Экспресс – семинар «Обучение детей умениям и навыкам исследовательской деятельности»
консультация по окружающему миру (младшая группа) по теме

Силантьева Любовь Яковлевна

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого  подхода к решению больших и малых задач.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причём радости высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Поэтому на современном этапе всё больше уделяется внимания значению практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания. Поисково-исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_opyty.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс – семинар

«Обучение детей умениям и навыкам

исследовательской деятельности»


Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев.

 

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно действенное наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой  метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущем, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова  «experimentum», что переводится как «проба», «опыт». Как и большинство слов русского языка «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.

И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей.

Теоретическую основу опытно-экспериментальной деятельности составляют научные исследования о детском экспериментирование как ведущей деятельности детей, проведённых Н.Н. Поддъяковым, В.В. Давыдовым, и Л.А. Венгером.

В методических рекомендациях Л.Н. Прохоровой подчёркивается значение проблемного обучения, в частности организации исследовательской деятельности, делается упор на создание предметно – развивающей среды, на предоставление детям свободы выбора, свободы действий и перемещений в пространстве.

При выделение структурных компонентов деятельности экспериментирования опираются на общеизвестную схему мыслительной деятельности Е.И. Рогова.

Важную теоретическую базу в описание исследовательского подхода в обучении составляют современные научные положения и идеи ведущего специалиста в области педагогики и психологии М.В.Кларина.

Организация работы в детском саду должна способствовать созданию оптимальных условий для реализации эффективных путей развития познавательной сферы.

Поэтому для начала важно определить, каковы объекты поисково-познавательной деятельности? Это человек, неживая природа, рукотворный мир, живая природа, физические явления. Организация образовательной работы осуществляется в трёх блоках. Это информационный блок, действенно-мыслительный и блок преобразования.

1.Цель информационного блока – помочь ребёнку получить первоначальные представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности. Действительность предстаёт перед детьми в форме «ясных» и «неясных» знаний.

Противоречия, возникающие между этими двумя областями, стимулируют их активность. Для поддержания её на высоком уровне необходимо, чтобы рост «неясных» знаний опережал рост «ясных». С этой целью необходимо использовать организованное обучение: занятия, экскурсии, проектную деятельность; совместную деятельность воспитателя и ребёнка: чтение, беседы, просмотр слайдов, аудио-видеокассеты, наблюдения, труд; самостоятельную деятельность детей: рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций, труд природоведческого содержания, игровая деятельность, рассматривание  энциклопедий, рисунки детей, опыты, эксперименты, дидактические игры.

2. Действенно-мыслительный блок. Реализация этого блока позволяет дошкольнику целенаправленно овладевать разнообразными средствами познавательной деятельности. Сюда входят практические, внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования (например, старшая группа: способствовать самостоятельному использованию действий для выявления скрытых свойств объекта.)

Кроме того этот блок представлен моделированием. Действия с моделями осуществляются в такой последовательности:

                      - замещение ( сначала модели предлагаются детям в гото-

                      вом виде, затем они придумывают условные заместители  

                      самостоятельно);

                      -  использование готовых моделей ( с 4 лет );

                      - построение моделей: по условиям, собственному замыс-

                      - лу, реальной ситуации ( старший д/в.)

В младшем и среднем возрасте фактически осуществляется лишь подготовка к освоению действий наглядного моделирования. В этом блоке используются пиктограммы, алгоритмы деятельности, схемы, символы, таблицы.

3 Цель блока преобразования- создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру. Это изготовление поделок, макетов ( пустыни, луга), построек, игрушек, преобразование предмета, т.е. изменение его функций, создание тематических альбомов, газет, оформление книг, составление коллекций, гербариев.

Известно что опыт поисково-познавательной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На 1 этапе педагог ставит проблему, намечает основные пути её решения, начинает её решение, затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему.

На 2 этапе педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят её решение и осуществляют эксперимент.

На 3 этапе – постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляется самостоятельно.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющихся друг друга этапов:

                       1 осознание  проблемы;

                       2 формулирование задачи исследования;

                       3 продумывание методики эксперимента;

                       4 выслушивание инструкций и рекомендаций;

                       5 прогнозирование результатов;

                       6 выполнение работы;

                       7 соблюдение правил безопасности;

                       8 наблюдение результатов;

                       9 фиксирование результатов;

                      10 анализ полученных данных;

                      11 словесный отчёт об увиденном;

                      12 формулирование выводов.

Отсюда можно сформировать структуру детского экспериментирова- ния.

1 Постановка проблемы, которую необходимо решить (т.е. постановка исследовательской задачи.)

2 Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы.)

3 Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения.)

4 Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях.)

5 Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось.)

6. Формулирование  выводов.

  Форма занятий самая разнообразная. Это может быть занятие–игра, тематическое занятие, интегрированное. Популярна проектно-исследовательская деятельность в детском саду. Например, проекты «Волшебница бумага», «Тайны растений», «Волшебное слово «вода»», «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети» и другие.

  Некоторые проекты можно соединить с акциями. Акция «Очистим планету от мусора», «Чистый берег», «Берегиня».

  Детское экспериментирование-это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связанно со всеми видами деятельности. С такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, музыкальное, физкультурное.

               Классификация экспериментов следующая:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте;
  • по месту проведения опытов;
  • по количеству детей;
  • по причине их проведения;
  • по характеру включения в педагогический процесс;
  • по продолжительности;
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом;
  • по месту в цикле;
  • по характеру мыслительных операций;
  • по характеру познавательной деятельности детей;
  • по способу применения в аудитории.

О чём должен помнить педагог, организуя опытно-экспериментальную деятельность?

1.Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приёмов.

2.Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребёнка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.

3.Воспитывать веру ребёнка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку. Например: «Я знаю, что ты догадаешься!» «А если ещё лучше подумаешь, то сможешь обойтись без моей подсказки!», «Молодец! Я уверена, что твои идеи окажутся правильными!» и т. п.

4.Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведения исследования до конца.

5.Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

6.Организация опытно-экспериментальной деятельности в форме партнёрской деятельности.

7.Не навязывать детям правильные ответы.

8.Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать каждый вывод и оценить свою работу.

9. Предложить детям подумать над следующими вопросами:

  • Зачем нужна информация, полученная в данном эксперименте?
  • Людям каких профессий могут понадобиться подобные сведения и для чего?
  • Если бы людям не было известны данные сведения, что могло бы произойти?
  • Учитывая эмоциональное отношение детей к предлагаемым заданиям, спросить: «Трудно ли было найти правильное решение? Что было самым сложным? Что легко получалось? Почему? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового? Хотите ли вы исследовать ещё что – нибудь?» и т.п.

Развивающая среда по опытно – экспериментальной деятельности включает в себя следующие микроблоки:

Для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности должен быть создан:

1.Уголок исследователя в групповом помещении, где дети могут самостоятельно организовать творческую познавательную деятельность. Сначала дети проводят эксперименты на специально организованных занятиях. Потом этот вид переходит в совместную и только потом в самостоятельную деятельность.

Материал в уголке может быть как разнообразным, так и по определённой теме. Например, в течение недели работает лаборатория для изучения свойств воды (воздуха, магнита и т.п.) Проводить эксперименты могут помочь сказочные герои – Почемучка,Гном, Зайчик-Любознайчик,Незнайка и другие. Работа в уголке исследователя требует соблюдения правил поведения, поэтому их надо выработать совместно с детьми.

Вот некоторые из них:

  • бери только нужные для работы материалы;
  • не шуми;
  • убирай своё рабочее место;
  • умей вовремя закончить работу;
  • работай с сыпучими материалами только на подносе;
  • мелкие предметы, горох, крупу не пытайся засунуть в рот, нос, ухо себе или товарищу.

 

В каждой возрастной группе должны быть свои центры экспериментирования.

1 младшая группа – центры: «Песок-вода», «Воздух», «Манипулятивный центр».

2младшая  и средняя группа – центры: «Песок-вода», «Воздух», «Манипулятивный центр», «Наука и природа», «Искусство», «Кулинария», «Литература».

Старшая и подготовительная к школе группа – центры «Песок и вода», «Воздух», «Манипулятивный центр», «Наука и природа», «Искусство», «Кулинария», «Литература», «Естествознание».

Очень интересно проводить научные забавы с детьми. Например, «Как возникает волна», «В плену бумажных полосок», «Послушное яйцо». Они дают обильную пищу детскому любопытству. Эти опыты всегда содержат элемент волшебства.

2.Уголок природы, где проводят наблюдения, опыты, эксперименты и исследования, а также труд природоведческого характера.

3.Центр преобразования « Мастерилки» (изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, газет.)

4.Уголок «Знайки» (рассматривание, чтение, слушание,составление коллекций, гербарией.)

5.Информационная копилка (запись на карточках полученной информации с помощью условных символов, рисунков; подборка наглядных материалов, текстов, фотографий, муляжей; запись с помощью букв: «Берегите воду».)

6.Игротека (игровая деятельность – дидактические игры.)

7.Уголок моделирования («чтение», составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними.) В уголке должны быть условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям, календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов.

Чтобы выяснить отношение родителей к поисково-исследовательской  деятельности проводится анкетирование.

                       Анкета для родителей.

«Ваше отношение к поисково-исследовательской деятельности ребёнка»

       (ответы пометить для себя знаком  V)

1.Что такое поисково- исследовательская деятельность?

________________________________________________

________________________________________________

2.Читаете ли Вы ребёнку познавательные книги?

3.Смотрит ли Ваш ребёнок слайды, телепередачи, DVD о явлениях

   окружающего мира?

4.Любит ли Ваш ребёнок бывать на природе?

5.Часто ли Вы бываете с ребёнком у моря?

6.Есть ли у Вас мини-уголок для экспериментирования?

7.Проводите ли Вы с ребёнком элементарное экспериментирование?

8.Знает ли Ваш ребёнок стихи, загадки, поговорки, пословицы о явле-

    ниях природы?

9.Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к природе (эконо-

мить воду, не засорять берег моря, помощь птицам и т.д.)

10.Как Вы думаете, получает ли Ваш ребёнок знания об окружающем

     мире в детском саду?

                         Большое спасибо за сотрудничество!

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

 

                       Список литературы

1.Дыбина О.В.  Ребёнок в мире поиска. М.: ТЦ СФЕРА, 2007.

2.Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду//Журнал « Дошкольное воспитание», №7 – 1994.

3.Иванова А.И.  Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ СФЕРА, 2007.

4.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва, 1994.

5.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.  Детское экспериментирование. М., 2003.

6.Локтионова И.Э., Варыгина В.В.  Поисково-познавательная работа в детском саду//Журнал «Управление ДОУ», №8 – 2006.

7.Менщикова Л.Н.   Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2009.

8.Поддъков Н.Н., Сохин Ф.А.  Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Москва, 1988.

9.Прохорова Л.Н.   Развиваем творческую активность дошкольников//Журнал «Дошкольное воспитание», №5 – 1996.

10.Рогов Е.И.   Психология познания. Москва, 1998.

11.Рыжова Н.   Опыты с песком и глиной//Журнал «Обруч», №2 – 1998.

12.Шапиро А.   Твоя первая научная лаборатория//Журнал «Дошкольное образование», №6 – 2009.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

: Формирование умений и навыков измерительной деятельности у детей дошкольного возраста

Величина - одно из математических понятий, которое является обобщением более конкретных понятий: длины, объема, массы и т.д. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений. Понятие...

Игры и упражнения для развития умений и навыков исследовательского поведения

Умение наблюдать, видеть проблему и выдвигать гипотезу – важные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Для формирования кул...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Игры и упражнения для развития умений и навыков исследовательского поведения

Картотека игр и упражнений для развития умений и навыков исследовательского поведения...