Развитие логического мышления у дошкольников
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Бирюлина Елена Юрьевна

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 341.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие    логического   мышления         у       дошкольников.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.                                                                                               К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.Взрослый должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия. Например, с помощью таких вопросов:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач.Полезным упражнением для развития мышления и для знакомства с признаками предметов могут стать загадки.

  • Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)
  • Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
  • Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
  • Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)
  • Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

Ребенок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. Эту способность можно развивать при помощи специальных заданий и упражнений. Можно предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. Например, когда идет дождь, он питает все растения – это хорошо, но плохо то,  что под дождем человек может промокнуть, замерзнуть и простудиться.

Ребенок дошкольного возраста должен познакомиться с противоположными по значению понятиями. Можно предложить поиграть в игру «Скажи наоборот»: большой – маленький, зима – лето, длинный – короткий, высокий – низкий, левый – правый…

Необходимо научить ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Предложите ребенку картинки с изображением моркови, капусты, стула, стола, помидора, огурца, кресла, голубя, воробья, цапли, шкафа, пингвина. Дайте задание: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно. На какие группы ты бы мог распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом». Обязательно проверьте правильность проведенной классификации (овощи, мебель, птицы).

Игра «Четвертый лишний». Игра позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребенку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Найди лишний предмет. Объясни, почему он не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Лишним предметом будет морковь, потому что - это овощ, а остальные – фрукты.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить ребенку среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.

Игра «Волшебный мешочек». В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди предложенных предметов одинаковые?

При выполнении заданий обращайте внимание на развитие речи вашего ребенка: важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему объясните задание, проверьте правильность его выполнения. Помните, что в старшем дошкольном возрасте длительность занятия не должна превышать 25 – 30 минут.

Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию мышления у дошкольников.

Опыт работы по формированию мышления во всех возрастных группах детского сада. Младшая группа - наглядно -действенное, средняя группа - наглядно - образное и старший возраст словесно - логическое.Подб...

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»

Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...

Методы и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Описание форм работы по экологическому воспитанию дошкольников, а так же методов и приемов применяемых в ДОУ на занятиях по экологии....

Методы и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Описание форм работы, методов и приемов используемых в ДОУ на занятиях с целью экологического воспитания дошкольников....

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...