Предметно - развивающая среда группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике на тему

Низамутдинова Ирина Анатольевна

  В данной статье дано понятие развивающей предметно - пространственной среды, раскрыты требования к ней, рассмотрены вопросы организации образовательного пространства в кабинете учителя - логопеда и в группе компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_-_razvivayushchaya_sreda.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно - развивающая среда группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

   Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет.

   Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране. Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к предметно - развивающей среде определённые требования. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования.

   В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

  Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

   В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

   В нашем детском саду группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями  речи функционирует с сентября 2001 года. Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование непосредственно образовательной деятельности и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

   Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

  • Зона коррекции звукопроизношения: «Королевство зеркал» оборудована настенным зеркалом, и индивидуальными зеркалами для детей, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков
  • Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают взаимосвязанные коррекционные задачи.
  • «Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений,  тетушка Азбука, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения)
  • «Царство смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи). Например, «Поле речевых чудес»
  • «Центр речевого дыхания» (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи)
  •  «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики): (Чудо-перчатки, массажные шарики, коврики, трафареты, аппликаторы Кузнецова)
  • «Внимательные ушки» развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
  • Центр релаксации. В нём «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Песочная терапия.
  • Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, компьютером, сканером, принтером, сиди-дисками с презентациями.
  • Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей воспитанников.
  •  В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

   Максимальное  влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания,  обучения и предметно – развивающая среда помещений. И мы уверенны, что развитие речевых возможностей дошкольника возможно только в хорошо оснащённой логопедической группе. Поэтому, в нашей группе нет места строгому стилю: шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным. Многие  пособия, уголки изготовлены руками творческих педагогов.

   В нашей группе есть уголок природы, лаборатория песка и воды, центр патриотического воспитания «Люблю тебя, моя Россия», «Занимай-ка», «Времена года», «Умелые руки не знают скуки», «Почитай-ка», «В гостях у феи красок», «Помощники», «О, спорт – ты сила», «Веселые нотки», «Театр открывает двери», «Мы познаем мир». Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.

   Для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности мы создали «Центр сенсомоторного развития» с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек – заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега; сенсорного мешочка и т.д.

   В центре художественно - эстетического и креативного развития «Веселые нотки», «Театр открывает двери» размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра - от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол "би-ба-бо". С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей с моторной алалией, удерживают внимание гиперактивных детей. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать просодические компоненты речи - интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

   В центре «В гостях у феи красок»  размещены материалы для изобразительной деятельности - рисования, лепки, аппликации. Главный персонаж центра меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. Например, при изучении лексического блока "Дом. Комнаты. Мебель. Посуда" хозяевами уголка становятся 3 медведя. Вспоминая знакомую сказку, дети описывают комнату каждого героя, мебель, посуду в комнатах, рисуют её, изображают повадки животных. Это помогает актуализировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка. 

   В центре «Занимай-ка», с коррекционно-развивающей направленностью, дети могут выбрать себе интересное дело, позаниматься с разнообразными тренажерами и пособиями: всевозможная шнуровка, мыльные пузыри, «дыхательные» бутылочки, сухой пальчиковый бассейн, контейнеры с крупой, песком, природным материалом, аппликаторы Кузнецова, звучащие игрушки, наглядные карточки для корригирующей гимнастики глаз, кинезиологические упражнения и другое. 

   Знакомить детей со многими природными объектами и явлениями приходится по картинкам. Восполнить недостаток позволяет организованный в групповой комнате природный уголок. В центре «Времена года» размещаются комнатные растения, модель аквариума, календарь погоды, сюжетные картинки соответствующего времени года, «портрет месяца». Дети усваивают времена года, сезонные изменения в природе.

   Для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально – познавательную деятельности у ребёнка должен быть выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Например: для игры «Выложи букву» или «Найди букву» предлагается различный материал (проволока, шнурки, палочки, бумага, природный материал). При подведении итогов отмечаются  положительные стороны каждого ребёнка. 

   Для функциональности предметно – развивающей среды. Используем настольно – печатные игры, весёлые игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр с маленькими друзьями развивает у дошкольников речь, творческое воображение, конструктивное мышление, восприятие окружающей действительности. 

   Большой ковёр позволяет прямо в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, растяжки для нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения на релаксацию и подвижные динамические паузы во время непосредственной образовательной деятельности, предупреждающие утомление детей.

   Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров обновляется.

   Для обеспечения индивидуальной детской деятельности.  Мы создаём ситуации занятости и увлечённости каждого ребёнка.

   В коррекционной группе, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети, следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.

   Так же большое внимание уделяется оформлению участков и территории детского сада.

   Таким образом,  в коррекционно-развивающей среде группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Фиалки» МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, наблюдать, добиваться поставленной цели....

Рабочая программа группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 5-6 лет.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;– обеспечение равных во...

Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет.

Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речиНа 2022-2023 учебный год составила учителя-логопедаЕрёмин...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов. Остановимся подробнее на создании предметно- развивающей среды по профориентации в группах компенсирующего...