Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» с детьми 5-7 лет с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Хомина Галина Васильевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» с детьми  5-7 лет с ОВЗэ

Задачи:

- снизить эмоциональное и телесное напряжение;

 - создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;      

 - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;

- воспитывать добрые чувства, уверенность в поддержке сверстников и в самом себе;

 - обучать приемам релаксации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_word_2.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

по сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

с детьми  5-7 лет с ОВЗ

Задачи:

- снизить эмоциональное и телесное напряжение;

 - создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;         - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;

- воспитывать добрые чувства, уверенность в поддержке сверстников и в самом себе;

 - обучать приемам релаксации.

П с и х о л о г

Д е т и

1. Вступление.

У психолога в руках игрушечная лягушка.

 Психолог:

 -Здравствуйте, ребята!

-Посмотрите, что у меня в руках?

-Правильно. Но это непростая лягушка, а лягушка-путешественница и сегодня она приглашает вас в свою сказку.

Вы согласны отправиться к ней в сказку.

-Здравствуйте!

-Лягушка.

-Да.

2. Вхождение в сказку.

Психолог демонстрирует детям три детям три дорожки, которые лежат у ног детей, и рассказывает о них:

-Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силою, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

   Первая дорога - самая легкая, ровная и гладкая.

   Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу разложены кольца). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

   Третья дорога - самая трудная. Она колючая, болезненная    (на полу массажная дорожка с шипами ), но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

   Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней до макушки ваше тело заполняется волшебной силой, сопровождать вашу дорогу будет лягушачий хор. (Включается фонограмма).

   Закончив путь, садитесь в позу расслабления.

Дети проходят по, выбранной дорожке и садятся в круг в позу расслабления.

3.Оновной этап.

Психолог начинает рассказывать сказку:

-   Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она на болоте, ловила комаров, мошек, да за бабочками наблюдала

Упражнение 1 «Гимнастика для глаз»

Психолог:

-Ребята, постарайтесь не спугнуть бабочек. Бабочки полетели вправо медленно, следим за ними глазами, влево, вверх, вниз, вдаль и подлетели к носу, закрыли глаза, отдыхаем.

Открываем глаза, сказка продолжатся.

- И весь век прожила бы лягушка благополучно, но как-то осенью случилось одно происшествие.

    Лягушка сидела на сучке старой коряги наслаждалась теплым мелким дождиком.

  -Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода!» - думала она.

- Какое это наслаждение - жить на свете!»

Упражнение 2. «Приятный дождь».

Психолог и дети встают. Психолог:

-Ребята, стряхните напряжение с плеч и рук, слегка запрокиньте голову назад, подставляя лицо под «моросящий теплый дождь», мышцы лица расслабляются…Легонько улыбаются губы…Слегка полуоткрыты глаза. Нет никакого напряжения…Дождик теплый и приятный… Лицо, выражает удовольствие и наслаждение…

Психолог:

- Пока лягушка так нежилась, на болото спустилась и села большая стая уток.

   -Кря, кря! - сказала одна из них. - Становится холодно! Скорее на юг! Скорее на юг!

   -Госпожи утки! - осмелилась сказать лягушка. Что такое юг, на который вы летите? Прошу  извинения за беспокойство.

   Утки начали на перебой кричать, хлопая крыльями: «Хорошо на юге! Кря! Там тепло! Кря, кря! Там такие славные теплые болота! Кря! Кря! Какие там червяки! Хорошо на юге! Кря!»

   -Возьмите меня с собой,- воскликнула лягушка. Как мы тебя возьмем? У тебя же нет крыльев.

   -Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка - Я сейчас вернусь, я, наверное придумаю что-нибудь хорошее.

   И она нырнула в болотную тину, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Вскоре она вынырнула.

Упражнение 3. «Лягушки и утки».

Психолог:

-Ребята давайте решим, кто будет у нас «лягушкой».

Из детей выбирают «Лягушку» (ребенка с низким статусом в группе или ребенка с заниженной самооценкой).

Психолог: Ребята, а сказка  продолжается.

 -Я придумала!- сказала лягушка. Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будите лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.

   Ее ум привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее.

   Лягушка взяла в рот прутик, и стая поднялась в воздух. У лягушки перехватило дух от страшной высоты. Она болталась в воздухе из стороны в сторону и изо всех сил стискивала свои челюсти.

Упражнение 4. «В полете»

Психолог с ассистентом (взрослым) держат палку на уровне плеч.

Психолог:

-Вскоре лягушка привыкла к своему положению, и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, горы, леса...

Упражнение 5. «Взгляд с высоты».

Психолог:

-Дети лягте на спину и расслабьтесь. Закройте глаза представьте себя лягушкой в воздухе и " посмотрите" вниз. Что вы там видите? Начинать ответ можно со слов " Подо мной..." ( поля, горы, леса, реки, города и т.д. ).

Психолог спрашивает каждого ребенка:

- (имя ребенка), что ты видишь внизу.

Психолог:

-Ребята, встаем. Когда утки приземлились на землю, они стали чистить друг другу перышки

Упражнение 6. «Чистка перышек».

Психолог:

-Отдохнуть, решив минутку,

Нежно щиплет утка утку,

Туки, туки, туки, тук,

Кряки, кряки, кряки, кря.

Психолог:

-Сказка продолжается. Отдыхая, утки неустанно хвалили лягушку

-Удивительно умная голова у нашей лягушки,- говорили они.

 -Даже между нами  утками мало таких найдется.

   У лягушки от восторга замирало сердце. На следующий день утки летели так низко, что лягушка услышала даже голоса людей.

   -Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне.- Утки лягушку несут!

   "Знают ли они, что это придумала я, а не утки?" - подумала квакушка.

   -Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне.

-Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

   Тут лягушка уже не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

   - Это я! Я! Я!

-Как выдумаете, ребята, что случилось с лягушкой, после того, как она закричала?

А почему она не промолчала?

Приятно когда хвалят?

Сейчас поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы в ответ громко и отчетливо отвечайте: "Я"

Кто из вас самый умный? (красивый, ловкий, смелый, честный, добрый, веселый...).

   Кто самый хвастливый?"

Психолог продолжает рассказывать сказку.

-  Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапами, быстро падала в низ, и, наконец, бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.Она тотчас же вынырнула из воды и закричала во все горло:

   - Это я! Это я придумала!

   Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным всплеском, все местные лягушки попрятались в воде.

Упражнение 8. Лягушки».

Психолог:

Хлопок (всплеск воды).

-«Лягушки»!

Психолог:

-Ребята, слушаем сказку дальше.   А потом лягушка-путешественница рассказала местным лягушкам чудную историю о том, как она думала всю жизнь, и, наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее кудаугодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие чудесные болота.

   Я заехала к вам посмотреть, как вы живете,  - сказала она. - Я пробуду у вас до весны, пока не вернуться мои утки, которых я отпустила.

   Но утки уже никогда не вернулись.

Дети вытягивают бабочку на палочке и выполняют движения глазами

а) в право-влево; б) вверх-вниз. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.

Дети встают, легким потряхиванием освобождают от напряжения плечи и руки, слегка закидывают голову назад, подставляя лицо под  «моросящий теплый дождь»,  слушая запись с шумом дождя, показывают  выражение удовольствие и наслаждения.

«Лягушка» становится в центре круга. "Утки"(дети) стоят вокруг, хлопают крыльями и радостно, громко, восторженно кря-кают. Как только лягушка ныряет (приседает), "утки" сразу разлетаются и плавают, перебирая лапкам,

выполняя  волнообразные дви-жения кистями. Когда "лягушка" выныривает

(встает), "утки" снова ее окружают, хлопают "крыльями" и громко, весело крякают

Каждый ребенок хватается за нее руками, и взрослые проносят ребенка на некоторое расстояние.

Дети ложатся на спину, расслабляются и по очереди отвечают на вопросы психолога, начиная со слов: Подо мной...": поля, горы, леса, реки, города и т.д. .

Дети встают с ковра и становятся друг за другом и делают массаж спины.

Дети гладят друг друга по спине.

Щиплют друг друга за спину.

Стучат пальцами по спине друг друга.

Щиплют друг друга за спину.

-Она упала.

-Ей хотелось похвастаться.

-Да.

-Я.

Кто-то отвечает да, а кто-то не я.

Все дети «лягушки». Они ритмично прыгают под музыку.

Замирают на месте.
Снова прыгают до очередного хлопка.

4. Заключение.

Психолог:

-Ребята, закончилась сказка, и волшебная сила перенесла нас обратно. Посмотрите вокруг. Видите, вместо болота под ногами у вас ковер.

Какое упражнение вам понравилось?

Почему?

Что делали мы в сказке, какие действия выполняли?

Дети высказывают свое мнение.

-Квакали, прыгали, крякали, кричали, расслаблялись и т.д.