Особенности работы педагогов с трудными детьми и их родителями.
статья по теме

Бажанова Надежда Константиновна

Данный материал даёт характеристику дошкольнику с нарушением поведения.

Активные,шумные,подвижные дети,они часто привлекают внимание,всех кто их видит и слышит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazhanova_n.k._2_stati.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


Особенности работы педагогов с трудными детьми и их родителями.

                                                                                                Бажанова Н.К.

                                            Воспитатель реабилитационной группы №4

 В основе изменения поведения дошкольника в сторону гипердинамического или гиподинамического развития, лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы различной тяжести, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания. Такие минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первым дней жизни, но  отчетливо заметны уже на первом году,жизни а их последствия сказываются вплоть до 10-12 летнего возраста, но наиболее ярко- в дошкольном детстве. По данным медицинской статистики подобные отклонения наблюдаются у каждого пятого-шестого ребенка, в России.

 Особенно часто встречается гипердинамический синдром.  Активные, шумные, подвижные дети - их часто называют «шустриками».Они привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Основные признаки этого синдрома- двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чем-либо. Жизнь такого ребенка сопровождается постоянным раздраженным криком мамы, бабушки, воспитателя, соседей и сторонних наблюдателей: «Ты куда? Слезь сейчас же! Прекрати беситься! Не носись как угорелый!»

 Прибывая в постоянном движении, «шустрик» обязательно обо что-нибудь стукается, набивает синяки и шишки- и тут же о них забывает, поглощенный без остатка возможностью лично участвовать в быстро текущем процессе жизни. Он может выйти из помещения группы и даже с территории сада. Большинство несчастных случаев происходит именно с такими детьми. У многих из них снижен болевой порог и почти отсутствует чувство самосохранения. Они всюду лезут, все трогают, роняют, везде устраивают беспорядок. До самой школы им не удается, например, научится ходить - только бегают. Сидят они с огромным напряжение: вертятся, крутят что то в руках. От статичной позы такие дети очень быстро устают - педагогу на занятии приходится тратить массу усилий, что бы удержать из за столом хотя бы 20 минут.

 Не внимательность и отвлекаемость подобных детей на занятиях просто поражают: они все теряют, не понимают или путают задания, никогда не доводят его выполнение до конца.

 «Шустрики» всегда находятся в центре внимания: с них глаз нельзя спустить, иначе обязательно что-нибудь случится. И это, конечно, очень мешает спокойному течению жизни в группе, вызывает закономерное раздражение у педагога, взвинчивает остальных детей, которые склонны «заражаться» чужой гиперактивностью.Часто такого ребенка наказываю (а он моментально об этом забывает), постоянно кричат на него (в итоге он, и так невнимательный, начинает воспринимать только злобный крик, а спокойный голос просто не слышит, он проходит мимо его сознания), забывая, что ребенок совсем не виноват, что родился на свет со специфическими нарушениями деятельности нервной системы.

 Психолог детского учреждения вместе с педагогами групп выделяет гиперактивных дошкольников и внимательно следит за процессом их развития и обучения. В первые же дни он вызывает на собеседование родителей и объясняет им причины и характер неадекватного поведения ребенка. Эту особенность ребенка надо обязательно учитывать в процессе воспитания. Учитывать, но не пробовать искоренить, как бы сильно она не раздражала: ведь ни кто же не пытается перекрасить волосы ребенка в другой цвет, если он, допустим, родился брюнетом, а мама считает что всем детям гораздо больше к лицу светлые волосы! Так же следует относиться и к физиологически обусловленным особенностям характера гиперактивного ребенка.

 Надо выбрать единый для окружающих ребенка взрослый стиль поведения и воспитания, оптимальный именно для него. Эффективность такого подхода скорее станет видна и родителям и воспитателям.

 Необходимо приучать детей к усидчивости постепенно, чаще использовать всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, настольные игры для нескольких участников, так как в этом случае соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре у азартного «шустрика».

 Беда лишь в одном - приобщить гиперактивного ребенка подобным играм не просто. Желательно участие в них взрослого: для переключения интереса, его поддержания, увлечение малыша собственным примером. Пусть рисунок ребенка раскрашен небрежно и не аккуратно, цель деятельность в данном случае - не получение прекрасного изображения, а доведение до конца предложенного задания, удержание на нем внимания.

 Педагог должен  познакомить родителей с особенностями мышления гиперактивных детей, для которых на долго до 6 лет ведущим остается наглядное- действенное мышление, т.е. чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать. Только в практическом действии такие дети могут представить себе свой результат. Планирование же действий, оценка ситуации, ориентировка в пространстве, связь производимых действий с их предполагаемыми результатами для «шустриков» долго остаются недоступными.

 Целостность задания для такого ребенка распадается на отдельные конкретные действия, из которых он видит от силы первые два. Всё это и определяет хаотичный, беспорядочный ход выполнения заданий. К тому же взрослый чаще всего не выдерживает процесса выполнение действий и начинает вмешиваться и ругать ребенка: «Ну что ты делаешь? Тебе же все объяснили! Ну подумай!» но ребенок уже отвлекся, заскучал, ему уже надоело. Гиперактивные дети неспособные к выполнению заданий с отдаленным результатом, например, просто построить дом где будут жить куклы и звери. Им трудно удерживать «образ цели», при строительстве дома цель может меняться несколько раз: «Это лучше башня будет.. нет, это я так строю, просто..а вот это будет ракета».

Закрепив цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность действий, поскольку она у них внутренне не определена, от сюда хаотичность, отвлечения на другие занятия, неумение работать по образцу. С «шустриками» надо все делать вместе: обсудить цель, проговорить все действия, ведущие к ней. Важно, чтобы ребенок как можно больше действовал собственными руками: примерял, ощупывал, прикидывал, сравнивал - и только потом, после этих пробных действий, делал вывод, а не просто обсуждал взрослыми задания. Наглядно - образное, а тем более вербально - логическое мышление, у таких детей чаще не развиты.

 Первые этапы работы с гиперактивными детьми очень утомительны для взрослого, требует от него напряжения всех душевных сил, но постепенно положение меняется. Усвоив (с трудом) предложенные способы действия, ребенок достаточно легко переносит их на аналогичные виды деятельности, а позже и на остальные.

 

                                              Библиографический список:

                     

  1.  Коровин К.Г. «программы специальных коррекционных образовательных учреждений».-М.: Просвещение, 2003.
  2.  Кузницова Л.В «специальная дошкольная педагогика и психология».-М.:Просвещение,2002.
  3.  Зыкова Т.С «сборник СБО в специальных (коррекционных) учреждениях