Обучение детей с ОВЗ навыкам работы на компьютере в ДОО
презентация по коррекционной педагогике на тему

Алмазова Анна Валерьевна

В презентации представлен опыт работы по обучению компьютерной грамотности детей дошкольного возраста с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_kompyutery_almazova.ppt579 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей с ОВЗ навыкам работы на компьютере в дошкольной образовательной организации. Презентация опыта работы Алмазова Анна Валерьевна старший воспитатель МДОУ№21 «Золотая рыбка» г.Волжска Республики Марий Эл

Слайд 2

Устройства компьютера: Внутренние детали (комплектующие). К этим типам относятся устройства, находящиеся внутри корпуса системного блока. Внешние детали (периферийные). Подключаются к системному блоку через главные устройства ввода-вывода информации. К таким устройствам относятся монитор, клавиатура, мышь.

Слайд 3

Внутренние детали (комплектующие). К этим типам относятся устройства, находящиеся внутри корпуса системного блока. Внешние детали (периферийные). Подключаются к системному блоку через главные устройства ввода-вывода информации. К таким устройствам относятся монитор, клавиатура, мышь, колонки Как правило в устройство компьютера входят три основные части: системный блок ; клавиатура - устройство компьютера , способное вводить символы в компьютер и управлять некоторыми функциями монитор - устройство компьютера , предназначенное для отображения текстовой или графической информации на экране.

Слайд 4

Хотя из всех этих устройств системный блок выглядит наименее эффектно, именно он является в компьютере "главным". В нем располагаются такие устройство компьютера, как: электронные схемы, которые управляют работой персонального компьютера. К ним можно отнести микропроцессоры, оперативную память, контроллеры устройств и другие устройство компьютера); блок питания - устройство компьютера, которое преобразует электропитание сети в постоянный ток низкого напряжения, который в свою очередь подается на электронные схемы ПК; накопители (или дисководы) для гибких магнитных дисков. Это устройство компьютера используются для чтения или записи на гибкие магнитные диски (дискеты); накопитель на жестких магнитных дисках - это устройство компьютера предназначаются для чтения и записи на несъемные жесткие магнитные диски (винчестер). Жесткий диск представляет собой центр данных вашего компьютера. Именно в нем хранятся программы и данные, с которыми вы работаете. Ваш винчестер это самое важное из разных хранилищ данных, используемых в персональном компьютере.

Слайд 5

Микропроцессор – важнейший элемент, входящий в устройство компьютера, так как именно им определяется скорость выполнения машиной программ пользователя. С развитием технологий сменилось множество поколений процессоров, соответственно скорость которых увеличивалась с течением времени. Основных параметров процессора два : Разрядность (это число одновременно обрабатываемых процессором битов, то есть количество внутренних битовых (двоичных) разрядов -- важнейший фактор производительности МП. ) тактовая частота, которая характеризует число команд, выполняемых процессором в секунду

Слайд 6

Как познакомить детей с ОВЗ с работой на компьютере? Кто такие дети с ОВЗ? Дети с ОВЗ- дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением речи (логопаты) Дети с нарушением слуха (слабослышащие) Дети с нарушением зрения (слабовидящие) Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталостью в легкой форме –дебилы, с умеренной умственной отсталостью –имбецилы, б. Дауна и тд.) Дети с нарушением поведения и эмоционально-волевой сферы (аутичные дети, дети с девиантным поведением) Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, посттравматическими последствиями в двигательной сфере) Дети с соматическими заболеваниями (хронические формы внутренних болезней со снижением познавательной активности вследствие самого заболевания)

Слайд 7

С чего начинать? Для того, чтобы у ребенка с низкой познавательной активностью возник интерес и желание работать на компьютере нужно, в первую очередь, заинтересовать его. Что для этого нужно делать? Включить компьютер. Пусть ребенок посмотрит- как загораются цветные кнопки включателя, монитора и тд. Послушать как шумит процессор, загорается монитор и на нем появляется картинка. Объяснить ребенку, что эта машина – его друг, который хочет помочь ему в обучении (игре, освоить грамоту и тд… в зависимости от задач, которые вы ставите перед конкретным ребенком)

Слайд 8

Далее Объясняем ребенку правила безопасного поведения при работе на компьютере. Зачем? Дети с ОВЗ, особенно с нарушением интеллекта,не всегда умеют адекватно вести себя в окружающей обстановке. Они могут начать дергать за провода, грызть их, хватать хаотично мышку, пинать процессор и тд. Для того, чтобы не произошло несчастного случая с самим ребенком и не вывести машину из строя, нужно твердым, хорошо поставленным голосом объяснить ребенку, что так делать нельзя! Взять его руку в свою и показать КАК правильно нужно обращаться с машиной. При попытках повторить неадекватные действия- отлучить ребенка от компьютера и не допускать до тех пор, пока неадекватные действия будут продолжаться.

Слайд 9

Следующий шаг Демонстрация возможностей компьютера. Дайте ребенку послушать детские песенки, продемонстрируйте картинки, посмотрите мультики. Затем откройте программу Word , напишите буквы (если задача- обучить навыкам чтения, письма, набору текста) В программе Power Point можно демонстрировать слайды, вылетающие картинки, знаки, буквы, которые исчезают или появляются под звуковое сопровождение. Как это сделать? Создайте слайд вставьте картинки (буквы, символы, знаки, цифры) добавьте к ним эффекты анимации ( эффекты вылетания, звуки) Смену картинок и эффектов лучше делать по щелчку мыши, а не через определенное время. Это позволит контролировать процесс демонстрации, а не подстраиваться под определенные промежутки. Потому что у детей с нарушениями психических процессов время, для осмысления увиденного может быть различно. У аутичных детей реакции могут быть замедленны, у расторможенных – наоборот.

Слайд 10

После демонстрации возможностей компьютерных программ нужно приступить к знакомству ребенка с самим компьютером. Следующий шаг. Формируем знания о том, из чего состоит компьютер. Это можно сделать используя ассоциативные образы, хорошо знакомые ребенку. У детей с нарушением познавательных процессов хорошо развиты ассоциации. Например, мы учим их сравнивать зеленый цвет с цветом травы (ассоциации), желтый цвет с солнышком. Точно так же их можно научить запомнить названия и функции составляющих устройств компьютера, ассоциируя его с человеческим телом.

Слайд 11

Важно: Ребенку необязательно знать об устройстве всех микросхем и механизмов. Ему достаточно только той информации, которая необходима ему для работы на компьютере. Лишняя информация внесет путаницу в его восприятие и будет способствовать лишним манипуляциям с компьютером. Чем это грозит? Ребенок может начать нажимать подряд клавиши для изучения возможностей машины. Он не знает как отдельные клавиши или сочетания клавиш могут воздействовать на систему. Результат - можно повредить системные файлы или всю систему. Придется переустанавливать всю программу Windows . Так же он может удалить нужные для вас файлы.

Слайд 12

Как знакомить ребенка с аппаратным обеспечением компьютера, используя ассоциации с человеческим телом? Шаг 1. Создаем образ компьютер = человек . Как объяснять? В игре. Компьютер – это наш друг. То есть он живой, как человек. Можно придумать ему имя. Он так же кушает, как мы (включение в сеть),без еды он не работает, так же как мы не можем жить без еды. Он должен отдыхать, как мы. Если мы не будем отдыхать (спать, играть)-то мы заболеем. Компьютер тоже заболеет и сломается. Он может работать, как мы (заниматься). Он может показывать (монитор), рассказывать (звуковые файлы +колонки), создавать разные поделки, как мы (документы в различных программах). Он очень ранимый, как мы. Если нас обидеть или мы простудились- то можем заболеть. Если не беречь компьютер, обижать его (колотить по клавиатуре, монитору, беспорядочно щелкать разные клавиши) - то он тоже может заболеть (зависнуть) или совсем сломаться.

Слайд 13

Шаг 2. Знакомим с устройствами. Создаем ассоциативные образы составляющих устройств, соответствующие человеческому телу. Процессор = голова. В процессоре, как в голове человека происходят разные процессы Человек думает головой. Что с нами происходит, когда мы думаем? Мы рассуждаем, вспоминаем, сравниваем и тд… То есть у нас в голове происходят различные процессы. В компьютере так же происходят разные процессы, когда мы на нем работаем и создаем документы. Компьютер должен открыть нужную программу, отобразить нашу работу (рисунки, тексты, вставки), сохранить (запомнить) файлы, поместить их на нужную полочку (в определенную папку на рабочий стол или на диск). То есть он выполняет такую же работу, как мы.

Слайд 14

Монитор = лицо На мониторе, как на лице человека отображается все, что происходит в голове. Если человек расстроен или у него радость на лице отображаются все чувства. (можно продемонстрировать на лицах выражение разных эмоций) На мониторе тоже отображается все, что есть у компьютера в процессоре. (демонстрация сохраненных документов) Можно провести исследование – выключить монитор. Спросить ребенка- что он видит? Можно ли увидеть как работает компьютер, если монитор выключен. Почему? Подумайте вместе с ребенком- что нужно сделать, чтобы увидеть как работает компьютер. (Включить монитор)

Слайд 15

Клавиатура = руки Без клавиатуры, как без рук, невозможно работать на компьютере . Задайте ребенку вопрос «Что будет с человеком, если не будет рук?». Поиграйте в игру «Достань предметы без рук». Проанализируйте, как трудно обходиться без помощи рук в самых простых ситуациях (взять чашку, одеться и тд) Демонстрация возможностей клавиатуры. Набор букв, цифр, автофигур, клавиши «пробел», « enter », стрелки и тд. Исследование: отключите клавиатуру и попробуйте работать без нее. Обсудите с ребенком результат. Что можно сделать без клавиатуры?

Слайд 16

Принтер = язык Принтер выдает нам «речь» компьютера или компьютер разговаривает с нами при помощи принтера Как получить распечатки рисунков, текстов с компьютера? Для этого существует принтер. Он выдает нам все, что хранится в компьютере. Как человек в разговоре выдает нам, что у него в голове, так и компьютер выдает нам все, что у него в «голове» - процессоре. Продемонстрируйте возможности принтера черно-белого и цветного. Выключите принтер. Сможет ли компьютер «рассказать» вам, что в нем хранится без принтера? Поиграйте в игру «Говорим-молчим». Проанализируйте, можно ли узнать, что думает человек о том или ином предмете, человеке или событии, если он молчит.

Слайд 17

Колонки = уши Побеседуйте с ребенком на тему – как человек слышит? Чем? Что будет, если закрыть уши. Как мы будем слышать звуки окружающей обстановки. Затем послушайте звуки на компьютере. Обратите внимание откуда идет звук. Поиграйте в игру «Тихо-громко» (прибавляя и убавляя громкость). Выключите колонки. Проанализируйте- слышен ли звук, почему? Что нужно сделать, чтобы слышать звуки из компьютера? (включить колонки).

Слайд 18

Мышь = наша помощница, или любимое животное Любимые животные в доме – кошка, собака и др. помогают нам. Они приносят нам радость от игр с ними, доставляют много радости. Мышь, как наше любимое животное, помогает нам радоваться от работы на компьютере. Поиграйте мышкой, поводите курсор по странице (можно просто открыть программу Word .). Поменяйте вид курсора: стрелочка, кружок и тд. Заострите внимание, что мышка таким образом играет с нами, приглашает нас к работе. Изменить вид курсора можно открыв кнопку «ПУСК», найти «ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ», «МЫШЬ» Можно провести конкурс рассказов, рисунков на тему «Мое любимое животное», «Как мое любимое животное помогает мне радоваться» Отключите мышку. Пронаблюдайте, можно ли работать на компьютере без нее. Почему? Поищите- куда девался курсор. Затем включите мышку и поиграйте на странице снова.

Слайд 19

На этапе знакомства ребенка с компьютером и его составляющими устройствами можно предложить детям поиграть в различные игры, закрепляя полученные знания. Подвижные игры - изобрази как работает компьютер, как компьютер издает звуки, как бегает мышка и тд. Важно, чтобы ребенок осознал в действии принцип работы составляющих устройств. Настольные игры – можно дать детям разрезные картинки составляющих устройств и попросить «собрать» из них компьютер. Можно использовать цветные картинки, отображающие выключенный и включенный компьютер, попутно закрепляя цвета и формы. Соотносящие настольные игры – ребенку можно предложить разрезные картинки с устройствами компьютера и картинки с ассоциациями (колонки – уши, принтер – язык и тд). Нужно соотнести их по принципу ассоциаций. Можно нарисовать это на листе и предложить стрелочками соединить картинки при помощи ассоциаций.

Слайд 20

При знакомстве ребенка с компьютером важно знать сколько времени может проводить за ним ребенок. Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.

Слайд 21

Следующий шаг. Овладение способами управления компьютером. Этап практической деятельности с компьютером. Учим ребенка правильно сидеть за компьютером. Сажаем его за выключенный компьютер и учим правильно, в определенной последовательности включать и выключать его через программу ПУСК, а не выдергивать шнур из розетки, как, например, от утюга. Нужно объяснять ребенку, что от этого компьютер может сломаться Формируем умение работать на рабочем столе. Учим открывать и закрывать нужные папки. Если ребенок плохо читает (по разным причинам) можно каждую папку обозначить свои особым значком. (наводим курсор на папку- свойства -настройка –сменить значок -ОК) На этом же этапе учим ребенка работе с левой и правой клавишами мыши. Когда ребенок научиться включать компьютер, открывать нужные папки можно переходить к следующему этапу.

Слайд 22

На данном этапе можно предложить детям развивающие компьютерные игры на лицензионных дисках. В чем сложность для детей с ОВЗ? достоинства недостатки Красочное оформление Невозможность изменять содержание по нужной теме Озвученные и двигающиеся персонажи Не существует игр, разработанных для детей с ОВЗ, например, для детей с нарушением слуха и зрения, умственно отсталых детей Задания распределены по уровню сложности Педагогу приходится адаптировать и интерпретировать задания в игре под конкретный уровень развития ребенка с ОВЗ Готовые развивающиеся программы Формируется высокий уровень мотивационной готовности к обучению

Слайд 23

Развивающие странички Создаются в программе Word . Обычный текстовый документ, на странице которого располагаем нужный материал в заданиях - в картинках, знаках, буквах и тд. Подбираем задания для решения конкретных задач для конкретного ребенка. достоинства недостатки Возможность создавать страничку с заданиями для конкретного ребенка, учитывая особенности его развития Не является готовой компьютерной программой Возможность создавать странички по нужным темам, с нужными заданиями Формируются практические навыки в работе с компьютером Решаются сразу несколько задач познавательного, коррекционного и формирующегося характера

Слайд 24

РАЗВИВАЮЩИЕ СТРАНИЧКИ Развивающая страничка №2 Удали лишнее животное. Почему ты его удалил? Сосчитай сколько красных звездочек в ряду. Продолжи ряд, используя заливку цветом

Слайд 25

Следующий этап – освоение клавиатуры для работы в программных редакторах ( Word , Excel и тд) Нужно приучать детей работать 2 руками (если это возможно). Для этого визуально делим клавиатуру на 2 части – правую и левую. Детям можно объяснить что правая сторона – это «домик» для мамы, левая – для папы. ( Или по другому -главное дать детям знакомые образы). Можно разделить по цвету - обвести маркером, наклеить с разных сторон цветные фигурки. Слева- красную, справа- синюю. Для облегчения можно надевать детям на руки самодельные браслеты таких же цветов. Для чего это нужно? Для лучшего усвоения расположения букв и клавиш на клавиатуре. Дети легче запомнят- какие буквы живут в «домике у мамы»( в красном домике), если будет ассоциация со знакомыми образами. Попробуйте сами. Расположение букв можно запоминать и зарисовывать в альбомах, тетрадях и тд. И сверять с настоящей клавиатурой. Детям такое рисование очень нравится. Так же можно использовать аппликацию «Кто где живет?» и другие виды продуктивной деятельности

Слайд 26

Рисование. Нарисуй буквы, которые живут в этих домиках. Аппликацию букв в домиках можно выполнять не только из бумаги, но и из любого материала, попутно закрепляя навыки работы с различными материалами и техниками аппликации. После таких занятий и упражнений дети начинаются хорошо ориентироваться на клавиатуре. Далее знакомим с назначением основных клавиш «пробел», « enter »,» shift » и др., необходимых для постоянной работы.

Слайд 27

Дальнейшая работа может строиться по разному, учитывая уровень развития ребенка. Дети, развитие которых не позволит работать в программных редакторах, остаются на уровне игр и развивающих страничек. Детей, которые смогут работать в программах, обучаем работе в программах Word , Excel , Power Point и др. Принцип – от простых операций к более сложным.

Слайд 28

Обучение надо начинать с программы Word . Учим набирать текст, изменять его по размеру, цвету, выделять или подчеркивать. Учим детей вставлять объекты в текст (рисунки, фигуры), изменять из по цвету, форме, величине. Важное правило – для того, чтобы изменить объект – его нужно выделить. Обучение детей работе в этой программе проводим по простому принципу педагогики- от простых функций к более сложным. Если ребенок хорошо усваивает работу в программе Word можно начинать работу с программой презентаций Power Point . Потому что в ней схожие функции – текст, вставка. Когда дети научатся вставлять объекты- можно учить их приемам анимации (вставка звука, движения и тд). Потихоньку они смогут создавать слайды и самостоятельно. Далее осваиваем более сложные программы Excel , Publisher и др.

Слайд 29

Характеристика этапов освоения компьютера детьми с ОВЗ Этап Что формируем Что развиваем 1 этап предварительный Создание предпосылок для овладения компьютером. Эмоционально-психологические предпосылки для работы на компьютере Мотивационную готовность к обучению компьютерным навыкам и работе в программах 2 этап. Формирование представлений о компьютере Представления о компьютере: из чего состоит, функции компьютерных устройств, правила обращения с техникой Ассоциативное мышление, память, пассивный и активный словарь 3 этап. Овладение способами управления компьютером Практические умения и навыки работы на компьютере в играх, на развивающих страничках Зрительно-двигательную память, координацию и мелкую моторику рук, пополняем словарь, мыслительную деятельность. 4 этап. Обучение практическим навыкам работы в программных редакторах Практические навыки и умения для дальнейшей профессиональной адаптации Навыки чтения, набора текста, моторику, память, мышление, зрительное восприятие микропространства (электронный лист)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс – семинар «Обучение детей умениям и навыкам исследовательской деятельности»

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, твор...

Планирование обучения детей старшей группы навыкам самообслуживания

Материал паможет воспитателям планировать работу по обучению детей старшей группы навкам самообслуживания...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Тема: "Чисто жить - здоровым быть"

- учить детей принимать предложенный образ и соответственно себя вести;- продолжать формировать у детей представление о личной гигиене, её влиянии на здоровье;- дать детям информацию о микробах,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Тема: Здоровье впорядке - спасибо зарядке.

- дать детям представления о том, что упражнения по сложности выполнения бывают разными. В начале надо выполнять упражнения полегче, а затем приступать к более сложным;- формировать желание выпо...

Конспект по обучению детей культурно-гигиенических навыков. Тема: Зачем нужны полотенца.

дать детям информацию о полотенце, как о предмете личной гигиены; учить детей технике мытья рук; закреплять представления о личной гигиене, микробах и их влиянии на человека....

Конспеки по обучению детей культурно-гигиенических навыкам. Тема: носовой платок.

Познакомить детей с назначением носового платка, убедить в необходимости всегда иметь его при себе, развивать мелкую моторику рук...

Обучение детей культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В материале представлены возрастные показатели развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Даны алгоритмы обучения детей самостоятельности, которые бу...