Возможности игры в коррекционной работе с детьми.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Швецова Евгения Юрьевна

Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_igry_v_korrektsionnoy_rabote.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

 С ДЕТЬМИ».

Возможности игры в коррекционной работе с детьми безграничны. Важнейшему виду детской деятельности - игре, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка.  Игра — деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир.Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности.

Игра -  является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с окружающим миром. Одним из принципов Стандарта дошкольного образования является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья). Компоненты образовательной среды, окружающей дошкольника, должны способствовать преодолению и сглаживанию имеющихся у малыша трудностей социализации и психомоторного развития. Логопед  организовывает индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию навыков пространственного мышления и логики, мелкой моторики, тактильной чувствительности, памяти, мышления, восприятия. Удовлетворяя потребность ребенка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.  Кабинет логопеда оборудован комплектом современных игровых средств, которые обеспечивают развитие и коррекцию детей дошкольного возраста в игровой деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Возрастной диапазон используемых игровых средств весьма широк – от одного года до семи лет. Основой комплекса коррекционно-игровых средств, для создания предметно-пространственной образовательной среды кабинета является  многофункциональный комплект для активизации предметной деятельности и развития познавательной активности детей. Многообразие вариантов заданий и упражнений с использованием деталей и инструментов  позволяет педагогу выстроить индивидуальную программу работы с каждым ребенком. Мы используем следующее оборудование для психомоторного развития: "Настенные панели (визуальные, тактильные, звучащие)", настенный модуль с мешочками и ящик "Пощупай и угадай" для организации тактильных игр, игровые комплекты "Что звучало?", "Запомни звук" для формирования звукового восприятия, "Тактильные шары", "Найди пару", "Пощупай ногой, определи рукой", "Что это?" для формирования тонких тактильных ощущений, кубики "Мягче-жестче", комплект "Рисуем на песке". Упражнения на развитие тактильной чувствительности с использованием таких игровых средств, как «Определи на ощупь»,  способствуют развитию умения распознавать и сортировать предметы на ощупь, формируют целостный образ исследуемых объектов.

Организация коррекционно-развивающих занятий с учетом своеобразия познавательных процессов каждого ребенка обеспечивает успешность социальной адаптации детей дошкольного возраста (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и своевременное преодоление выявленных проблем психомоторного развития.

Дошкольный возраст – период проявления активного интереса к изобразительной деятельности. Однако, в младшем дошкольном возрасте детям еще не хватает необходимых представлений о предметах, они плохо владеют инструментами. И часто ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что значительно снижает его творческую активность в целом. Такое пособие, как «Прозрачный мольберт» поможет создать ситуацию успеха и в полной мере реализовать потребность детей в самовыражении. Знакомство с прозрачным мольбертом можно начать с игры «Мои ладошки», чтобы дети увидели обе стороны необычного пособия и оценили возможности совместных действий. Следующим шагом может быть рисование пальчиками дорожек для любимых сказочных героев, изображения которых воспитатель размещает на рабочей поверхности мольберта. Отпечатки ладошек, воспроизведение контуров геометрических фигур, рисование знакомых предметов, а затем и сюжетных картин - так, постепенно, дети под руководством взрослого осваивают различные приемы рисования и учатся эффективно взаимодействовать друг с другом в процессе совместного творчества.

Независимо от возраста ребенка, взрослому важно создать атмосферу «интриги» игры, положительно эмоционально «заражать» ребенка игрой, тем самым формируя мотивацию к игре и закрепляя желание ребенка наполнять своим сюжетом игру, развивать ее творчески.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999

  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология. – М., изд-во Моск. Ун-та, 1992 г.

  3. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1982-1984. Т.4

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.

  5. Сайт института новых технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возможности игры в коррекционной работе с детьми"

Для детей-дошкольников, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В статье рассма...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в н...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не...