эффективности организации условий для профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста

Цель диагностики на контрольном этапе эксперимента – это проверка эффективности педагогической работы сказкотерапии  на базе старшей группы МБДОУ №1 г. Гусь-Хрустального, направленной на профилактику тревожности старших дошкольников.

В диагностике контрольного эксперимента нами был использован тот же диагностический материал, что и в диагностике констатирующего эксперимента.

Результаты диагностики профилактика тревожности старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента:

Уровни тревожности детей старшего дошкольного возраста (количество человек)

Количество человек в группе

Высокий уровень тревожности

Средний уровень тревожности

Низкий уровень тревожности

20

14   ( 26,7%)

7    (60%)

1    (6,7%)

20

13   (20%)

  6    (20%)

1    (6,7%)

Как видно из результатов исследования, дошкольники экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента в целом показали средний уровень ситуативной тревожности, а именно 60 %(10 чел.), что на 20 % больше, чем на констатирующем этапе. Также видны изменения на высоком уровне, в экспериментальной группе показатели снизились до 26,7 %(14 чел.), что на 20 % меньше. Низкий уровень  в экспериментальной группе остался без изменений. В контрольной группе также наблюдаются изменения показателей, что связано с воспитательным воздействием и незначительным влиянием окружающей среды на ребенка.


аналогичные показатели контрольной группы значительно хуже: средний уровень личностной тревожности, а именно 46,6 %, что на 13,3 % больше, чем на констатирующем этапе. Также видны изменения на высоком уровне, в экспериментальной группе показатели снизились до 26,7 %, что на 26,7 % меньше. Низкий уровень  в экспериментальной группе поднялся на 13,3 %. В контрольной группе также наблюдаются изменения показателей.

Таким образом, можно констатировать, что проведенные занятия, основанные на сказкотерапии, направленные на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста эффективен.
Динамика показателей констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы представлена в Приложении 1.

Качественный анализ результатов диагностики профилактики тревожности  старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы показал, что:

1) Уровень профилактики тревожности в экспериментальной группе повысился по всем показателям.

2) Значительно возрос уровень профилактики тревожности дошкольников экспериментальной группы, показавших в диагностике на констатирующем этапе исследования низкие

Результаты; в диагностике на контрольном этапе исследования большинство из них показали высокий уровень.

Таким образом, использование сказкотерапии в дошкольном учреждении как средство профилактики тревожности старших дошкольников оказалось достаточно эффективным. В результате целенаправленной работы по профилактики тревожности посредством использования сказкотерапии произошли изменения в поведении детей. Дошкольники научились осознанно относиться друг к другу, стали внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их самостоятельной, игровой и продуктивной деятельности.

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись две старшие группы МБДОУ № 1 г. Гусь-Хрустальный  (экспериментальная группа и контрольная группа) по 20 детей в каждой.

Для изучения профилактики старших дошкольников нами была подобрана методика, Тест тревожности»   Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки.. По ее результатам была выявлена необходимость проведения педагогической работы по профилактики тревожности среди воспитанников нашего детского сада. Такую работу было решено провести в экспериментальной группе.

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

- Констатирующий этап экспериментальной работы предусматривал определение объективных критериев и показателей, на основе которых можно судить о ходе снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

- Критерием оценки эффективности занятий было выбрано изменение уровня тревожности старших дошкольников. По результатам констатирующей части эксперимента были сформированы контрольная группа из 20 человек (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), в которую входили также 20  старших дошкольников.

В ходе педагогической работы нами было отмечено, что правильная подборка методических материалов, преследующих цели формирования позитивных межличностных отношений детей, помогали нам открывать им мир общения. Сочетание разнообразной образовательной деятельности с наглядностью помогло детям правильно воспринять и понять окружающий мир общения, связать его со своим опытом.

Использование сказкотерапии в дошкольном учреждении как средство профилактики тревожности старших дошкольников оказалось достаточно эффективным. В результате целенаправленной работы по формированию позитивных межличностных отношений дошкольников посредством использования сказкотерапии  произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники научились осознанно относиться друг к другу, стали внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их самостоятельной, игровой и продуктивной деятельности.

Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза доказана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы исследовали  проблемы профилактики тревожности детей. Обобщение результатов данных  исследований позволило прийти к заключению, что в истории психологических и психолого-педагогических исследований накоплен значительных опыт, адаптация которого к современным условиям позволит провести комплекс  занятий, направленный на  профилактику тревожности у дошкольников.

 2. Раскрыта сущность понятия «тревожность» применительно к теме исследования, что позволяет рассматривать её, как личностную черту, проявляющуюся в легком и частом возникновении состояний тревоги

 3. Проведен комплекс занятий, основанный на сказкотерапии для профилактики тревожности  детей старшего дошкольного возраста, на основе исследования выделенных факторов, в большей степени влияющих на тревожность детей. Комплекс построен на принципах интеллектуального развития; развития адекватной самооценки; природосообразности; индивидуализации.

4. В ходе эксперимента была проверена эффективность комплекса занятий, основанного на сказкотерапии, направленного на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Также мы выяснили, что комплекс занятий позволяет снизить ситуативную и личностную тревожность. Результаты эксперимента показали, что в среднем, уровень ситуативной тревожности в ЭГ снизился на 14,8 %, в КГ на 2,3 %. Высокий уровень личностной тревожности в ЭГ уменьшился на 46,7 % (14 человек), за счет этого увеличился средний уровень, на 33,4 % ( 11 человек), низкий уровень уменьшился на 13,3 % (10 человека). В КГ уровень личностной тревожности снизился на 6,7 % (1 человек).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: НПО «МОДЭК», 2008. – 352с.
  2. Кондаков, И.М. Психологический иллюстрированный словарь/ И.М. Кондаков. – М.: АСТ, 2009. – 729 с.
  3. Фрейд З. психология бессознательного/ З. Фрейд - М.; 2007. – 104с.
  1. Карпенко, Л.А . Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 195c.
  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании/Е.И. Рогов // Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.
  3. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии/ Зинкевич- Т. Д. Евстигнеева - СПб, 2000г.
  4. Сытько, Т. А. Рисуночные методики / Т.А. Сытько. – М.: Академия, 2015. – 206 с.
  5. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация детей в коллективе / Е.И. Тихомирова. – М.: Академия, 2007. – 189 с.
    Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сравнение показателей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента (в процентах)

Сравнение показателей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента (в процентах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Мы хотим поделиться опытом работы по развитию связной речи у детей подготовительного возраста....

Дипломная работа "Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии"

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии». Объектом исследования в данной дипломной работе является пр...

Изотерапия и цветотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по коррекции уровня тревожности детей-дошкольников с  помощью применения арт-терапевтических техник: изотерапии,  цветотерапия....

Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый, для развития всех компонентов речи и общего развития дошкольников. Показывается целесообразность данного метода при применении различных вариа...

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...

Сказкотерапия,как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном мире. В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, вз...

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста» План проекта.1. Актуальность темы. 2. Выявление проблемы....