Особенности работы педагога ДОО с агрессивными детьми.
статья на тему

Безбородова Виктория Владимировна

В статье представлена система педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и семье.Дано теоретическое обоснование данной темы, раскрыты основные понятия, даны рекомендации, позволяющие педагогам применять их в режиме дня, организовать последовательную работу в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osoben.rab_.ped_._s_agres._det.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОО С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. Рост эмоционально-психического напряжения приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду. Значимость данного вопроса  в рамках дошкольного образования сегодня бесспорна, т. к. в дошкольный период закладываются основные социальные нормы, правила и стратегии взаимоотношений человека в обществе.

В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные ее формы характерны для большинства дошкольников. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в «кризисные» периоды возрастного развития – 1,3,7 лет. Однако настороженность должна вызвать ситуация , когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и  самому себе. В этой ситуации возрастает значение ранней воспитательной работы с агрессивными дошкольниками.

Глоссарий

        «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)». -  «Психологический словарь» под. ред. В.П.Зинченко

«Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим». - «Конфликтология» под. ред. Карлина А.С.

Причины агрессивности:

  • Заболевание нервной системы.
  • Как средство психологической защиты (часто от неприятия родителями). Ребенок таким образом пытается обратить на себя внимание.
  • Нарушение семейного воспитания. (Родители в воспитании ребенка могут демонстрировать модель агрессивного поведения).
  •  Иногда за агрессивность принимают «кризисные периоды».

Критерии определения агрессивности:

Ребенок:

  • теряет контроль над собой;
  • часто спорит, ругается со взрослыми;
  • часто отказывается выполнять правила и просьбы;
  • часто специально раздражает людей;
  • часто винит других в своих ошибках и поведении;
  • чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его;
  • часто сердится и отказывается сделать что-либо;
  • часто завистлив, мстителен.

Помощь агрессивному ребенку

Основная задача педагога в работе с агрессивным ребенком  - научить его оценивать свою агрессивность, брать ответственность за свои действия на себя, а также показать различные способы выхода из конфликтных ситуаций и умение применять их в жизни.

Методы профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников

  1. Игровая терапия – метод воздействия на ребенка с использованием игры, т.к. в игре заложен огромный потенциал влияния на личность ребенка. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением.
  2.  Использование детской литературы (произведения детских поэтов, писателей, фольклор) – она является особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. А.Д. Арановская и А.В. Запорожец сформулировали положение о том, что восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате её происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему.
  3. Психогимнастика – курс специальных  занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной).
  4. Релаксация – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление (н-р, в уголке «уединения»).
  5. Рисование детьми красками, используя в качестве инструмента руки, пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями.
  6. Куклотерапия – исполняя различные роли, дети приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми.

Взаимодействие с семьей по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников

Следует отметить, необходимость использования различных форм и методов работы с родителями (анкетирование, опрос, беседы, консультации, тренинги, родительские собрания, дискуссии и др.) с целью решения следующих задач:

  • Создание мотивации совместной работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников;
  • Ознакомление с явлением «детская агрессия», ее особенностями, причинами появления;
  • Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью;
  • Ознакомление с системой педагогической работы;
  • Оказание помощи родителям в общении с детьми с агрессивным поведением.

Литература:

  1. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей. //Дошкольное воспитание. – 2003 № 8. С. 55-58.
  2. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Зеленкова О.Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь//Дошкольная педагогика.- 2003 № 6. С. 39.
  4. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.- СПб.: Детство-пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием

Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической кор...

Особенности работы педагогов с трудными детьми и их родителями.

Данный материал даёт характеристику дошкольнику с нарушением поведения.Активные,шумные,подвижные дети,они часто привлекают внимание,всех кто их видит и слышит....

Работа педагога-психолога с агрессивными детьми

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Проблема агрессии и агрессивности в...

«Особенности работы педагога с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»

Данная статья направлена для педагога с особенностями работы с детьми с ОВЗ с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата...

Статья "Особенности работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ДЦП"

В статье отражены особенности работы педагога-психолога с детьми с ДЦП...

Семинар-практикум для педагогов "Особенности работы педагога с детьми раннего возраста"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию представлен теоретический и практический материал для работы с детьми раннего возраста....