Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Варвара Петунская

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
 забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности, 
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
                                                           В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara_dlya_pedagogov.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара-практикума для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Цель: расширить знания педагогов по применению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности дошкольников, в соответствии ФГОС ДО

План семинара:

1. Вступительное слово.

2.Доклад и презентация на тему: «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности дошкольников, в соответствии ФГОС ДО»

3. «Игровой стретчинг в системе физкультурных занятий», «Ритмопластика как форма здоровьесбережения детей»,

 «Использование приемов «су-джок» терапии на физкультурных занятиях.

4. Практическая часть. Работа в микрогруппах.

5. Рефлексия «Мишень»

Слайд. Сегодняшнее выступление хочется начать со слов Сухомлинского:

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
 забота о здоровье – это важнейший
 труд воспитателя. От жизнерадостности, 
  бодрости детей зависит их духовная жизнь,
                                 мировоззрение, умственное развитие,
                            прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Слайд. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

 Слайд. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Слайд.  Какие существуют разновидности ЗТ?

Существуют разновидности здоровьесберегающих технологий.

  • медико-профилактические
  • физкультурно-оздоровительные
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
  • валеологическое просвещение родителей
  • здоровьесберегающие образовательные технологии

Слайд. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ осуществляется через:

  • Семинары-тренинги,
  • Семинары-практикумы
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника»,   «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Слайд. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей осуществляется через:

  • Информационные стенды для родителей  
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ  
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения

Слайд. В современной педагогике существует 3 классификации технологий: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения ЗОЖ, коррекционные технологии

Слайд. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. К традиционным видам относятся: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, дыхательная глазодвигательная и пальчиковые виды гимнастик.

Слайд. Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Слайд. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Слайд. Релаксация проводится под спокойную классическую музыку, либо под звуки природы.

Слайд. К нетрадиционным видам можно отнести стретчинг и ритмопластику, использование степ-платформ.  Об этих видах технологий вам подробнее расскажет Василенко Ю.О.

Слайд. Второй вид технологий - технология обучения ЗОЖ, к которому относятся: физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, тематические недели.

Слайд. Третья разновидность-коррекционные технологии, которые делятся на традиционные и современные. К традиционным технологиям относятся: сказкотерапия, закаливание, технологии музыкального воздействия.

Сказкотерапия.

Это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. По ходу сказки дети учатся расслабляться, правильно дышать, преодолеваются барьеры общения, развивается речь, внимание, мышление, воображение. Под влиянием сказкотерапии ребенок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

Музыкотерапия – одно из направленностей арт-терапии. При активной музыкотерапии ребенок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах, при пассивной – прослушивание.

Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

К нетрадиционным или современным относятся: «Су-джок» терапия и технология воздействия цветом, улыбкотерапия.

 Улыбкотерапия.

Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А еще у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Таким образом, улыбкотерапия имеет оздоровительную направленность, и в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. Цветотерапия для дошкольников –хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции, чувства, которые сложно объяснить словами. Если дети выбирают яркие оттенки желтого, зеленого цвета- показатель гармоничного психического развития, если ребенок отдает предпочтение черному. Коричневому цвету – возможно склонность к замкнутости и одиночеству.

Слайд. Более подробно остановимся на методе «су-джок» терапия.

Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

         В своей работе с детьми наряду с традиционными методами физкультурно – оздоровительной работы я использую и нетрадиционные методики. Одна из таких методик - Су-Джок-терапия, которая является лучшей системой самооздоровления, существующей в наше время. Су-Джок возникла в Корее.

Этот метод проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. В переводе с корейского Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су – Джок так же направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Эту методику признали во всём мире, в том числе и Минздрав РФ одобрил её. Первой ступенью Су- Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. По теории восточной медицины кисти и стопы – своеобразные миниатюрные проекции тела человека. Подушечка большого пальца – лицо, голова. Остальные пальцы – верхние и нижние конечности. Основание ладони – внутренние органы. Зная самые элементарные сведения о Су-Джок, простейшую помощь своему организму может оказать сам себе каждый, даже ребёнок.

Для проведения Су-Джок терапии нужны специальные массажные шарики в комплекте с металлическими пружинными кольцами, которые свободно продаются в аптеке.

 Дети шариком стимулируют зоны на ладонях, руках, стопах, ногах, спине.

Массажеры способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают высокий уровень двигательной активности мышц и возможности целенаправленной речевой работы с ребенком.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, а также оптимизировать выполнение упражнений с ребенком дома.

Слайд. Высокая эффективность Су-Джок-терапии в том, что:

- не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект;

- безопасность использования многократно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

- включение самомассажа в любую образовательную деятельность (физкультминутки); - легок в выполнении; - проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей. Эта здоровье сберегающая технология настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и затем им можно пользоваться всю жизнь.

        Сегодня мы вас более подробно ознакомили с современными здоровьесберегающими технологиями, используемые в ДОО. На следующей неделе состоятся взаимопросмотры по внедрению данных технологий. В конце семинара прошу вас записаться, чье занятие вы хотели бы посетить.

Слайд. Переходим к практической части. Вам необходимо разработать здоровьесберегающие технологии согласно режимным моментам:

  1. Утренняя гимнастика
  2. НОД
  3. Гимнастика пробуждения
  4. Самостоятельная деятельность детей
  5. Прогулка, наблюдение

Работа в микрогруппах

Слайд. Рефлексия «Мишень»