Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Коррекционная программа

для детей старшего дошкольного возраста

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, повышение осознание ребенком своих эмоциональных проявлений, обеспечение всестороннего гармоничного развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Предлагаемая система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, знакомит с навыками релаксации и саморегуляции.

 

Цель программы: устранение неконструктивных форм поведения с использованием арттерапии, психогимнастики.

 

Задачи программы:1) Развитие коммуникативных навыков;

                                            2) Формирование социального доверия;

                                            3) Формирование адекватной самооценки детей;

                                            4) Развитие эмпатии

Программа состоит из 3-х этапов:

1 Ориентировочный.

2 Формирующий.

3 Закрепляющий.

 

IЭтап – ориентировочный.

Занятие 1.

Упражнение 1 «Знакомство».

Дети садятся полукругом. Каждый ребенок должен назвать себя любимым именем, которое сохранится за ребенком на все время занятий.

Упражнение 2 «Паровозик».

Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик преодолевает различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойной и объединяющей. Поэтому можно предложить детям встать в круг и взять друг друга за руки.

Упражнение 3 «Добрые волшебники».

Дети садятся в круг, а психолог рассказывает сказку: «В одной стране жил волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Взрослый выбирает из непопулярных детей «заколдованных», а остальных просит помочь им: «А кто может стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Занятие 2.

Упражнение 1 «Жучок».

Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из подмышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки. Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно.

Упражнение 2 «Эмоция».

Детям выдаются карточки, на которых написаны эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги».

Упражнение 3 «Комплименты».

Дети становятся в круг, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее.

Упражнение 4 «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

IIЭтап – формирующий.

1

Занятие 3.

Упражнение 1 «Игра в мяч».

Дети встают в круг, каждый дает мяч тому, с кем хочет разговаривать. Таким образом, общение становится невербально опосредованным. Это упражнение снимает напряжение.

Упражнение 2 «Ассоциации».

Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

Упражнение 3 «Я не знаю».

Выбирают мальчика - незнайку. О чем его не спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».

Упражнение 4 «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 4.

Упражнение 1 «Бип».

Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот кого назвали говорит «Бип».

Упражнение 2 «Конкурс хвастунов».

Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотри внимательно на того, кто сидит справа. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил».

Упражнение 3 «Зеркало».

Выбирается один водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения.

Упражнение 4 «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 5.

Упражнение 1 «Возьми и передай».

Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы. Например, тяжелый чемодан, демонстрируя, какой он тяжелый.

Упражнение 2 «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4 - 5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия. Например, умывание, рисование, собирание ягод. После подготовки группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется фразой «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Упражнение 3 «Сюжетные игры с распределением ролей».

«Илья Муромец», «Василиса Прекрасная» и т. п. Дети сталкиваются с трудностями, преодолевают их, помогают друг другу. Игра нацелена на преодоление барьеров в общении, повышение самооценки, ответственности за другого.

Упражнение 4 «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 6.

Упражнение 1 «День рождения».

2

Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это.

Упражнение 2 «Мальчик (девочка) – наоборот».

Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так как все.

Упражнение 3 «Изображение предметов».

Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

Упражнение 4 «Передай по кругу».

Дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой).

IIIЭтап – закрепляющий.

Занятие 7.

Упражнение 1 «Четыре стихии».

Дети сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны отпустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки в верх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.

Упражнение 2 «Рисуем домики».

Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет.

Упражнение 3 «Дружная семья».

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, каждый занят каким-нибудь делом. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Упражнение 4 «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 8.

Упражнение 1 «Разведчики».

Стулья расставляют в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

Упражнение 2 «В магазине зеркал».

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах (зеркала – дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить рожицы. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Упражнение 3 Рисование на тему: «Наш дружный класс».

Общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу.

Упражнение 4 «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. И...

"Использование дидактических игр по формированию пространственной ориентировки в коррекционно - логопедической работе сдетьми с нарушениями зрения и речи".

Представлены несколько групп дидактических игр по формированию пространственной ориентировки и активизации в речи пространственной терминологии. Сюда входят игры с использованием сохранных анализаторо...

Программа Коррекционно-оздоровительная программа с детьми дошкольного возраста.

«Маленькие йоги» Коррекционно-оздоровительная гимнастика с элементами йоги с детьми дошкольного возраста....

Адаптированная коррекционная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Программа для специальных образовательных учреждений (раздел коррекционная работа в детском саду)  под редакцией Л.И. Плаксиной. Министерство общего и профессионального образования Российской Фед...

Опыт работы по нетрадициоонным техникам рисования сдетьми дошкольного возраста

В статье описывается опыт работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми в доу.Каие использовались техники по возрастам....

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы старшего дошкольного возраста с ОНР

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы старшего дошкольного возраста с ОНР...

«Давайте дружить» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Цели программы:формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов;формирование поведенческих...