Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
статья (подготовительная группа)

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников

с общим недоразвитием речи

 

Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, но и психофизическое состояние дошкольника.

В настоящее время значительно возросли требования к уровню подготовки детей на момент их выпуска из дошкольного образовательного учреждения, в том числе и к уровню речевого развития. Программа общеобразовательной начальной школы рассчитана на сформированность у старших дошкольников определенного набора знаний и умений, в том числе владения достаточной степенью речевой активности и объемом активного (пассивного) словаря, правильно сформированным грамматическим строем речи, быть готовым к дальнейшему переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Ребенок должен быть подготовлен к освоению особой формы общения.

По своим психофизическим возможностям дети предшкольного возраста неоднородны. Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого ребенка имеют индивидуальные особенности. Каждому ребенку свойственна индивидуальная траектория развития, которая позволяет успешно усваивать программный материал или наоборот затрудняет. Подобная ситуация влияет на результативность обучения. В этом отношении наиболее уязвима категория детей с тяжелыми нарушениями речи. Очень часто эти дети попадают в разряд «неуспевающих» по русскому языку.

Результаты исследования Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, А.В. Ястребовой и др. ученых показали, что существует прямая зависимость между состоянием речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой, а также тем, что нарушения письменной речи могут являться отражением недоразвития устной речи. Поэтому специальные профилактические меры по предупреждению нарушений письменной речи у детей с ОНР в предшкольном возрасте приобретают особую значимость.

Одним из важных условий успешного овладения устной письменной речью является сформированность фонематических процессов. Полноценное становление фонематической системы возможно только при анатомической сохранности, функциональной зрелости и слаженной работы речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов; качеством сформированности высших психических функций: внимания, зрительно – рече – слухового восприятия, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, памяти; полноценной речевой среды. Незрелость предпосылок формирования фонематических процессов, неравномерность их созревания влияет на качество и сроки становления фонематической системы.

Эффективность профилактики нарушений письменной речи зависит от комплексного подхода в решении определенных задач: коррекции нарушений звукопроизношения, развития фонематического слуха, пополнение активного словаря, формирования грамматического строя речи, развития пространственных ориентировок, мелкой моторики, конструктивного праксиса, тактильных ощущений, чтения художественной литературы, правильной речи взрослых. Необходимо активное взаимодействие учителя – логопеда, воспитателя и родителей, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного обучения.

Литература

Р.И.Лалаева «Нарушение чтения и письма у младших школьников диагностика и коррекция»

Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова «Обучен6ие грамоте дошкольников. Методичекое пособие»

Пеньковская О.В. «Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников

с общим недоразвитием речи

Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, но и психофизическое состояние дошкольника.

В настоящее время значительно возросли требования к уровню подготовки детей на момент их выпуска из дошкольного образовательного учреждения, в том числе и к уровню речевого развития. Программа общеобразовательной начальной школы рассчитана на сформированность у старших дошкольников определенного набора знаний и умений, в том числе владения достаточной степенью речевой активности и объемом активного (пассивного) словаря, правильно сформированным грамматическим строем речи, быть готовым к дальнейшему переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Ребенок должен быть подготовлен к освоению особой формы общения.

По своим психофизическим возможностям дети предшкольного возраста неоднородны. Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого ребенка имеют индивидуальные особенности. Каждому ребенку свойственна индивидуальная траектория развития, которая позволяет успешно усваивать программный материал или наоборот затрудняет. Подобная ситуация влияет на результативность обучения. В этом отношении наиболее уязвима категория детей с тяжелыми нарушениями речи. Очень часто эти дети попадают в разряд «неуспевающих» по русскому языку.

Результаты исследования Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, А.В. Ястребовой и др. ученых показали, что существует прямая зависимость между состоянием речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой, а также тем, что нарушения письменной речи могут являться отражением недоразвития устной речи. Поэтому специальные профилактические меры по предупреждению нарушений письменной речи у детей с ОНР в предшкольном возрасте приобретают особую значимость.

Одним из важных условий успешного овладения устной письменной речью является сформированность фонематических процессов. Полноценное становление фонематической системы возможно только при анатомической сохранности, функциональной зрелости и слаженной работы речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов; качеством сформированности высших психических функций: внимания, зрительно – рече – слухового восприятия, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, памяти; полноценной речевой среды. Незрелость предпосылок формирования фонематических процессов, неравномерность их созревания влияет на качество и сроки становления фонематической системы.

Эффективность профилактики нарушений письменной речи зависит от комплексного подхода в решении определенных задач: коррекции нарушений звукопроизношения, развития фонематического слуха, пополнение активного словаря, формирования грамматического строя речи, развития пространственных ориентировок, мелкой моторики, конструктивного праксиса, тактильных ощущений, чтения художественной литературы, правильной речи взрослых. Необходимо активное взаимодействие учителя – логопеда, воспитателя и родителей, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного обучения.

Литература

Р.И.Лалаева «Нарушение чтения и письма у младших школьников диагностика и коррекция»

Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова «Обучен6ие грамоте дошкольников. Методичекое пособие»

Пеньковская О.В. «Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»

Письменная речь  -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....

Профилактика нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи...