План самообразования на 2022-2023 учебный год "Развитие речедвигательной координации детей"
учебно-методический материал по логопедии

Актуальность.

Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического  развития. У таких дошкольников отмечаются существенные  отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой  сфер: общая моторная  неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация  движений ,двигательная  память ,слабый мышечный  тонус, высокая  истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

План по самообразованию

«Развитие речедвигательной координации  детей»

на 2022-2023 учебный год.

Учитель-логопед

Пшидаток М.Ю.

                                                                                                                                                 

пгт. Яблоновский

Развитие речедвигательной координации детей

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 Работа начата -01.09.2022г.

 Предполагается закончить -31.05.2023г.

 Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации

 Задачи:

  •  изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу  различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
  •  разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
  •  апробировать данную модель на практике

 Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы  по данной теме.

 Форма самообразования: индивидуальная.

 Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность.

Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического  развития. У таких дошкольников отмечаются существенные  отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой  сфер: общая моторная  неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация  движений ,двигательная  память ,слабый мышечный  тонус, высокая  истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в  онтогенезе.  Речедвигательная  сфера формируется в направлениях:

- от общей моторики  к  мелкой, позже артикуляционной;

- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:

- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

- способность к точному анализу движений;

- деятельность анализаторов;

- сложность двигательного анализатора;

- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

- возраст;

- общий уровень подготовленности ребёнка.

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

- применение и быстрая смена различных исходных положений;

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений;

- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

- выполнение согласованных действий несколькими участниками;

- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;

- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико-артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- су-джок терапия;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с прищепками;

- упражнения с различными предметами;

- проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Работа с детьми

2022-2023г.

пальчиковая гимнастика

ежедневно

артикуляционная гимнастика

дыхательная гимнастика

кинезиологические упражнения

логоритмика, фоноритмика

упражнения на координацию

элементы су-джок терапии

игры с прищепками, камнями, фигурками

самомассаж лица, шеи, ладоней, поду-

шечек и фаланг пальцев

дидактические и настольные игры

Работа с родителями

Сентябрь

2022г.

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой

речи».

Октябрь

2022г.

Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Ноябрь

2022г.

Практикум для детей и родителей

«Развитие речевого дыхания с исполь-

зованием игровых упражнений»

Декабрь

2022г.

Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи  детей»

Январь

2023г.

Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких

движений рук».

Март

2023г.

Совместное занятие детей и родителей

«Мяч и речь»

Апрель

2023г.

Консультация на тему: «Леворукость у детей»

Май

2023

Итоговое выпускное занятие « Скоро в школу!»

Работа с педагогическими

работниками ДОУ

Январь

2023г.

Презентация игровой технологии

для развития речи и мелкой моторики у

детей: «Кинезиодорожки».

Февраль

2023г.

Консультация на тему «Леворукость у

детей»

Апрель

2023г.

Практикум: «Игры с мячом в

логопедической коррекции»

Май

2023г.

Консультация на тему «Влияние движений пальцев на

развитие речи»