Развитие речедвигательной координации детей
консультация по коррекционной педагогике на тему

Сотникова Алена Александровна

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechedvigatelnoy_koordinatsii_detey.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:


Развитие речедвигательной координации детей

Консультация учителя-логопеда на тему: «Развитие речедвигательной координации детей».

Проблема здоровьесбережения в условиях ДОО очень актуальна для детей с ОВЗ. Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно — психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно — координационной и эмоционально — волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Следует отметить и наличие когнитивных нарушений у детей с речевой патологией: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдаются двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение нетрадиционных методов в коррекционно- развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в напрвлениях:

  • от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
  • от общей движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
  • от диффузных движений к дифференцированным;
  • от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющей их дифференциации.

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

  • выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико — артикуляционных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений;
  • самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
  • выполнение кинезиологических упражнений;
  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • проведение подвижных и малоподвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе учителя — логопеда с детьми.

Упражнения для снятия напряжения воротниковой зоны «Вверх — вниз»

Вверх — вниз, вверх — вниз, Дети двигают головой
Это, мама, не каприз! вверх- вниз.
Вправо — влево, вправо — влево Поворачивают голову
Посмотри, как королева. направо и налево.
Покивать по сторонам Наклоняют голову
Нужно нам, нужно нам. к плечам.
Головою покрутить Вращают головой.
Не забыть, не забыть.
И Незнайками побыть, Пожимаем плечами.
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать, Вращают плечами
Нужно плечики размять. вперед и назад.
Вперед — назад, вперед — назад
И дела пойдут на лад.

Самомассаж.

Упражнение «Дети любят всех зверей»

Дети любят всех зверей: Дети разминают большой палец.
Птиц, и ящериц, и змей, Указательный палец.
Пеликанов, журавлей, Средний палец.
Бегемотов, соболей Безымянный палец.
Голубей и глухарей, Мизинец.
И клестов, и снегирей. Большой палец.
Любят горного козла, Указательный палец.
Обезьянку и осла. Средний палец.
Дикобраза и ежа, Безымянный палец.
Черепаху и ужа. Мизинец.

Кинезиологические упражнения.

«Кулак — ребро — ладонь»

Ладони лежат на столе или на коленях. Сменять последовательно три положения руки: ладонь сжимают в кулак, ладонь ставят на ребро, ладонь кладут на стол (колено).

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь).
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь),
Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь).
Наряжались зайчики (кулак) —
Надевали (ребро) тапочки (ладонь).

Упражнения для развития мимико — артикуляционных мышц.

И.п.: голова прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счет «раз — два».

  • Поднять брови вверх — расслабить мышцы.
  • Нахмурить брови — расслабить мышцы.
  • Спокойно закрыть и открыть глаза.
  • Прищурить и открыть глаза.
  • С силой зажмурить и открыть глаза.
  • Поочередно закрывать и открывать глаза.
  • Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб — расслабить мышцы.

Дыхательные упражнения.

  •  «Дятел на дереве» — и.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
    1 — вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны;
    2 — вернуться в исходное положение, на выдохе произнести «Тук — тук — тук!». Повторить 3-4 раза.
  •  «Синичка» — и.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
    1 - вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны;
    2 — вернуться в исходное положение, на выдохе произнести «Синь — синь!» повторить 3-4 раза.

Пальчиковая гимнастика «Синичка — сестричка».

Синичка, синичка, Дети скрещивают кисти рук, машут ими.
Воробью сестричка. Делают ритмические хлопки.
Воробей — воришка (Указательными и средними пальцами «прыгают по столу»)
Залез в амбаришко
Клевать просо (Указательными пальцами стучат)
Своим носом. по столу.

Упражнения на координацию

  •  «Дятел»

Дятел к дереву летит. (Дети машут руками)
Он в сосне дупло долбит. (Изображают движения дятла)
Раздается стук в бору,
Лечит пестрый друг кору. (Хлопают над головой)
Не страшна ему смола.
Дятлу — доктору хвала! (Приседают, хлопают перед собой)

  •  «Снегири»

Зимой на ветках яблоки, (Дети изображают, что собирают яблоки)
Скорей их собери. 
Но вдруг вспорхнули яблоки, (Приседают, машут руками)
Ведь это ........снегири! )Встают, машут руками)

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Дети надевают маски перелетных и зимующих птиц. По считалке выбирают «солнышко» и " снежинку«. Они стоят в середине зала на расстоянии друг от друга. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички — невелички.

После этих слов перелетные птицы бегут к «солнышку», а зимующие — к «снежинке». Выигрывает та команда, которая быстрее соберется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

книга "Развитие речедвигательной координации детей" Автор А.А. Гуськова

Книга содержит практический материал по развитию речедвигательной координации детей с нарушением речи, который сгруппирован по лексическим темам. Так-же представленны упражнения на дыхание и координац...

Особенности развития общей координации детей дошкольного возраста

Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие координации движений. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию координации движен...

Развитие речедвигательной координации детей.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС  дошкольного образования.Что включает в себя комплекс речедвигательных упражнений.Почему так важно правильное речевое дыхание и , что необходимо ребенку...

Картотека игровых упражнений на развитие речедвигательной координации.

Игра - основной вид деятельности ребенка. Проведение специально подобранных игровых упражнений  позволяет создать максимально благоприятные условия для развития детей  и позволяет решать кор...

Консультация для родителей «Развитие речедвигательной сферы детей через обучение игре на ложках"

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...

Педагогический практикум «Развитие речедвигательной сферы детей через обучение игре на ложках»

Авторская методическая разработка из опыта работы музыкального руководителя по обучению педагогов (воспитателей) приемам игры на ложках для эффективного развития речедвигательной сферы детей в рамках ...