«Повышение качества и эффективности образования воспитанников путем развития умений и навыков игровой деятельности».
статья по теме

Трясцина Галина Петровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

1. 

2. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В дошкольном детстве именно через игру ребенок познает окружающий мир, вносит творчески идеи, реализует потребность в общении и всестороннем личностном развитии. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий ребенка. Введение тщательно продуманной игровой ситуации в образовательный процесс помогает не только сконцентрировать внимание детей, но и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Игровая ситуация не самоценна при построении образовательного процесса, она выступает как способ организации детей в совместной деятельности с педагогом. На сегодняшний день теория игры складывается из понимания того, что игра является уникальной формой обучения, которая близка детям. Она  позволяет сделать интересными и увлекательным процесс овладения знаниями на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Таким образом, игровые технологии на сегодняшний день являются активными формами обучения.

3. Выделила противоречие между существующей потребностью в повышение качества образования дошкольников и недостаточностью использования  игровых технологий образовательном процессе. Выделенное противоречие указывают на проблему: использование каких игровых технологий будет способствовать эффективности и качеству подготовки детей дошкольного возраста.

4. Поставила цель: целостное развитие личности дошкольника  через реализацию игровых технологий в условиях ДОУ. Реализация цели возможная при решении следующих задач:

1.Разработать и апробировать технологию целостного развития дошкольников на основе интеграции различных игровых технологий.

2.Отобрать эффективные игровые приемы и методы работы, направленные на улучшение качества речевого, физического и познавательного развития дошкольников.

3.Создать в ДОУ соответствующую предметно-развивающую среду, способствующую активизации речевой, двигательной и познавательной активности детей.

4.Повысить уровень качества образования и эффективности воспитательно-образовательной работы;  

5.Обеспечить равные стартовые возможности для всех детей; успешную подготовку их к обучению в условиях массовой школы; социализацию личности ребенка.

5. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к деятельности. Преимущества игровых технологий состоят и в том, что они могут применяться не только на занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателем вне занятий, и в самостоятельной деятельности детей. Игровая технология призвана решить такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормы в  поведения, самопознание в процессе игры;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову):  

  • Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
  • Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состоятельность, конкуренция («эмоциональное напряжение»).
  • Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры; логическую и временную последовательность её развития.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические.

Важнейшие типы игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. В образовательном процессе  использовала методики и технологии, адекватные возрастным особенностям детей, применяла разнообразный игровой материал, использовала мультимедийные возможности.

Работу по внедрению игровых технологий в образовательный процесс  осуществляла в 3 направлениях.

1. Работа с родителями.

2. Создание игровой среды;

3. Использование игровых технологий

В НОД использовала различные формы взаимодействия с детьми. Особое место  в работе  отводила конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных   действий  в реальных жизненных моментах. С этой целью в работе  использовала метод «моделирования ситуаций». В совместной и самостоятельной деятельности использовала как дидактические, таки сюжетно-ролевые и подвижные игры. В 2013 году внедрила игровые упражнения с использованием интерактивной доски.

Проведя мониторинг освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «Детство» получила следующие результаты: 2009-2010 уч.год – качество образования 45%,  2010-2011 уч.год – качество образования 60%, 2011-2012 уч. год – качество образования 80%, 2012-2013 уч. год – качество образования  100%. Динамика составила +65%.

В 2011-2012 уч. году и в 2012-2013 уч.году провела мониторинг развития интегративных качеств. Динамика составила +25%. Итак, игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности, происходит  целостное развитие личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методические объединения дошкольного учреждения как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса»

Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов нашего ДОУ.  Методические объединения педагогов планируются в течени...

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста  двигательных умений в процессе игровой деятельности ...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».

Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...

Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"

Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"...

Использование образовательных проектов, способствующих повышению качества и эффективности образования в условиях сельского ДОУ

Предлагаемая к просмотру презентация направлена на раскрытие таких задач, как: создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста; создание  условий для реализации  потребности ...

Использование учебного пособия "TinkiLinki" как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса на занятиях по английскому языку в старшем дошкольном возрасте

Использование учебного пособия "TinkiLinki" как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса на занятиях по английскому языку в старшем дошкольном возрасте...

Презентация "Деловая игра как одна из форм повышения качества и эффективности образовательного процесса"

Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений.Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче з...