Игры и упражнения для развития умений и навыков исследовательского поведения
картотека по окружающему миру

Антонова Наталья Валерьевна

Картотека игр и упражнений для развития умений и навыков исследовательского поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития умений и навыков исследовательского поведения

Умение наблюдать, видеть проблему и выдвигать гипотезу – важные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные упражнения.

Игра «Выведение следствий»

Эта игра используется как в развитии умения выдвигать гипотезу, делать выводы, так и в развитии воображения и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

«Что произойдёт если дождь будет лить не переставая?»

«Что произойдёт если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

«Что произойдёт если все горы вдруг превратятся в сахарные?»

«Что произойдёт если у тебя вырастут крылья?»

«Что произойдёт если солнце не зайдёт за горизонт?»

«Что произойдёт если оживут все сказочные герои?»

«Что произойдёт если смогут читать мысли друг друга?»

Игра «Цепочка слов»

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое) вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов каждое слово   вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?)   холодная снежная (что ещё бывает холодным?)   мороженное лёд снег ветер (какой ветер?)   сильный северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово названное детьми выставляется вагончик.

Задания и  упражнения для развития умения видеть проблемы

 Проблема – это затруднение, неопределённость.

Умение видеть проблемы - интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и все же можно подобрать специальные упражнения, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из них.

«Смотреть на мир чужими глазами».

Одно из самых важных условий в процессе выявления проблемы - способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволит увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Предлагаем им продолжить рассказ. Сделать это необходимо несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями - как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, мы научим детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

В качестве образца, способного активизировать процесс составления и коллективного обсуждения продолжений, можно использовать стихотворение из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти». 

Если б только мы умели

Понимать язык зверей,

То услышали б, наверно,

Что щебечет воробей,

Что лягушки на болоте

Громко выразить хотят,

Почему, когда уснете,

Мыши под полом пищат,

Что в листве поет синица

И зачем защелкал клест,

Почему сове не спится,

Что мурлычет серый кот

И зачем в тиши лесной

Громко плачет козодой. 

В ходе выполнения этого задания следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее интересные, оригинальные версии. Естественно, от такого простого, условного «перемещения» на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности, называемой сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.

«Сколько значений у предметов».

Повысить - и одновременно проверить уровень развития этой способности можно с помощью заданий, разработанных американским психологом  Дж. Гилфордом. Детям предлагается хорошо знакомый им предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и т.п.). Дается задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

Еще раз подчеркнем: при выполнении этого задания также не следует спешить с критикой, но засчитывать надо только те варианты, которые действительно примени мы в жизни.

Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

Наблюдение как способ выявления проблем.

Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для детских исследований вполне могут стать такие, как «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи могут разговаривать?».

Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым, на практике это не так. Наблюдению необходимо учить, и это отнюдь не легкая задача.

Умению смотреть и видеть уделяется много внимания, прежде всего теми, кто занимается изобразительной деятельностью дошкольников, в ходе которой они учатся наблюдать за живыми и неживыми объектами.

Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например осенние листья (деревья, яблоки и др.).

Листья можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвета. Можно поговорить и о том, где они растут и почему каждой осенью меняют цвет и опадают.

В качестве упражнения для развития способности к наблюдению хорошо использовать задание «Наблюдение очевидного».

Ребенку предлагают рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что он видит именно в данную минуту. При этом подчеркнуть, что говорить он должен не о том, что может показаться ему, благодаря предыдущему опыту. Например, в качестве объекта для рассматривания выступает знакомый человек, о котором у ребенка уже есть некое представление (длина и цвет волос, цвет глаз, рост и т.д.). Теперь же можно определить, каким в данный момент является направление взгляда, опущены или приподняты уголки губ, каковы цвет кожи или прическа и покрой одежды и т.д. Можно поговорить с детьми о том, какую информацию из собственного опыта мы можем получить об этом человеке. Например, можно описать, что он чем-то расстроен. Это может быть вызвано разными причинами. Какими? Мы узнаем, если проявим к человеку внимание, стремление помочь, поговорим с ним о нем самом.

Задание «Наблюдаем настроение».

Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или сказочного героя побуждают к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказках. Так ребенок не только устанавливает связи произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно, исследует всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей.

Прекрасный материал для этого можно найти в сказках. Вот, например, «Дворовичок» из книжки Тимофея Белозерова «Сказки», где автор просто и очень интересно показывает динамику изменения настроения сказочного героя.

В заброшенном амбаре,

Где прятался сверчок,

На старенькой гитаре

Бренчал Дворовичок,

Нестриженый, немытый,

Скучающий с утра,

Бренчал, давно забытый

Хозяином двора.

Скрипел в амбарной щелке

Задумчивый сверчок,

И с грустью о метелке

Вздыхал Дворовичок..

И вдруг ворота настежь!

Девчушка лет шести

Ему сказала: - Здрасте!

Я - Ключикова Настя.

Идемте двор мести?

Со лба стряхнула челку

И подняла метелку.

Усами в щелке двигал

Взволнованный сверчок

И прыгал, Прыгал, Прыгал

Седой Дворовичок,

Он прыгал и смеялся,

Как малое дитя,

К метелке прикасался,

Слезинками

Блестя:

- Какое это счастье

Мести, мести, мести!

...Во всем дворе у Насти

Соринки не найти.

Подстриженный, умытый,

С бородкой на бочок

Походкой деловитой

Ходил Дворовичок,

А в тишине амбара,

За темною стеной,

Печалил ась гитара

Расстроенной струной.

После чтения можно провести коллективную беседу о том, как и почему изменилось настроение Дворовичка.

Игра «Карусель».

Игра создает ощущение быстрой смены и событий, и внутреннего состояния человека: мыслей, чувств, эмоций.

Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель»: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого полного оборота делают остановку в разных «мирах», например в «мире Воды» (Воздуха, Земли, Огня).

Это помогает детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше. Например, вода в блюдце под цветами, капли воды на столах, вода, текущая из крана, дождь за окном и т.д. 

Игра «Волшебные превращения».

На ее основе можно провести мысленный эксперимент, например, как «стихия огня» воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

«Тема одна - сюжетов много».

Это задание развивает умение по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

Детям предлагают придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например «Осень». Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу.

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логического и интуитивного мышления. 

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом.

Вот несколько упражнений, позволяющих развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. (Отмечу, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если...).

1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным (могут пригодиться)?

Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (Ветка дерева, телефон, кукла, фрукты, гоночный автомобиль, книга, самовар, барабан.) Очень эффективно упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

2. Приведем несколько возможных упражнений на выдвижение гипотез о том, почему детеныши животных любят играть? Весной тает снег? Одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? Цветы имеют такую яркую окраску? Самолет оставляет след в небе? Не тонут металлические корабли? Луна не падает на Землю? Светит Солнце? Бывают наводнения? Зимой идет снег, а летом дождь? Предложите по нескольку гипотез на каждое из этих почему, несколько провокационных идей.

3. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы: «Дети стали больше играть во дворах. Миша весь вечер играл со строительным конструктором. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. Друзья поссорились».

4. Интересное задание для тренировки умения вырабатывать гипотезы и провокационные идеи:  что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле? (Дж Фримен).

5. «Птицы низко летают над землей»; «На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо высказать два самых логичных предположения и два самых логичных объяснения. Задание станет еще интереснее, если попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

6. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов (слоны  меньше кошек, люди - в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У РЕБЕНКА (КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР)

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры....

Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли...

Игры и упражнения для развития умений и навыков исследовательского поведения

Умение наблюдать, видеть проблему и выдвигать гипотезу – важные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Для формирования кул...

Игры и упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

Игры и упражнения на развитие умения  чувствовать  настроениеи  сопереживать   окружающим...

Игры и упражнения на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ...

Игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков чтения.

Представлены практические игры и упражнения для обучения чтению старших дошкольников....

Методическая разработка "Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Эмоциональная регуляция – это важная составляющая психического здоровья ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями в области эмоциональной регул...