Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)
статья по логопедии (старшая группа)

Дедушкина Ирина Викторовна

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе игра должна быть интересной, доступной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vozmozhnosti_igry_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дедушкина И.В. , учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №93 Фрунзенского района

Санкт –Петербурга.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе игра должна быть интересной, доступной

.Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь.

 Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  1. - постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
  2.  - овладение звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;
  3.  - развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  4.  - развитию сенсорных представлений;
  5.  - развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  6.  - тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук ( оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);
  7. Так же игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки      

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.  Ребёнок,  увлекаясь  игрой, стараясь как  можно  лучше  соблюсти  её  условия,  не  замечает,  что  его  учат. А  это  значит, что  процесс  овладения речью  будет  протекать  активнее,  быстрее,  преодоление  трудностей проходит  легче.

         В  данной  работе   приводятся  примерные  игры,  используемые  в  логопедической  работе  с  детьми.

 В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие.

Дидактические игры:

 Формирование у детей лексически богатой, грамматически правильной и фонетически четкой речи - одна из задач обучения ребенка языку. При формировании фонематического слуха следует развивать у ребенка представления о звуковом составе слова, умение различать в речевом потоке отдельные слова, слышать звуки в слове и выделять их, составлять слоги, слова и предложения. Развитие фонематического восприятия производится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях.

          А) Начинается работа на материале  неречевых звуков.

ИГРА «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

         ЦЕЛЬ. Определение звука и накопление словаря.

         ОБОРУДОВАНИЕ. Звоночек, колокольчик, дудочка, др. и картинки с их изображением.  

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой – нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, показать направление рукой и взять картинку с изображением инструмента.

ИГРА « ТИХО – ГРОМКО».

         ЦЕЛЬ. Развитие координации движений и чувства ритма.

         ОБОРУДОВАНИЕ. Бубен, колокольчик, свисток, барабан и т.д.

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий полным шагом, под более громкий бегут.

         Б) Постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми.

ИГРА  «УГАДАЙ, КТО ЭТО».

         ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети стоят по кругу, каждый держит игрушку какого – нибудь животного. Водящий с завязанными глазами должен дотронуться  до ребенка, а тот издает звуки, соответствующие его игрушке (мяу, гав, му и др.). Водящий угадывает товарища.

Развитие фонематических процессов влияет на становление всей речи. Предлагаются следующие игры.

,,Найди лишнее”.

 Цель: учить находить слово, отличающееся от других одним звуком.

Ход игры :ребенку предлагается 3 картинки на один звук и 1 на другой, ребенок должен сказать, какая лишняя.

,,Грузовики “

.Цель: учить подбирать картинки на заданный звук.

 Ход игры. Предлагаются 2 нарисованных грузовика, ребенок должен на каждый положить картинки на заданный звук. Можно усложнить задание, предложив ребенку определить место звука в слове.

,,Умные мышки”

 Цель: учить определять место звука в слове.

Ход игры Мышку надо поставить в определенное место дорожки ( начало, середину, конец) в зависимости от того, где стоит звук в заданном слове.

,,Чем отличаются”

 Цель: учить находить, каким звуком отличаются слова.

 Ход игры Предлагаются картинки слов, отличающиеся друг от друга одним звуком.( бочка – почка).Ребенок должен определить каким звуком они отличаются

 Параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится специальная артикуляционная гимнастика. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений  арктикуляционных  органов, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнять следует только нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки определенного звука. В области преодоления дефектов речи коррекция артикуляций является ведущей работой.

ИГРА «ЛОШАДКА».

         ЦЕЛЬ. Активизация кончика языка при постановке звука «Р»

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ.  Дети щелкают кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо не поворачивая его. Щелкать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

  1. «Чудесный мешочек»

 Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные Оборудование: мешочек с предметами: шерстяной носок, резиновый мячик, деревянный карандаш, бумажная кукла, пластмассовый шарик и т.д.)

 Ход игры: дети достают из мешочка предмет, называют материал из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.

  1. «Какой будем пить сок»

 Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные. Оборудование: пластмассовые стаканчики с наклеенными на них картинками с фруктами.

 Ход игры: ребенок берет стаканчик. Называет фрукт. Который на нем нарисован и говорит, какой он будет пить сок. Например: сок из яблок – яблочный сок, сок из винограда – виноградный сок, сок из персика – персиковый сок и т.д.

  1. ИГРА « ПОМОГИ ДЕТЕНЫШАМ НАЙТИ СВОЮ МАМУ».

         ЦЕЛЬ. Расширение активного и пассивного словаря по теме «Животные».

         ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед  делит детей на две группы, раздает одной группе картинки с изображением взрослых животных, другой – их детенышей. Логопед говорит: «На лужайке гуляли детеныши и потерялись,  найдите своих мам. Потерялся теленок. Кто его мама?» и т.д.        

     Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Эти игры и задания могут предварять занятия, включаться в середину занятия, носить характер физминуток, а также могут носить и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для проведения игр, оно должно быть ярким, красочным. В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание, какие игры нужно провести с различной категорией детей

 Игры используются для формирования правильной речи у детей и коррекции различных ее несовершенств. Для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии) и для детей ринолаликов и дизартриков рекомендуются игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и игры на формирование определенных групп звуков( их постановка, автоматизация, дифференциация).Этой категории детей будут полезны игры на развитие дыхания и голоса. Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.    

    Логопеды должны всегда иметь в виду воспитательные и образовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильного отношения ребенка к коллективу и к своему месту в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не...