Конспект семинар - практикум. Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Паклова Анастасия Викторовна

В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат рекомендации для воспитателей по развитию игровой мотивации дошкольников посредством создания разнообразных макетов, а также основные подходы по проектированию развивающей предметно-пространственной и игровой среды с использованием разных видов макетов как средство развития игровой мотивации детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Росинка»

Конспект семинар - практикум

Макетирование – успешная технология в работе с      детьми дошкольного возраста.

                                                 

         

                                                               

  Дата проведения: 2023 года

Составила: воспитатель:

                                                                                                       Паклова А.В.

Конспект семинара-практикума.

Тема: Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.

В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат рекомендации для воспитателей по развитию игровой мотивации дошкольников посредством создания разнообразных макетов, а также основные подходы по проектированию развивающей предметно-пространственной и игровой среды с использованием разных видов макетов как средство развития игровой мотивации детей старшего дошкольного возраста.

Цель-уточнение и расширение знаний педагогов о технологии макетирования в ДОУ.

Задачи:

- повысить методический уровень педагогов в овладении технологии макетирования.

- обобщить методический и практический материал по теме для осуществления педагогической деятельности.

- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.

Форма проведения: деловая встреча

Форма взаимодействия: игровые ситуации, беседа.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Актуальность использования технологии макетирования в ДОУ.

 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследует окружающий мир. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.    Дошкольный возраст признан уникальным по своей значимости, в этом возрасте маленький человек активно познает окружающего мир.    

  Особую значимость обретает развитие эмоциональных и творческих способностей.

 Именно в детском саду различные виды деятельности способствуют этому, это - занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы.   Поэтому все более актуальными становятся нетрадиционные технологии, они способствуют развитию фантазии, воображения, самостоятельности мышления, творчества и многому другому очень важному и необходимому, а главное - они интересны детям, ведь в основном такие методы основаны на игре, а она, как известно, является ведущей деятельностью дошкольников.

И эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.

   

Проблема:

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности:

• готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;

• дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;

• дети слабо владеют познавательными действиями.

 

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

Принципы:

  • -принцип последовательности и системности обучения;
  • -принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности, через поэтапное освоение элементов творческой конструкторской деятельности;
  • -принцип доступности;
  • -принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
  • -принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
  • -принцип динамичности;
  • -принцип результативности и стимулирования;
  • -воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка.

Все это можно реализовать в образовательной среде с макетами, т. к. они позволяют ребенку думать, фантазировать, действовать и играть.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

 

  • Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
  • Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
  • Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;
  • Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

При планировании игр с макетами используются

 

Приемы:

  • создание предметно игровой среды макетов;
  • придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события;
  • презентация дополнительного материала для игры-макета;
  • беседа после игры - выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

Главное, Макет должен быть интересен самому воспитателю, тогда и детям будет легко и увлекательно работать.

   Людмила Филипповна Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения. Одной из целей макетирования является обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.  

  С точки зрения Надежды Александровны Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности - чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры.

        Классификация макетов. По Надежде Александровне

Коротковой, макеты условно делятся на два типа- модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания.  

Например «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты, это плоскости с планом – схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

В процессе игр с универсальными макетами, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес - зеленый цвет, река - голубой цвет, земля - коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть:

  • Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
  • Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
  • Подиумным (это на специальных подставках-подиумах);
  • Настенным (это макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина). 

Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности.

Наборы персонажей, аксессуары должны быть доступны детям для свободного выбора игры. И хранить материал желательно в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать замысел игры.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда для закрепления знаний детей.

В организации и проведении игр детей с макетами имеют определенный алгоритм.

Этапы работы по созданию макета:

Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека.

Практическая часть.

Работу по использованию макетов в детском саду можно начать с младших групп. Макет «Сказочный дворик», «Сказка», «русская изба».

Применить их можно на занятиях по развитию речи при пересказе сказок и при показе настольного театра.

С большим удовольствием дети обыгрывают знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок».

Знакомя детей младшей и средней группы с домашними животными можно изготовить макет «Скотный двор», «Мини – ферма» который можно применить на познавательных занятиях, в дидактических играх.

Д/Игры: «Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто, где живет», «Кто, что ест?

 Можно предложить детям рассказать про жителей скотного двора. Загадать загадки о питомцах, а дети будут находить фигурки животных и заселять их на макет и называть их детенышей.

Например, игровая ситуация «Ой ребятки, наши зверюшки проголодались, давайте вместе их покормим?» (дети выбирают чем будем кормить их).

Предлагаю проиграть сюжет на макете.

Тема: «На ферме бабушки Маши».

Цель: Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.

Материалы для занятия: Макет «Скотный двор». В состав входит: домик-ферма, забор, фигурки домашних животных и птиц (лошади, коровы, собаки, куры и петухи, утки и пр.) и их детёнышей; для создания ландшафта - зеленая ткань для изображения луга, голубая – для водоема; человечки из игрового набора «Кукольный дом».

Ход игры: Дети сидят за круглым столом, на столе игровой набор «Скотный двор», человечки из игрового набора «Кукольный дом».

Воспитатель:

- Ребята, жила-была в деревне бабушка Маша. И были у неё друзья, её любимые животные (показать). Каждое утро пастух Степан уводил на луг животных бабушки Маши. Каких? (дети отвечают по показу: корова, лошадь, бык, конь, баран, овца и их детёнышей). На лугу животные ходили целый день, ели зеленую травку.

- Возьмите животных, погуляйте по полю. (дети имитируют прогулку животных по лугу). А теперь травкой покормите.

- А где же маленькие детеныши? Ой, да они разбежались, спрятались за кустики. (убрать детенышей за кустики).

- Вдруг услышали такие звуки: му-му. Кто это? Чей это детеныш?

(дети отвечают на вопросы и определяют детеныша его маме).

- А сейчас услышали такие звуки: иго-го-го. Кто это? Чей это детеныш?

(дети отвечают на вопросы и определяют детеныша его маме).

- А теперь услышали такие звуки: бе-бе. Кто это? Чей это детеныш?

(дети отвечают на вопросы и определяют детеныша его маме).

- Животные так обрадовались, что нашли своих детенышей, но детеныши захотели водички попить, надо вести их на водопой. Ведите.

(дети изображают игру возле водоема.)

- Вот и настал вечер, пастух повел свое стадо домой, а бабушка Маша уже ждала своих питомцев.

(дети изображают ходьбу животных на ферму).

- Ой, ребята, пока животные гуляли, на ферму налетел сильный ветер и сломал загородки для животных. Что же делать, как спрячем животных от лесных зверей?

(надо сделать загородки)

- Делайте для своих животных загородки.

(игровая деятельность по заданию)

-Какие вы молодцы справились, сделали загородки для питомцев. Поместите их в загородки.

(дети помещают животных по семьям)

- Настала ночь, все уснули. И бабушка Маша тоже пошла отдыхать. Ведь утром ей снова надо было кормить животных, наводить порядок в загонах и отправлять их на пастбище.

Затем детям предлагается поиграть домашними птицами. Утром запел петушок, разбудил всех жителей фермы...

Также работа по использованию макетов носит тематическую направленность. Макет - дерево «Времена года».

Например, используя макет «Времена года» можно провести Дидактические игры:

  1. «Укрась свою полянку».
  2. «Путаница».
  3. «Назови, признаки» («весна-лето-осень-зима»).
  4. «Узнай по описанию».

Формирование основам безопасности и жизнедеятельности детей – одна из важнейших задач воспитателя. Это моя методическая тема, по которой я работаю уже пятый год.

И нами были изготовили ряд макетов в этом направлении.

«Пожарный щит»

Цель - макета познакомить детей с первичными средствами пожаротушения. Использую в работе дидактические игры: «Что нужно пожарным», «Хорошо – плохо», «С чем можно играть?».

Макет «Собери дорожный знак»

Цели- закрепить и систематизировать представления детей о знаках дорожного движения, их назначении, тренировать в подборе подходящих по форме и цвету фрагментов рисунка дорожного знака и складывать их в целое изображение.

Макет- «Безопасный город» служит основой для организации дидактических сюжетно – ролевых игр, дополняется разнообразными предметами (лего – конструктором, мелкими игрушками и. т.) 

Детям предлагается игровой сюжет или игровые ситуации. Предварительно можно провести игру «Кто вы такие?». В ходе игры мы выясняем, что в разных случаях человек может называться по-разному.

Например: - Если вы живете в городе, значит вы кто? (горожане);

  • Если вы идете по тротуару? (прохожие или пешеходы); и. т. д. пассажиры, посетители, водитель).
  • Затем идет работа с макетами. Дети двигают фигурки человека на макете и говорит, кем он является (бабушка идет по тротуару, значит она пешеход).

Предлагается детям игра «Путешествие по городу».

Вопросы детям: на чем мы можем отправиться? (автобус, машина, такси, ….) 

Например,: ситуация «Как маме с ребенком пройти к парку развлечений?» (дети, как мы поможем маме).

Так можно подвести к идее совместно с детьми сделать макет.

 «Парк развлечений».

Для привлечения детей к изготовлению создала проблемную ситуацию. Мы с детьми задумались, а трудно ли создать парк развлечений? Реши, что для этого необходимо знания и умения технических профессий: архитекторы, дизайнеры – конструкторы, строители…Возник вопрос: «А мы можем построить парк, используя возможности, которые у нас есть?». Дали задания не только детям, но и родителям (сбор информации, маленькие игрушки для обыгрывания, оборудование).

Созданные макете можно объединить в универсальный макет :

  • «Улица. Жилой комплекс» 
  • «Правила дорожного движения»;
  • «Парк развлечений»;

  Так в чем актуальность макетирования? 

   В создании условий, в которых ребенок, проявляет и реализует свою «детскую любознательность» и желание узнавать новое, открывать для себя отдельные представления об окружающей действительности и применять «добытые знания» в общую картину мира.  

Основополагающим признаком в работе по созданию макета, является то, что каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательный для него вид деятельности. Конструирование, моделирование, лепку, аппликацию.

   А отличительная особенность макетирования это - предметно оформленный результат, поэтому дети ощущают себя «созидателями», «творцами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста

Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...

Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....

Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»

Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....

Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."...