Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
материал

Печёрина  Светлана Михайловна

"Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."

                                                                                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №112 «Сибирячок» г. Улан-Удэ

                                                          Семинар-практикум

«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                                                       

 

                                                                         Печёрина Светлана Михайловна

                                                               воспитатель

  высшая квалификационная категория

                                                                                                       


Цель: 

1.Конкретизация в представлении педагогов понятий: «технология», «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании».

2.Изучить и внедрить в практику работы педагогов современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

                    Форма проведения: деловая игра «Жить здорово».

                                                         План:

1. Теоретическая часть:

  • Психофизиологическая саморегуляция. Методика проведения релаксации.
  • Конкретизация понятий: «технология», «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании".
  • Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

2. Практические занятия с педагогами по группам:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Бодрящая гимнастика.
  • Гимнастика для глаз.
  • Релаксация.
  • Самомассаж: рук, ушей.
  • Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

3. Практическое задание для всех групп: заполнить карточки (смотри в приложении).                      

Распределение педагогов на 2 подгруппы; предлагаю выбрать любую геометрическую фигуру по желанию и занять места за столами с данными фигурами.

                                        Уважаемые коллеги!

 Рады приветствовать вас на нашей передаче «Жить ЗДОРОВО».

         Для начала предлагаем вам немного поразмышлять. Представьте себе всех тех людей, о которых вы ежедневно заботитесь, за жизнь и поведение которых чувствуете ответственность. Кто может назвать этих людей?

Теперь посмотрите, включили ли вы в этот список себя?

Можно сказать, что в каждом из нас живёт маленький ребёнок - это наше собственное внутреннее «Я», которому мы уделяем мало внимания. Очень часто, особенно женщины забывают о собственных потребностях и нуждах, и жертвуют ими ради семьи, детей, внуков. Важно, чтобы каждый взрослый человек выработал привычку заботится о себе - любимом.

Каждый человек - уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. В нашем зале растёт чудесное дерево, каждый листочек которого - подарок для человечества. Подумайте, в чём состоит ваша исключительность, уникальность. Напишите на листочке: «Я подарок для человечества, так как я...» и прикрепите на дерево.

Всегда помните о себе и любите себя.

1. Прежде чем начать нашу передачу, подумайте и дайте ответ, что такое -«технология»?  (Ответы педагогов)

Ведущий: правильно, «технология» - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным  педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.  (Данное определение предлагается кандидатом педагогических наук Деркунской В.А.).
2. Что такое здоровьесберегающие технологии? (ответы педагогов)
Ведущий: Совершенно верно,  здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

 3.Какова цель здоровьесберегающих технологий? (ответы педагогов)                                          Ведущий: Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

4. Перейдем к классификации здоровьесберегающих технологий. (Слайд 1)

1. Медико-профилактические.

2.Физкультурно-оздоровительные, приобщение детей к здоровому образу жизни.

3.Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

4.Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.

5.Валеологическое просвещение родителей.

А теперь продолжим  нашу передачу с разговора «про жизнь».

Дыхание – самое яркое и убедительное выражение жизни:

  • дыхание наполняет органы и ткани нашего тела необходимой энергией;
  • дыхание неразрывно связано с работой головного мозга;
  • полноценное дыхание является необходимым условием сохранения здоровья;
  • дыхание не только обеспечивает поступление кислорода в организм, но и регулирует газообмен.

Комплексов дыхательных упражнений известно много, но все они направлены на овладение механизмом правильного дыхания для поддержания газового баланса в организме, т.е. для поддержания органов и их функций в здоровом состоянии. Кроме того, некоторые виды дыхательной гимнастики способны снять умственное напряжение, наладить психоэмоциональное состояние, улучшить сон, память.

Одним из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является то, что она: во-первых, не требует высоких экономических затрат и поэтому может применяться в любом дошкольном учреждении, а во-вторых, доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики позволяет использование ее воспитателями в образовательном учреждении и родителями с их детьми в семье. (Слайд 2)

Бодрящая гимнастика после сна обеспечивает детям плавный переход от сна к бодрствованию, помогает проснуться и готовит их к активной деятельности.

Форма проведения может быть различной: упражнения лёжа и сидя на кроватках,  ходьба по дорожкам здоровья, комплекс упражнений на ковре и др. Введение в режим дня гимнастики после сна повышает двигательную активность детей, способствует формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия, развивает координацию движений, совершенствует физическое развитие и хорошо вписывается в общий комплекс оздоровления. (Слайд 3)

Практическое задание для 1 группы: (Подготовить комплексы дыхательной и  бодрящей  гимнастики)

Теперь перейдём к разделу «про медицину».

Массаж волшебных точек ушей.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей дошкольного возраста. Рекомендуется проводить ежедневно. (Слайд 4)

Закаливающий массаж подошв.

Массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. (Слайд 5)

Гимнастика для глаз

Хотелось бы выделить основные приёмы тренировки глаз с целью сохранения зрения. Специальные упражнения способны активно снимать зрительное напряжение и утомление, расслаблять наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровоснабжение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают они также стабилизировать и направленно повышать уровень зрительной выносливости, т.е. выносливости к зрительному утомлению. В основу упражнений положены два ведущих принципа тренировки глаза. Первый – тренировка аккомодации (способности глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях). Второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии правильного и систематического их выполнения. Комплекс гимнастики должен занимать 5 минут, один раз в день, лучше утром, в течении 15-30 дней. Затем перерыв и повторение. Упражнения, входящие в комплекс, нужно время от времени менять. (Слайд 6)

Практическое задание для 2 группы (Подготовить комплекс самомасссажа ушей; рук; пальчиковых игр; гимнастики для глаз.)

 Переходим к последнему разделу нашей программы --

«про психологию».

На ребёнка, как и на взрослого, воздействует пресс психоэмоциональных перегрузок, характерный для начала 21 века. Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряжённость межличностных отношений взрослых. Ко всему этому ребёнку уделяется всё меньше внимания. Его кормят, о нём как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям.

Наши дети постоянно находятся в напряжении. А чтобы снять это напряжение нужно научить их расслабляться. В этом нам поможет релаксация.

  (Проведение релаксации с педагогами).

Практическое задание для всех групп: заполнить карточки с вопросами

(в приложении).

 

Ведущий: Сегодня мы рассмотрели некоторые теоретические вопросы здоровьесбережения, разобрали практические задания, используя данные технологии.

   Здоровья Вам и вашим  воспитанникам!!!

Приложения

 «Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Психофизиологическая саморегуляция. Методика проведения релаксации.

Релаксация - полное мышечное расслабление, осуществляемое произвольно при помощи образного представления. Правильное общее расслабление мышц способствует снятию стресса и связано с ощущением отдыха и умиротворения.

Для проведения сеанса релаксации необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Исключить воздействие сильных раздражителей на органы чувств.
  2. Ослабить свет (слабое, мягкое освещение).
  3. Создать температурный комфорт (+23°).
  4. Акустические эффекты: шум дождя, морского прибоя, шум листвы, журчание ручья.
  5. Музыка: А.Вивальди, И.С.Баха, П.И.Чайковского, Г.Генделя, индийская, духовная.
  6. Дыхание: медленное, бесшумное, поверхностное.
  7. Одежда свободная, спортивная.

Методика проведения релаксации:

  1. Лечь на коврик, вытянув руки вдоль туловища, ладонями вниз, при этом ноги не касаются друг друга.
  2. Включить тихую релаксационную музыку.
  3. Глаза медленно закрываются.
  4. Расслабиться, почувствовать, как приятно лежать на коврике, ощутить его поверхность (гладкая, шершавая, мягкая).
  5. Нельзя делать никаких движений. Ни о чём не думать, представлять картинку, о которой идёт речь.


Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики

  • Педагоги и родители предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения.
  • Дыхательную гимнастику следует проводить регулярно, несколько раз в день.
  • Сочетать дыхательную гимнастику с прогулками на свежем воздухе, с закаливающими процедурами.
  • Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.
  • Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формы выполнения с постепенным усложнением.
  • Комплексы необходимо чередовать в течении двух недель, можно варьировать.
  • Нельзя смешивать разные виды гимнастик.
  • Можно использовать музыкальное сопровождение (музыка должна быть медленной, спокойной).

Закаливающую носовую гимнастику можно делать сидя, стоя, лежа. Если сначала дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом. Следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты. Во время болезни, высокой температуры упражнения не выполняются. Вдыхать и выдыхать воздух через нос. Можно включать во все комплексы дыхательной гимнастики, в режимные моменты в течение дня.

Упражнения по методу очистительного дыхания рекомендуется проводить во время физкультурных пауз на занятиях педагогами, после физической нагрузки, как можно чаще для снятия напряжения, усталости. Делать глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, научить его выполнять упражнения в виде разных игровых образов.

Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и при ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 лет. Комплексы можно выполнять на утренней гимнастике, физкультурном занятии, физкультминутках, на прогулках при температуре 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Освоение комплекса необходимо начинать с трех первых упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Уделять внимание активному вдоху носом и пассивному выдоху ртом. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению. Легче начинать по 4 вдохов–движений (4 серии, т.е. 16 движений вдохов), отдыхая 3-5 секунд после каждых 4 вдохов-движений. Если появляется выраженное головокружение, то гимнастику надо делать сидя, с перерывами до 5-10 секунд.

№ п/п

Вопрос

Ответ

Приведите пример

1

Дайте определение «технология»

1

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с мед.правилами и нормами

2

Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей

3

Целью технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека

4

Назовите задачи технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

5

С какой целью применяется в ДОУ технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов

6

Задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей

№ п/п

Вопрос

Ответ

Приведите пример

1

Дайте определение «технология»

Инструмент профессиональной деятельности педагога.

Технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного подхода и др.

1

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с мед.правилами и нормами

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании

Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий в детском саду, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

2

Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

Становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

3

Целью технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

К данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

4

Назовите задачи технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. в дет.саду и дома

К данным технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

5

С какой целью применяется в ДОУ технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов

С целью развития культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни

Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми. Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей.  уметь оставаться здоровым в работе с детьми (с учетом  психического здоровья).

6

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей

Технологии валеологического просвещения родителей

Папки-передвижки, совместные с родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
  3. Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ.
  4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.
  5. Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ.
  6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии.
  7. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
  8. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.
  9. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

               

                                 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Использование и развитие мультимедиа в современном образовании - Образовательный портал «Мой университет».
  2. Логосайт «РЕЧЕЦВЕТИК» - http://rusedu.net.
  3. Образовательные технологии новых стандартов - Образовательный портал «Мой университет».
  4. Сайт дошкольного работника «КАЛИНА» - http://Kama1983.narod.ru.
  5. Центр образовательного и научного консалтинга – www.conseducenter.ru
  6. www.maaam.ru
  7. www.o-detstve.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №112 «Сибирячок» г. Улан-Удэ

                                                                                                                                                                                          Печёрина Светлана Михайловна, воспитатель

                                                      Рекомендации по планированию здоровьесберегающих технологий.

Технология                                       Возраст         Время проведения в режиме дня                           Авторы технологии

Дыхательная и звуковая

гимнастика по А.Стрельниковой

4-7 лет

на физ.занятиях, после сна, перед прогулкой

«Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Сост. Е.Ю. Александрова. «Учитель», Волгоград, 2007 г.

Психогимнастика М.Чистяковой

все

в течение дня

«Психогимнастика» М.Чистяковой

Звуковая гимнастика Н.Лобанова

все

в течение дня

«Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Сост. Е.Ю. Александрова. «Учитель», Волгоград, 2007 г.

Лечебные игры А.Галанова

все

в течение дня

«Игры, которые лечат». А.Галанов. М, 2001 г.

Игровой массаж  А.Уманской и

К.Динейки

4-7 лет

в режимные моменты

Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. Л.В. Игнатова. Москва, ТЦ «Сфера», 2008 г.

Антистрессовый и интеллектуальный

массажи

4-7 лет

по плану

«Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Сост. Е.Ю. Александрова. «Учитель», Волгоград, 2007 г.

Звуковое дыхание М.Лазарева

4-7 лет

в режимные моменты

«Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Сост. Е.Ю. Александрова. «Учитель», Волгоград, 2007 г.

Самомассаж  ушных раковин

4-7 лет

в режимные моменты

«Точечный массаж». В.С. Ибрагимова. М, «Медицина», 1983 г.

Самомассаж стоп

4-7 лет

в режимные моменты

«Точечный массаж». В.С. Ибрагимова. М, «Медицина», 1983 г.

Театр физического развития и

оздоровления Н.Ефименко

все

физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна

«Театр физического развития и оздоровления» Н.Ефименко

Элементы аутотренинга и

релаксации

5-6 лет

в режимные моменты

«Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Сост. Е.Ю. Александрова. «Учитель», Волгоград, 2007 г.

Элементы музыкотерапии

все группы

 в течение дня

«Камертон». Э.П. Костина. М, Просвещение, 2004 г.

Сказкотворчество

все

в течение дня

Адаптированная программа по сказкотерапии.

Корректирующие упражнения

для профилактики плоскостопия

все

физкультурные занятия,

 утренняя гимнастика и гимнастика после сна

«Лечебная физическая культура для детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии». Ловейко И.Д. Москва, 1982 г.

Упражнения на формирование

правильной осанки

все

физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, в режимные моменты

«Лечебная гимнастика при заболеваниях позвоночника». И.В. Милюкова. М, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...