Семинар – практикум на тему: «ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал на тему

Ремхе Елена Владимировна

Семинар – практикум на тему:

«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_imagoterapiya.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №199 присмотра и оздоровления «Сказка»

Семинар – практикум на тему:

«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                       Музыкальный руководитель: Ремхе Е.В.

                                                           


Само слово "имаготерапия" уходит корнями в латинское слово imago ("образ"). Неудивительно: ведь данный вид помогающей практики подразумевает воспроизведение личностью определённого комплекса образов, в которые включены образ мысли, образ слова, и образ действия. Будучи разновидностью поведенческой психотерапии, имаготерапия ставит целью научение субъекта более адекватным реакциям на внешние раздражители.

Имаготерапевтический процесс как таковой подразумевает несколько этапов. На первом этапе ведущую роль играют рассказ и инсценировка. Клиенту вначале предлагается рассказать о том, каким он хотел бы стать, а затем ежедневно последовательно воспроизводить в своём поведении желаемые элементы образа. Второй этап, часто именуемый "театром экспромта", характеризуется проигрыванием в групповой форме каких-либо жизненных ситуаций — что часто сопровождается использованием техник танцевально-двигательной терапии.

На третьем, завершающем этапе акцент ставится на студийных занятиях: субъекту предоставляется возможность вместе с группой проигрывать на сцене небольшие комедийные и драматические постановки, корректирующие черты психической конституции пациента. Так, слишком застенчивым и стеснительным лицам предлагается освоить роли раскрепощённых весельчаков, а тем, у кого эмоции порой льются "через край" — напротив, роли людей сдержанных и рассудительных.

Подобный подбор психотерапевтических техник далеко не случаен: Специалисты в области медицины полагают, что существует масса закономерностей между воспроизводимыми в нашем сознании образами и работой иммунной системы человека. Они утверждают, что связь данных образов с многочисленными зрительными, слуховыми, тактильными физиологическими реакциями достаточно очевидна. И слова, и образы, и действия могут целенаправленно влиять на работу всех систем организма.

Личность, научившаяся использовать вышеописанные техники имаготерапии, обладает опытом запуска конкретных стимулов, могущих эффективно стимулировать восстановление нарушенных в результате болезни или травмы психических контуров. Благодаря данным техникам в настоящее время имаготерапевты успешно врачуют психосоматические заболевания, к числу которых относятся гипертония, язвенная болезнь, бронхиальная астма.

И это ещё не всё: имея в копилке памяти ряд красочных образов, человек, прошедший курс имаготерапии, обладает навыками избавления от нервно-психического напряжения и общей реабилитации нарушенного психического статуса. Ведь яркая фантазия является тем самым драгоценным ресурсом, который каждый из нас в силах использовать для врачевания духовных и телесных недугов.

ИМАГОТЕРАПИЯ (лат. imago - образ, представление) - психотерапевтический метод, направленный на выработку у больного способности воспроизводить определённый комплекс образов в своём воображении, отражающий трудные жизненные ситуации, и представлять себя в качестве человека, адекватно реагирующего на них.

Метод расширяет коммуникативные возможности пациента, развивает способность к воспроизводству нужного ("лечебного") образа, к мобилизации собственного жизненного опыта. Является вариантом поведенческой психотерапии.

Проводится чаще в группе, реже - индивидуально. Длительность лечения - несколько месяцев.

К леч. факторам, используемым при И., относятся внушение, разъяснение, отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения. Метод применяют при лечении пограничных состояний.

Умение правильно дополнять свою речь мимикой и жестами помогает и в психической саморегуляции. Можно утверждать, что человек, в совершенстве овладевший искусством мимики и жеста, более устойчив к стрессам.

В последние годы накоплено множество научных экспериментальных доказательств существования внутренней анатомической и биохимической связи между нервной системой и иммунной реакцией.

Американский врач-радиолог Карл Саймонт и его жена психолог Стефания Мэтьюз соединили релаксацию с визуализацией, чтобы особым образом направить самоисцеляющий потенциал пациента. В 1985 году на международном симпозиуме по имаготерапии они рассказали о первых результатах работы с терминальными раковыми пациентами, чей предполагаемый срок жизни не превышал года. Из 159 пациентов 19% полностью избавились от рака, у 22 % заболевание уменьшило свое развитие. Остальные в среднем удвоили предсказанное им время жизни.

Но суть задачи заключается не в том, чтобы освободиться от всех раковых клеток — мы все время воспроизводим новые. Задача в том, чтобы настраивать организм на постоянную победу над ними, контролировать все свои процессы

По этому методу вначале достигается физическое расслабление. Затем пациент, не открывая глаз, создает мысленную картину того, как раковые клетки ослабевают и отступают в замешательстве. Процесс лечения представляется как мощный поток, уничтожающий раковую опухоль. Здоровые ткани, окружающие пораженную область, в образном представлении пациента восстанавливаются после лечения и не испытывают никакого ущерба. Собственные защитные силы организма в виде белых кровяных телец толпой набрасываются на оставшиеся раковые клетки и уничтожают их. Таким образом, организм полностью освобождается от рака. В конце визуализации пациент видит себя в полном здравии, благополучно осуществляющим свои жизненные планы.

В работе с детьми имаготерапию можно представить как театрализацию психотерапевтического процесса, в основе которого лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию. Опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

Задачи имаготерапии заключаются в укреплении и обогащении эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей, а также в воспитании способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способности выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я».

Дети дошкольного возраста, благодаря особенностям своей эмоционально-волевой сферы, являются наиболее восприимчивой категорией к жанру сказки, и соответственно основным объектом сказкотерапии.

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально

развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением зрения, слуха, интеллектуальной недостаточности, речи, и др.

Используем имаготерапию при:

- нарушениях поведения;

- страхах;

- нарушении коммуникативной сферы.

Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей.

Работая с куклой, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо позаботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следить за тем, чтобы её движения соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.

В работе можно выделить два уровня сложности:

1-ый вариант:

Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения. Никаких слов он не заучивает. Каждый ребенок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что – либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию.

2-й вариант:

Ребенок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.

Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способам воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене.

Здесь помогут дидактические игры, например«Посмотри и повтори»«Вспомни и воспроизведи»«Узнай, чей это жест»«Кто как двигается»«Кому весело, кому грустно» и т. д. Пока одни дети выполняют задание, педагог вместе с остальными детьми может внимательно следить за игрой каждого маленького актера, отмечая при этом индивидуальное своеобразие передачи образа, исполнения роли.

Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребенок не испытывал затруднений в понимании их содержания и пересказе.

Упражнение «Мир перевоплощения» 

главным образом направлено на снятие мышечных зажимов (поэтому может включаться в упражнения «на разогрев» в начале тренинга) и развитие невербальных средств коммуникации. В этом упражнении сочетаются элементы музыкотерапии, имаготерапии, библиотерапии, изотерапии. Суть упражнения: учащимся предлагается поговорить на языках разных видов искусств. На каком языке говорит театр, балет, музыка, литература, изобразительное искусство? Чтобы это понять, нужно на языках этих видов искусства показать весну (возможен любой объект). По завершении упражнения проводится рефлексия – что удалось/не удалось, что было сложно?

Упражнения «Скульптор и глина»

 Суть: участники разбиваются на пары, в каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй – «глины». Задача скульптора вылепить из глины скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние, делается это путем непосредственных физических воздействий на глину без использования слов. Задача глины – быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел скульптора. После окончания работы получившиеся скульптуры выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. Когда все гипотезы выслушаны, скульпторы делятся своим первоначальным творческим замыслом. По завершении - рефлексия.

Данное упражнение способствует развитию экспрессивности, умения выражать свои эмоции и чувства, развитию способности давать «обратную связь», эмпатии, направлено на развитие групповой сплоченности.

Упражнение  Преодоление раздражительности 

Закройте глаза.
Сконцентрируйтесь на
своих переживаниях.
Представьте ситуацию,
когда вы больше всего
раздражаетесь, или конкретного человека,
вызывающего у вас
это чувство. Вызовите
образ (по примеру
предыдущего
упражнения). Максимально
активизируйте
воображение,
переживите ситуацию,
когда вы чувствуете,
что этот человек раздражает вас до
последней степени.
Расслабьте лицо и
руки, дайте своей воле
приказ успокоиться и
представьте, что вы абсолютно терпеливы
и не поддаетесь ни на
какой его вызов. Что
бы он ни делал в
вашем мысленном
представлении, чтобы раздражить вас, вы
должны быть
терпеливы. Вам это
удается. Похвалите
себя, почувствуйте
удовлетворение. Зафиксируйте, что вам
нравится ваше новое
поведение.
Улыбнитесь.
Растворите в вашем
воображении вызванный образ,
опустите его. Еще раз
похвалите себя.
Повторяйте это
упражнение в
различных вариациях, с разными людьми до
тех пор, пока вы
перестанете
чувствовать
раздражительность в
ответ на мелкие неприятности
повседневной жизни.
Таким путем вы
можете постоянно
работать над собой,
изменяя себя.

Упражнение Растворение чувства обиды

Растворение чувства обиды Расслабьтесь, закройте
глаза. Дышите
спокойно и ритмично.
Представьте, что вы в
затемненном театре и
перед вами небольшая сцена.
Поставьте на сцену
человека, который вас
обидел. Вызовите в
памяти его образ.
Произнесите про себя следующую формулу:
«Перед моим
внутренним взором
появляется человек
(тот или иной образ)».
Повторите это пять раз. Затем мысленно
произнесите: «Образ
становится все более
четким». Когда вы ясно
увидите этого
человека, представьте, что с ним происходит
что-то хорошее, то, что
для этого человека
имеет большое
значение. Представьте
его улыбающимся и счастливым.
Задержите этот образ в
вашем представлении
2–3 минуты, а потом
пусть он исчезнет. Для
этого произнесите следующую формулу:
«Образ постепенно
уходит» (2–4 раза).
Образ исчез».
Затем, когда человек,
которого вы хотите простить, покинет
сцену, поставьте туда
себя. Представьте, что
с вами происходит
только хорошее.
Представьте себя счастливым и
улыбающимся. Это
упражнение
растворяет темные
облака накопленной
обиды. Делайте это упражнение один раз в
день, в течение месяца
и посмотрите,
насколько вам станет
легче жить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."...

Семинар-практикум: Арттерапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека....

Семинар-практикум «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность, эффективность применения палочек Кюзенера в педагогическом процессе ДОУ.  Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают ми...

Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"

Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...

Конспект семинар - практикум. Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.

В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат р...

Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...