Семинар-практикум для педагогов «Особенности работы с детьми ММД».
консультация по коррекционной педагогике по теме

Оксана Владимировна Осипова

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей, факторы влияющие до рождения ребенка, симптомы, методика работы с детьми ММД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmd.docx121.51 КБ
Microsoft Office document icon anketa_priznaki_impulsivnosti.doc54.5 КБ
Файл igry_dlya_detey_s_mmd.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов                                           «Особенности работы с детьми ММД».

В последние десятилетия в зарубежной литературе много пишут о синдроме легко органических нарушений в работе нервной системы у детей. Их ещё называют минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Минимальная мозговая дисфункция встречается у детей довольно часто. По разным данным минимальной мозговой дисфункцией страдают от 2 до 25 % детей.

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей.

К незрелости мозга на момент рождения или нарушению обменных процессов головного мозга приводят различные факторы.

1.    Факторы, влияющие до рождения ребёнка: 

  •  Наследственная предрасположенность. Кто-то из близких родственников ребёнка страдает подобными расстройствами.

2.    Патология беременности и родов: 

  •  Недоношенность.
  •  Болезни и токсикозы беременной.
  •  Угроза прерывания беременности.
  •  Плохое питание беременности. Анемия беременной.
  • Гипоксия плода и асфиксия новорожденного.
  •  Гемолитическая болезнь.
  •  Патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность и др.)                                                                                                                            

3.     Факторы, действующие в раннем детстве: 

  •  Недоедание в раннем детстве.
  •  Заболевания, при которых мозг испытывает постоянный дефицит кислорода (бронхиальная астма)
  •  Врождённый порок сердца, когда ущербная сердечная деятельность не способна обеспечить достойный кровоток в мозг.

Симптомы:

Проблемы у ребенка, связанные с ММД, расцветают пышным цветом в старшем дошкольном возрасте:

  1. плохо запоминает.
  2. отвлекается, неусидчив.
  3. отвратительно пишет.
  4.  громко кричит, бесцельно бегает в неподобающей обстановке.
  5. проявляется повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неловкостью.

 Врачи могут «обозвать» ММД самыми разными диагнозами: гиперактивность, дефицит внимания, хронический мозговой синдром, органическая мозговая дисфункция, лёгкая детская энцефалопатия, задержка психомоторного развития и др.

 Кроме того, дети с ММД являются предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как дети трудно обучаемые или педагогически запущенные.

У каждого ребёнка проявления ММД могут быть свои, но в основе всего – некогда пережитые вредные воздействия, немного повредившие головной мозг.

Особенности детей с ММД:

Дефицит внимания. Такие дети легко отвлекаются на любые раздражители, не могут сосредоточиться на чём-либо, рассеянны, им сложно дается запоминание. 

Нарушение сна. Обычно дети плохо спят, часто просыпаются, вскрикивают во сне.

Особенности характера. Настроение ребёнка быстро меняется и легко переходит от приподнятого к депрессивному (эмоциональная лабильность). Иногда у него возникают беспричинные вспышки ярости и гнева, причём не только к окружающим, но и к себе. Ребёнок инфантилен, предпочитает играть с детьми младшего возраста.

Нарушения «мелкой моторики». У таких деток плохо работают пальчики, им проблематично завязать шнурки и застегнуть пуговицы, а в более старшем возрасте – пользоваться ножницами, писать, шить. Сложности в письме проявляются в плохом почерке (пишет мелко или крупно), а так же в том, что ребёнок быстро устаёт писать.

Нарушение речи. Страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие. Таким детям сложно строить длинные предложения, их речь бедна, они с трудом рассказывают текст, плохо пишут сочинения.

Нарушение пространственного восприятия. Плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальное написание букв и др.

 Нарушение памяти. Сложно даётся механическое запоминание.

Методика работы с детьми ММД:

  • Начало лечения должно быть более ранним. Необходимо понимать, что за один курс лечения, пусть даже самыми дорогими препаратами, ситуация кардинально не изменится, ведь поведенческие расстройства формировались во время беременности, весь период младенчества и те несколько лет, когда родители особо не обращались к специалистам.
  • В детском саду или дома создать доброжелательную спокойную обстановку. Необходимо понимать, что состояние связано не с испорченностью характера, эгоизмом и капризами, а с заболеванием и его неадекватные поступки не умышленны.
  • Нельзя давать ребёнку одновременно несколько заданий: он не сможет их выполнить и расстроится, вы тоже останетесь недовольны. Нужно дать только одно задание и ограничить его определённым временем. После того, как ребёнок его сделает, проконтролируйте выполнение и похвалите.
  • Для ребёнка с ММД предпочтительны занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику рук: рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание.
  • Нельзя допускать в воспитании крайностей: с одной стороны быть с ребёнком чрезмерно строгими и требовательными, наказывать, с другой – излишне опекать. В речи, обращённой к ребёнку, избегайте слов «нет» и «нельзя», говорите с ним сдержанным, спокойным тоном.

  • Режим дня должен быть очень чётким. Обязательно придерживайтесь его: время пробуждения, отхода ко сну, приёма пищи должны ежедневно строго соблюдаться.
  • Ограничьте контакты ребёнка с большим скоплением народа (шумные гости, массовые детские игры), это излишне возбуждает и способствует рассеиванию внимания. Лучше пусть ребёнок играет или общается только с одним человеком.
  •  Физическая активность – необходимое условие. У ребёнка с ММД огромное количество избыточной энергии, которую необходимо куда-то расходовать. Самое подходящее применение ей – физкультура.
  • Питание ребёнка должно соответствовать возрасту, быть полноценным и богато витаминами.

Игры:

Упражнение "Рукавички" учит работать в паре.

Игры "Скамья запасных", "Море волнуется" помогут преодолеть двигательную расторможенность и послужит тренировкой усидчивости.

Игры "Слушай команду", "Замри", "Четыре стихии" помогут в развитии внимания, памяти, произвольного поведения.

Игра "Давай поздороваемся" поможет ребенку в снятии мышечного напряжения, переключении внимания.

Для развития сенсомоторной координации можно использовать упражнение "Графический диктант", "Копирование узоров".

При правильной организации занятий и грамотном медикаментозном лечении 70 % детей с ММД догоняют своих сверстников и учатся в обычной школе. Если превратить процесс обучения в увлекательную игру, увеличить мотивацию (поощрять ребёнка, хвалить и т.д.) и, что очень важно, включить над ним контроль (следить за выполнением задания, проговаривать его действия вместе с ним, заставлять отчитываться о проделанной работе), такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.

Внимание!

Симптомы, схожие с проявлениями ММД, наблюдаются и при некоторых других заболеваниях (олигофрения, психозы и др.), поэтому полную правильную оценку состоянию больного может только совместное длительное наблюдение ребёнка неврологом, психиатром и педагогом.

Консультация детского психиатра обязательна.



Предварительный просмотр:

Признаки импульсивности

(анкета)

Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают.

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10.Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11.Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12.Может нагрубить родителям, воспитателю.

13.Временами кажется, что он переполнен энергией.

14.Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15.Требует к себе внимания, но не хочет ждать.

16.В играх не подчиняется общим правилам.

17.Горячится во время разговора, повышает голос.

18.Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19.Любит организовывать и предводительствовать.

20.Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

                                                       Итого

15-20 баллов - высокая импульсивность.

7-14 баллов  - средняя.

1-6 баллов - низкая.

Признаки импульсивности

(анкета)

Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают.

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10.Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11.Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12.Может нагрубить родителям, воспитателю.

13.Временами кажется, что он переполнен энергией.

14.Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15.Требует к себе внимания, но не хочет ждать.

16.В играх не подчиняется общим правилам.

17.Горячится во время разговора, повышает голос.

18.Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19.Любит организовывать и предводительствовать.

20.Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

                                                       Итого

15-20 баллов - высокая импульсивность.

7-14 баллов  - средняя.

1-6 баллов - низкая.



Предварительный просмотр:

Развитие внимания

«Хлопки»: ребенок должен «отхлопывать» ритм, заданный ведущим. Сначала простенький, затем — более сложный.

«Отражение в зеркале»: надо повторять за ведущим его жесты.

«Опаздывающее отражение» (воспроизведение предыдущего движения начинается тогда, когда ведущий уже показывает следующее). Можно договориться о пропуске каких-либо движений (например, приседаний или наклонов вперед).

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное».

«Кто летает?».

Дети садятся на полу полукругом, взрослый называет предметы.  Если предмет летает — дети поднимают руки, если не летает — руки у детей опущены. Когда взрослый сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку. Ребенок, который не удержался, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

«Найди отличие».

Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик и т.д.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Тренировка усидчивости, преодоление расторможенности.

«Замри-отомри». Можно просто договориться о том, что игроки должны пребывать в неподвижности в течение определенного времени. Постепенно эти интервалы должны удлиняться.

«День-ночь» Ведущий говорит: «Ночь», игроки замирают. Когда объявляется «день», разрешается двигаться.

«Море волнуется». «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, — говорит ведущий, — морская фигура на месте замри». Побеждает тот, кто дольше всех простоит, не шелохнувшись.

«Черепаха».

Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2—3 минуты  инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.  

«Морские волны».

По сигналу взрослого "штиль" все дети в группе "замирают". По сигналу "волны" дети по очереди встают за своими столами. Сначала дети, сидящие за первыми столами, через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми и т.д.

Как только очередь доходит до обитателей последних столов, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми, садятся и т.д.

По сигналу "шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "штиль".

«Четыре стихии».По команде ведущего ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками: "земля" - опустить руки вниз; "вода" - вытянуть руки вперед; "воздух" - поднять руки вверх; "огонь" - вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Скамья запасных». Любая подвижная игра с обязательным условием, что нарушивший порядок игры или тот, кто вел себя очень шумно, баловался, попадает на скамью запасных. При этом если проштрафившийся будет вставать, вскакивать с импровизированной скамейки запасных, ерзать, раскачиваться, то на его команду накладывается штрафное очко (или засчитывается поражение).

«Слушай команду».

Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.)
Примечания:
1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя. 

Тренировка выдержки, контроль импульсивности.

«Барыня прислала». «Барыня прислала сто рублей, что хотите — то берите, черное с белым не носите, «да» и «нет»» не говорите»: ребенку задают вопросы, а он, отвечая, должен соблюсти вышеуказанные условия. Можно наложить запрет и на какие-нибудь другие слова или действия.

«Продолжи ритм» — каждый игрок воспроизводит ритм, добавляя один хлопок.

«Продолжи фразу» — играющие строят предложение, повторяя сказанное предыдущими игроками и добавляя свое слово.

 «Колпак мой треугольный». (старинная игра).

Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

«Скала».

Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая различные позы, опираясь друг на друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут по очередно выступить в роли альпиниста.

«Пчелка».

Все участники превращаются в пчелок, которые «летают» и громко жужжат. По сигналу инструктора: «Ночь» — «пчелки» садятся и замирают. По сигналу инструктора: «День» — «пчелки» снова летают и громко «жужжат».

Взаимоотношения со сверстниками.

«Неожиданные картинки».

Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде взрослога дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат картинку, которую начали рисовать. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку. Игру можно оживить музыкальным сопровождением.

«Путаница».
Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу кто как может. Задача водящего распутать детей в круге.

«Рукавички».

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Упражнение «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок — здороваемся за руку;
  • 2 хлопка — здороваемся плечиками;
  • 3 хлопка — здороваемся спинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».

Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное ра...

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»

Цель: 1. Показать педагогам основные приемы работы с интерактивной доской «StarBoard».2. Познакомить с компьютерной программой к презентации, направленной на формирование базовой компетент...

Семинар – практикум на тему: «ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар – практикум на тему:«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...