Образовательный проект: «Использование дидактических игр для формирования у детей с ранним детским аутизмом представлений о домашних животных»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Клименко Алена Михайловна

В материале представлен краткосрочный образовательный проект по формированию у детей с РДА пердсталений о домашних животных. Данный материал может быть использован педагогами, рабюотающими с детьми ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37

Образовательный проект:

«Использование дидактических игр для формирования у детей

с ранним детским аутизмом представлений о домашних животных»

                                                               Разработчик проекта:  

                                                             Учитель-дефектолог

                                                           Клименко А.М.

Армавир,

 2017 г.

Актуальность

Детский аутизм является одним из распространенных и одновременно загадочных нарушений психического развития детей. «Ребенок дождя» - так называют ребенка с ранним детским аутизмом. Такие дети производят на окружающих впечатление капризных, упрямых и избалованных.

Детский аутизм может проявляться в различных формах, при разном уровне интеллектуального и речевого развития. Поэтому аутичного ребенка можно встретить как в специальном,   так  и  в   массовом    дошкольном учреждении. Но,  несмотря на все разнообразие особенностей психического развития детей с аутизмом, все они нуждаются в понимании и помощи. Своевременная и специально организованная коррекционно-развивающая работа позволяет добиться определенных результатов в обучении и воспитании детей с ранним детским аутизмом. Эта работа должна носить комплексный характер и проводится всеми специалистами: учителем - дефектологом, логопедом, педагогом - психологом,  музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем. 

        У детей с ранним детским наблюдаются трудности в произвольной организации психических процессов, пониженный интерес к окружающему, избирательность во взаимодействии с окружающим миром, ограниченность интересов, повторяющийся репертуар поведения,  и как следствие - трудности восприятия и усвоения программного материала.

Все вышеперечисленное является препятствием для формирования  у детей – аутистов  представлений об окружающем мире и они нуждаются в специальной коррекционной педагогической помощи в этом направлении.  Поэтому данная проблема является актуальной в работе учителя-дефектолога с этой категорией детей. В процессе  коррекционной работы расширяется кругозор ребенка, развиваются психические процессы, мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми с ранним детским аутизмом строится на основе игры. Игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма. Поэтому при формировании у детей с ранним детским аутизмом представлений об окружающем мире целесообразно  использовать  дидактическую игру как одну из форм обучающего воздействия на ребенка. Дидактические игры могут быть использованы при усвоении программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях  как учителем – дефектологом, так и воспитателем, а также представлять собой особый вид деятельности.

Проблема

Недостаточность у детей системных знаний о домашних животных.

Цель проекта

Расширить знания детей о домашних животных и их детенышах с помощью дидактических игр.

Задачи проекта

- Закрепить названия домашних животных и их детенышей;

- уточнить и обогатить представления детей о домашних животных, их внешнем виде,  где живут, чем питаются.

- формировать представления о том, какую пользу приносят человеку;

- развивать и активизировать словарь детей;

                   - развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, речь;

- воспитывать интерес к природе, любовь к домашним животным.

Вид проекта: познавательный, игровой.

Сроки реализации.

Краткосрочный (4 недели).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом, учитель-дефектолог, воспитатели, родители.

Необходимые материалы:

Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-задания, подвижные игры, пальчиковые игры) по теме «Домашние животные», фигурки, фотографии и картинки с изображением домашних животных и их детенышей, разрезные картинки, карточки, трафареты, счетные палочки, мяч, компьютер, компьютерные презентации по теме НОД и др.

Ожидаемые результаты:

- развитие у детей интереса к окружающему миру;

- расширение знаний и представлений детей о домашних животных;

- пополнение и активизация словаря детей;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие у детей внимания, памяти, мышления.

Предполагаемый продукт проекта:

- Конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- картотека дидактических игр;

- методические рекомендации для педагогов по формированию у детей с ранним детским аутизмом представлений об окружающем мире с использованием дидактических игр;

- методические рекомендации для родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (в течение 3 дней)

- Подбор фото и видеосюжетов, иллюстраций по теме «Домашние животные»;

- подбор дидактических игр по теме  для групповой и индивидуальной работы;

- изучение методической литературы по теме проекта;

- составление тематического планирования НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»;

- изготовление дидактических игр, карточек, разрезных картинок для  подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;

- разработка дидактического материала для НОД по познавательному развитию, развитию речи;

- разработка и создание мультимедийных презентаций для НОД;

- обследование детей с целью выявления уровня сформированности знаний;

- разработка консультаций, буклетов, памяток для родителей и педагогов по теме проекта.

Образовательная область

Содержание

Познавательное развитие

Конспекты НОД:

«Домашние животные»

«Мамы и детки»

«Домашние животные – наши друзья»

Дидактические игры:

«Ребятам о зверятах дома»

Лото «Домашние животные»

«Животные и их детеныши»

«Большие и маленькие»

«Чей домик?»

«Угадай, кто я?»

«Кто лишний?»

 «Угадай, что изменилось?»

«Сложи картинку»

«Кто что любит?»

«Найди отличия»

Игровые упражнения и задания:

 «Кто спрятался?» (зашумленные картинки)

«Найди маму»

«Путаница»

«Нарисуй животное по точкам»

«Что забыл нарисовать художник»

«Сложи из палочек»

Речевое развитие

Дидактические игры:

«Назови семью»

«Зоологическое лото»

«Кто где живет?»

«Кого нет?»

«Накормим животных»

 «Кто как голос подает?»

«Какой? Какая?»

«Отгадай, кто это?»

Игры с мячом:

 «Поймай-скажи»

«Что у кого?»

Загадки-звукоподражания

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика:

«Буренушка»

«Домашние животные»

Подвижная игра:

«Лохматый пес»

Физкультурная минутка:

«Кто как передвигается»

Основной этап (в течение 3 недель)

- Проведение непосредственно-образовательной деятельности;

- проведение индивидуальной и подгрупповой работы;

- консультативная работа с воспитателями и родителями;

- проведение открытых НОД для педагогов и родителей;

- закрепление материала воспитателями во второй половине дня.

Заключительный этап (в течение 2 дней)

- Проведение итогового мониторинга и анализ результатов развития дошкольников;

- обсуждение итогов на педагогическом совете ДОУ;

- изготовление картотеки дидактических игр;

- распространение опыта работы среди учителей-дефектологов города;

- методические рекомендации для родителей.

Результативность

В результате работы с использованием дидактических игр по формированию  у детей представлений о домашних животных и их детенышах, по развитию речи, познавательной активности, работая в тесной связи с воспитателями и родителями, получены следующие результаты:

- проявление у детей познавательного интереса к окружающему миру;

- увеличение объема знаний и представлений о домашних животных и их детенышах;

- расширение и активизация словаря;

- развитие у детей умения задавать простые вопросы и отвечать на них;

- проявление интереса к этой проблеме у родителей данной группы.

Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: Просвещение, 1991.
  2. Веракса Н.Е. Работа над проектами с детском саду // Современное дошкольное образование – 2008., №5.
  3. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 160 с.
  4. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб.: Детство-Пресс, 2011 г.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников М.,1990.
  6. Лавретньева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей - дошкольников //Дефектология.- 2008.- №4.
  7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М., 2007 г.
  8. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Павлова Л.Ю. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 80 с.
  9. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. / М.: Теревинф, 2004. – 136 с.