Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Романцова Елена Юрьевна

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_novaya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система профилактической работы по профилактики дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Романцова Е.Ю.

МБУ- детский сад комбинированного вида N163 «Непоседа» городского округа Тольятти

В современной логопедии все чаще уделяется внимание профилактической работе по предупреждению нарушения письма. Поскольку в последнее время наблюдается тенденция к увеличению различных видов дисграфий, особенно при наличии речевых дефектов у детей, которые необходимо корригировать в дошкольном возрасте, так как позже они в той или иной мере могут отразиться на учебной деятельности и поведении ребенка. Кроме того, по мнению многих авторов (Корнева А.Н. (2003), Лалаевой Р.И. (2004), Садовниковой И.Н. (1983)) , в дошкольном возрасте речевые нарушения легче преодолеваются.

У детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание коррекции:

- фонематических процессов, недоразвитие которых может повлечь возникновение акустической дисграфии и дисграфии, обусловленной несформиорованностью звукового анализа и синтеза;

- звукопроизношения- недостатки которого могут вызвать артикуляторно- акустическую дисграфию;

- зрительного восприятии и зрительного анализа и синтеза, нарушение и недоразвитие которых вызывает оптическую  дисграфию;

- грамматического строя речи, несформированность которого вызывает аграмматическую форму дисграфии.

В связи с этим актуальность приобретает профилактическая работа по предупреждению различных видов нарушений письма. Суть данной работы поэтому должна заключаться в коррекции и развитии указанных выше процессов,  которая будет препятствовать возникновению различных видов дисграфий.

Рассмотрим профилактическую работу на примере коррекции и развитии фонематических процессов у детей  дошкольного возраста с ОНР.

Содержание  коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфий, обусловленных нарушением фонематических процессов у детей с ОНР.

Не смотря на то, что в программе Т.В, Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения (подготовительная группа)» развитие и коррекция фонематических процессов осуществляется на занятиях по подготовке обучению грамоте  в первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь). Эта работа осуществляется два раза в неделю, во второй (декабрь, январь, февраль, март)- три раза в неделю, а третий (апрель, май, июнь) периоды – два раза в неделю на занятиях по звукопроизношению и один раз в неделю на занятиях по обучению грамоте, а этого явно недостаточно, о чем свидетельствует проведенное нами ранее исследование. На данных занятиях формированию фонематических процессов отводится незначительная роль. Исходя из этого, с целью развития фонематических процессов, на занятиях по обучению грамоте, необходимо включать дополнительные задания.

Предлагаемая нами  коррекционно-логопедическая работа для детей-дошкольников с ОНР рассчитана на 4 мес. Общее количество занятий- 43.

Занятия проводятся 3 раза в неделю и включены в структуру занятий по подготовке к обучению грамоте.

При разработке системы коррекционно-логопедических занятий нами использовался материал работ  Ефименковой Л.Н., Л.Г. Парамоновой, Е.В. Колесниковой, Казанской В.Л., Шматко Н.Д. , Лалаевой Р.И. . коррекционно- логопедическая работа включает в себя 3 этапа.

I этап. Подготовительный.

Проводится с 7 ноября по 18 ноября (6 занятий).

Цель: Научить детей с ОНР узнавать неречевые звуки; различать одинаковые фразы, слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе, тембру голоса.

Задачами  данного этапа являются:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых фраз, слов, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

II этап. Основной. Развитие фонематических процессов.

Проводится с 21 ноября по 3 февраля (28 занятий).

Цель: Формирование у детей с ОНР операций, составляющих фонематические процессы.

Задачами  данного этапа являются:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Развитие фонематического анализа.
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последующего и предыдущего звуков определенному звуку в слове; определение положения звука по отношению к другим звукам; определение последовательности звуков в слове; определение порядка следования звуков в слове) и фонематического синтеза.

III этап. Заключительный. Формирование фонематических представлений (обобщений).

Проводится с 6 февраля по 27 февраля.

Цель: Формирование у детей с ОНР фонематических представлений (обобщений).

Задачи:

  1. Развитие фонематических представлений на базе фонематического восприятия.
  2. Развитие фонематических представлений на базе фонематического анализа.
  3. Развитие фонематических представлений на базе фонематического синтеза.  

На данном этапе закрепляются умения, сформированные на II этапе.

 

I этап. Подготовительный.

Проводится с 7 ноября по 18 ноября (6 занятий)

Цель: Научить детей с ОНР узнавать неречевые звуки; различать одинаковые фразы, слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе, тембру голоса.

1.Узнавание неречевых звуков.

Осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  2. Формирование умения отличать на слух однократные и многократные звучания.
  3. Развитие умения определять направление звука.
  4. Развитие умения определять источник звука.
  5. Обучение умению различать на слух длительность звучаний.
  6. Обучение умению различать интенсивность звучания.

2. Различение одинаковых фраз, слов, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование умения различать на слух одинаковые звуки по высоте.
  1. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание на материале звукоподражаний. Формирование умения различать на слух одинаковые звукоподражания по высоте, силе и тембру голоса.
  2. Формирование умения различать на слух одинаковые слова, словосочетания по высоте, силе и тембру голоса.
  3. Формирование умения различать на слух одинаковые фразы по высоте, силе и тембру голоса.

II этап. Основной. Формирование фонематических процессов.

Проводится с 21 ноября по 3 февраля (28 Занятий)

Цель: Формирование у детей с ОНР операций, составляющих фонематические процессы.

Задачами данного этапа являются:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Развитие фонематического анализа.
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение предыдущего и последующего звуков определенному звуку в слове; определение положения звука по отношению к другим звукам; определение последовательности звуков в слове; определение порядка следования звуков в слове) и фонематического синтеза.

1). Развитие фонематического восприятия.

Работу по коррекции и развитию фонематического восприятия нужно начинать с «широких» контекстов и постепенно переходить к «узким» (по В.А. Ковшикову). Поскольку «широкий» языковой контекст позволяет наиболее точно определить значение отдельных входящих в его состав фрагментов.

Мы предлагаем начинать работу над фонематическим восприятием на материале фраз, затем на материале словосочетаний, слов, слогов, звуков по следующим направлениям:

  1. Обучение умению различать слова близкие по звуковому составу, включенные во фразы, с использованием зрительной опоры.
  2. Обучение умению различать слова, близкие по звуковому составу во фразах, предъявляемых на слух (без использования зрительной опоры).
  3. Развитие способности заканчивать фразу подходящими по смыслу и звучанию словом.
  4. Обучение умению различать слова близкие по звуковому составу, включенные в словосочетания с использованием зрительной опоры.
  5. Обучение умению различать слова близкие по звуковому составу с использованием зрительной опоры.
  6. Обучение умению различать на слух верно и неверно произнесенные слова (с использованием зрительной опоры).
  7. Развитие умения выделять звук из ряда заданных слов.
  8. Обучение умению запоминать и воспроизводить слова с заданным звуком из предъявленной цепочки слов.
  9. Обучение умению выделять заданный звук из состава словосочетаний, фраз, текстов.
  10. Обучение умению выделять заданный звук из ряда слогов.
  11. Обучение умению различать на слух слоги с оппозиционными звуками.
  12. Развитие умения выделять определенный звук из цепочки заданных звуков.
  13. Обучение умению выделять (и произносить) звук из ряда звуков.
  14. Обучение умению дифференцировать на слух оппозиционные звуки с использованием зрительной опоры и без нее.

2). Развитие фонематического анализа.

Коррекция и развитие фонематического анализа занимает одно из важнейших мест в системе коррекционно-логопедической работы над фонематическими процессами в целом.

Поскольку несформированность данного процесса будет более (по сравнению с другими процессами) способствовать возникновению соответствующих форм дисграфии, т.к. этот процесс (наряду с фонематическим синтезом) напрямую связан с обучением грамоте. Именно от степени сформированности фонематического анализа будет зависеть процесс обучения грамоте: чем успешнее у ребенка формируется фонематический анализ, тем успешнее ребенок овладевает грамотой.

Парамонова Л.Г.  указывает на то, что у ребенка в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие операции фонематического анализа:

  1. узнавание звука на фоне слова;
  2. определение примерного места звука в слове: в начале, в середине или в конце слова;

и предлагает осуществлять профилактическую работу именно в направлении развития и коррекции операций фонематического анализа, указанных выше.

Мы предлагаем для предупреждения дисграфии (акустической и на почве нарушения языкового анализа и синтеза) работать также над следующими операциями:

- определение предыдущего и последующего звуков определенному звуку в слове;

- определение положения звука по отношению к другим звукам;

- определение последовательности звуков в слове (название звуков в порядке их следования);

- определение порядка следования звуков в слове (который по счету звук).

Операция «узнавание звука на фоне слова» формируется на основе развития фонематического восприятия. Работа над данной операцией освещена а разделе «Коррекция и развитие фонематического восприятия». Поэтому при устранении предпосылок дисграфии на почве нарушения фонематического анализа мы будем осуществлять коррекцию и развитие перечисленных операций, опираясь на систему коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического анализа, предложенной Р.И. Лалаевой следующим направлениям:

  1. Обучение выделению гласного звука на основе звукоподражаний с использованием картинок.
  2. Обучение выделению первого гласного звука из слогов.
  3. Обучение вычленению первого ударного гласного из слова.
  4. Обучение вычленению первого гласного из слова (ударного и безударного).
  5. Обучение умению выделять первый гласный звук из слова и соотносить его с соответствующей буквой.
  6. Развитие способности выделять первый гласный звук в названиях предметов на картинке.
  7. Обучение умению выделять согласный звук из закрытого слога.
  8. Обучение умению выделять согласный звук из прямого слога.
  9. Обучение умению выделять первый согласный звук из слова.
  10. Обучение умению выделять первый согласный звук в названиях предметов на картинке и соотносить его в соответствующей буквой.
  11. Обучение умению подбирать слова, в которых заданный звук (гласный или согласный) является первым.
  12. Развитие способности определять конечный гласный в словах.
  13. Развитие способности определять конечный согласный в словах.
  14. Обучение умению определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  15. Обучение умению определять место звука в слове и отражать это на графической схеме.

3).  Развитие сложных форм фонематического анализа (определение предыдущего и последующего звуков определенному звука в слове; определение положения звука по отношению к другим звукам; определение последовательности звуков в слове; определение порядка следования звуков в слове) и фонематического синтеза.

Развитие сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза проводится в тесной связи с обучением чтению.

Р.И. Лалаева указывает на то, что в процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процесса чтения является умение не только выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков по отношению к другим звукам. Воссоздание и воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления звуковой структуры слова.

При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственного действия (по П.Я. Гальперину, Д.Б. Эльконину).

В связи с этим Р.И. Лалаева  выделяет следующие этапы формирования функции фонематического анализа (и операций фонематического синтеза) как умственного действия.

Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ребенок заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое осуществляет ребенок, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.

Развитие фонематического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определение места звука в слове (начало, середина, конец). Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот.

Использование картинок на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, ребенок понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без нее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

При  формировании фонематического анализа предполагается усложнение форм анализа, также постепенное усложнение речевого материала, повышение  «фонематической трудности слова» .

Процесс формирования сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза осуществляется по следующим направлениям:

  1. Развитие умения определять последующий звук в слове; определять последовательность и порядок следования звуков в слове.
  2. Развитие умения определять предыдущий звук определенному звуку в слове и положение звука по отношению к другим звукам.
  3. Обучение умению определять последовательность звуков в слове.
  4. Обучение умению определять порядок следования звуков в слове.
  5. Обучение умению определять количество звуков в слове.
  6. Обучение умению составлять слова из предложенных звуков с соблюдением правил последовательности.
  7. Обучение умению составлять слова из звуков, предложенных в свободной последовательности.

III этап. Заключительный. Развитие фонематических представлений (обобщений).

Проводится с 6 февраля по 27 февраля (9 занятий).

Цель: Формирование   фонематических представлений.

Развитие фонематических представлений.

Поскольку фонематические представления образуются у детей на основе развитого фонематического восприятия, анализа и синтеза звуков и представляют собой более совершенный уровень развития операций, составляющих фонематические процессы, поэтому развитие фонематических представлений и будет являться закреплением полученных навыков на втором этапе коррекционно-логопедической работы по развитию и коррекции фонематических процессов.

Задачи:

1. Развитие фонематических представлений на базе фонематического восприятия.

2. Развитие фонематических представлений на базе фонематического анализа.

3.   Развитие фонематических представлений на базе фонематического синтеза.

 

Подводя итоги коррекционно- логопедической работы и оценивая ее эффективность были получены следующие данные:

  1. Коррекционно- логопедические задания по развитию фонематических процессов включены в занятия по подготовке к обучению грамоте и представляют собой профилактическую работу по предупреждению возникновения акустической дисграфии и дисграфии на нарушения языкового анализа и синтеза.
  2. Для эффективного развития фонематических процессов у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте необходимы дополнительные задания.
  3. В заданиях, направленных на развитие фонематических процессов, необходимо тщательным образом осуществлять подбор лингвистического материала.
  4. Подобранные нами коррекционно- логопедические задания позволяют приблизить детей с ОНР к среднему уровню развития фонематических процессов.
  5. С целью еще более успешного развития фонематических процессов возможно увеличение сроков проведения разработанной нами системы коррекционно- логопедических заданий.
  6. Разработанная нами система коррекционно- логопедических заданий может быть использована учителями- логопедами с целью развития, формирования фонематических процессов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение детей письму в школе во многом зависит от того, какую подготовку пройдет ребенок в детском саду. У детей с нарушениями речи трудности в овладении письмом отмечаются значительно чаще, чем у де...

@ Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи...