ДОКЛАД на тему: «Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми»
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

  Повышенная гиперактивность, агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, врачей, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Улыбка» х.Долгий

ДОКЛАД

на тему:

«Стратегия работы педагога-психолога

с гиперактивными, агрессивными детьми»

Подготовил педагог-психолог: Марченко Л.А.

Февраль 2018 г.

Цель: повышение уровня компетенций и психологической культуры педагогов-психологов в работе с гиперактивными, агрессивными детьми дошкольного возраста.

Портрет гиперактивного ребенка

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ)

Дети чрезмерно подвижны, бегают, крутятся, избыточная моторная активность часто не соответствует требованиям конкретной обстановки.

Импульсивность детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, с трудом ожидает своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

Нарушение внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость.

Нарушение координации. Это могут быть нарушения мелкой моторики, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Такие дети все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости и импульсивности.

Поведенческие расстройства. Возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Они могут мешать вожатым проводить мероприятие, отвлекать других детей.

Правила работы с гиперактивными детьми:

  1. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  2. Быть драматичным и экспрессивным.
  3. Снизить требования в аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  4. Посадить ребенка во время мероприятий рядом с собой.
  5. Использовать тактильный контакт.
  6. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  7. Давать четкие, короткие и конкретные инструкции.
  8. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  10. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  11. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Портрет агрессивного ребенка

Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения и физический ущерб людям.

5 видов агрессии:

  • Физическая (физические действия против кого-либо);
  • Вербальная (угрозы, крики, ругань);
  • Косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки);ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.);
  • Раздражение (вспыльчивость, грубость);
  • Негативизм (оппозиционная манера поведения).

Направления работы:

  1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  2. Обучение навыкам саморегуляции;
  3. Формирование доверия к людям и эмпатии.


Стратегия работы с гиперактивными, агрессивными детьми

Общие направления стратегии работы с гиперактивными, агрессивными детьми состоят в следующем:

  1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  2. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
  3. Отработка навыков общения
  4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).

Параллельно проводится работа с родителями и воспитателями гиперактивного, агрессивного ребенка. Работа с родителями проводится в 2-х направлениях:

  • информирование родителей о механизмах и факторах формирования агрессивного поведения ребенка;
  • обучение эффективным способам общения с ребенком.

С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.А.Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.

Стратегия, как ее определяет А.Романов, это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.

Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от:

  • особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения);
  • внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).

Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.

Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)

Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.

Варианты стратегий.

Стратегия

Краткое описание

1. Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии

2. Стратегия на осознание

Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком

3. Стратегия ориентации на состояние

Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта)

4. Стратегия на отреагирование

Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас»

5. Стратегия на провока-цию ситуационно-личностных состояний

Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка

6. Стратегия на переключение

Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение

7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу

Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию

8. Стратегия на игнорирование

Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком

9. Стратегия на отрицательное подкрепление

Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных.

10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления

Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций

11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием)

12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы»

13. Стратегия «стимуляция телесного контакта»

Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом)

14. Стимуляция соревнования, соперни-чества.

Создание игровых ситуаций соперничества.

Вот они вечные истины эти:

Поздно заметили… Мимо прошли…

Не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли!

                                  С.Давидович