@ Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пешехонова Наталия Николаевна

Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. Эта речевая патология, проявляется в расстройстве формирования всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Проблемы общего недоразвития речи изучались такими авторами, как Р.Е. Левина, Г.Р. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.

Анализ теоретических источников показывает, что ОНР представляет собой расстройство речи, характеризующееся системным недоразвитием всех компонентов речи. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  * Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;     

* Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;

 * Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
    * Речь детей с ОНР малопонятна.

Вторичным нарушением в структуре ОНР является дисграфия- стойкое, частичное нарушение письма. Так как у детей с ОНР страдает общая и мелкая моторики, а также зрительное восприятие, то необходимо проводить профилактическую работу по устранению возможности возникновения дисграфии у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте.

 В связи с этим нами было проведено диагностическое обследование уровня сформированности графомоторных навыков и зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также подбор упражнений для профилактики дисграфии у старших дошкольников с ЗПР.

В исследовании принимали участие 8 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

В ходе работы были изучены анамнестические данные детей и их речевые карты, в результате чего было установлено, что у всех 8 детей стоит речевое заключение ОНР (III), минимальные проявления дизартрии.

         Исходя, из речевого заключения детей был подобран диагностический комплекс для обследования графомоторных навыков и зрительного восприятия у детей с ЗПР и общим недоразвитием речи.

   Для проведения обследования была использована методика Е.Ф.Архиповой, которая предназначена для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, и комплекс методик по определению уровня зрительного восприятия у детей с ЗПР. По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на  среднем уровне, т. е. сформированность графомоторных навыков и зрительного восприятия недостаточна, что требует специальной коррекционно-логопедической помощи.                                                  
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

В ходе исследования зрительного восприятия мы получили следующие результаты: низкий уровень у 25% детей, средний уровень  у 37.5%, высокий уровень сформированности зрительного восприятия у 37.5%.

В целом, уровень сформированности зрительного восприятия у детей с ЗПР  данной группы -  средний. Так как для данной категории детей характерно нарушение всех видов восприятия, в том числе и зрительного.

В итоге исследование уровня сформированности графомоторных навыков мы получили следующие результаты: высокий уровень у 37.5% детей, средний у 25% детей и у 37.5% низкий уровень. По результатам исследования можно сказать, что для данной группы детей характерен средний уровень сформированности графомоторных навыков, так как у данной категории детей наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики, что способствует снижению уровня сформированности  графомоторных навыков.

Результаты нашего исследования доказали необходимость профилактики дисграфии у детей с ЗПР, еще в дошкольном возрасте. Так как нарушение графомоторных навыков может привести к моторной форме дисграфии, а нарушение зрительного восприятия к оптической дисграфии.        

Всё выше сказанное доказывает необходимость профилактики дисграфии у детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. Эта речевая патология, проявляется в расстройстве формирования всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Проблемы общего недоразвития речи изучались такими авторами, как Р.Е. Левина, Г.Р. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.

Анализ теоретических источников показывает, что ОНР представляет собой расстройство речи, характеризующееся системным недоразвитием всех компонентов речи. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  * Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;      

* Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;

 * Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
    * Речь детей с ОНР малопонятна.

Вторичным нарушением в структуре ОНР является дисграфия- стойкое, частичное нарушение письма. Так как у детей с ОНР страдает общая и мелкая моторики, а также зрительное восприятие, то необходимо проводить профилактическую работу по устранению возможности возникновения дисграфии у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте.

 В связи с этим нами было проведено диагностическое обследование уровня сформированности графомоторных навыков и зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также подбор упражнений для профилактики дисграфии у старших дошкольников с ЗПР.

В исследовании принимали участие 8 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

В ходе работы были изучены анамнестические данные детей и их речевые карты, в результате чего было установлено, что у всех 8 детей стоит речевое заключение ОНР (III), минимальные проявления дизартрии.

         Исходя, из речевого заключения детей был подобран диагностический комплекс для обследования графомоторных навыков и зрительного восприятия у детей с ЗПР и общим недоразвитием речи.

   Для проведения обследования была использована методика Е.Ф.Архиповой, которая предназначена для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, и комплекс методик по определению уровня зрительного восприятия у детей с ЗПР. По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на  среднем уровне, т. е. сформированность графомоторных навыков и зрительного восприятия недостаточна, что требует специальной коррекционно-логопедической помощи.                        
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

В ходе исследования зрительного восприятия мы получили следующие результаты: низкий уровень у 25% детей, средний уровень  у 37.5%, высокий уровень сформированности зрительного восприятия у 37.5%.

В целом, уровень сформированности зрительного восприятия у детей с ЗПР  данной группы -  средний. Так как для данной категории детей характерно нарушение всех видов восприятия, в том числе и зрительного.

В итоге исследование уровня сформированности графомоторных навыков мы получили следующие результаты: высокий уровень у 37.5% детей, средний у 25% детей и у 37.5% низкий уровень. По результатам исследования можно сказать, что для данной группы детей характерен средний уровень сформированности графомоторных навыков, так как у данной категории детей наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики, что способствует снижению уровня сформированности  графомоторных навыков.

Результаты нашего исследования доказали необходимость профилактики дисграфии у детей с ЗПР, еще в дошкольном возрасте. Так как нарушение графомоторных навыков может привести к моторной форме дисграфии, а нарушение зрительного восприятия к оптической дисграфии.        

Всё выше сказанное доказывает необходимость профилактики дисграфии у детей с ЗПР в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Предупреждение дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение детей письму в школе во многом зависит от того, какую подготовку пройдет ребенок в детском саду. У детей с нарушениями речи трудности в овладении письмом отмечаются значительно чаще, чем у де...

"Основа профилактики нарушения письма у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основа профилактики нарушения письма у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...