«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Максарова Дарима Сандановна

Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к последующему обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Максарова Дарима Сандановна

 – воспитатель МДОУ

«Дульдургинский детский сад

 «Светлячок», с. Дульдурга

Дульдургинского района

Забайкальского края

Описание опыта

«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»

Методы эти позволят вам обрести

ясность мысли, способность находить

 собственное, оригинальное решение

трудных задач, вырабатывают

 у вас привычку к систематическому

 мышлению и, что особенно ценно,

умение обнаруживать логические

 ошибки и находить изъяны

 и пробелы тех, кто не пытался

овладеть увлекательным

 искусством логики

Л.Кэрролл.

Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребёнка к поступлению в школу и последующему обучению. К числу логических операций относятся умение находить закономерности и строить упорядоченные ряды, умение осуществлять классификацию и строить высказывания и суждения, устанавливать последовательность взаимосвязей и порядок различий.  

С 5-7 лет дети начинают решать интеллектуальные задачи, связанные  с мысленным изменением или перемещением предмета в пространстве. Такое мышление часто нуждается в опоре на наглядность иллюстрацию, чертеж или несложную схему. Если в раннем детстве ребенок смотрит на всё только с одной стороны - «от себя», то в старшем дошкольном возрасте он уже может мысленно вставить на место другого человека, посмотреть на что-то с другой точки зрения, а значит, способен представить предмет с разных сторон. Логические упражнения могут стать самостоятельным фрагментом любого занятия. Поэтому в своей педагогической деятельности  я использую задания по развитию логического мышления, как на занятиях, так и индивидуально.

Цель моей работы - представить детям систему дидактических игр, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к последующему обучению в школе.

Задачи:

1) учить самостоятельно проявлять активную мыслительную деятельность: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2) развивать логическое мышление, память, речь.

3) воспитывать познавательный интерес

Руководствуясь общими дидактическими требованиями я пришла к выводу, что в формировании умений устанавливать логические отношения, одним из необходимых условий является системность, т.е. нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Выполнение заданий на формирование логических форм мышления (понятия, суждения и умозаключения) связано с усвоением мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация), интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте. Кроме того, способствуют развитию внимания, речи, познавательной активности и расширению кругозора.

Задания построены по принципу от простого к сложному.

При решении этих задач и упражнений неизвестное всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребёнку, и чтобы их решить самостоятельно, он проявляет активную мыслительную деятельность: анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы.

Первые задачи и упражнения ребёнку предлагается решить с помощью конкретных действий (дорисовать, обвести, закрасить, показать стрелочкой). Постепенно задания усложняются, и у ребенка формируется умение решать логические задачи в уме, не выполняя практических действий.

В своей системе работы я выделяю следующие этапы:

I этап. Диагностический.

Цель: изучить индивидуально-психологические особенности дошкольников, уровень сформированности общеучебных умений, умственных способностей.

Для диагностики использую методы: наблюдение, анкетирование.

На основе диагностики осуществляется дифференцированный подход к учебно-воспитательной программе  с учетом умственных способностей  воспитанников. Диагностика проводится по конкретному тематическому материалу, например,  в форме конкурса вопросов по теме, обзорного знакомства с темой, тестирования.

II этап: внедренческий.

Цель: Внедрение данных заданий в учебно-воспитательную деятельность, создание условий для реализации воспитанником логических способностей.

III этап: рефлексивно-оценочный.

Цель: Мониторинг эффективности работы педагога, учебных достижений детей.

        Включая данные задания в учебно-воспитательную программу у детей старшего дошкольного возраста развивается логическое мышление, память, речь.         В своей системе работы использую следующие группы:

I группа.  Задания, направленные на развитие у ребёнка концентрации внимания.  

Развитие произвольного внимания. Детям предлагается рассмотреть две картинки, и нарисовать в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь отличий между двумя картинками.

Развитие избирательности зрительного внимания. Детям предлагается рассмотреть от трех и более картинок, и раскрасить только две одинаковые картинки.

Развитие концентрации зрительного внимания. Детям предлагается рассмотреть путаницу, закрасить внизу только те игрушки, которые есть в путанице. [Приложение 1] 

II группа. Задания направленные на мыслительные операции анализа и синтеза.

1) Детям предлагается рассмотреть внимательно рисунок из геометрических фигур, например, паровозик. Ребёнок должен сосчитать и написать, сколько квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов в нарисованном паровозике.

2) Детям дается рисунок из геометрических фигур, например, кошка, и геометрические фигуры. Задание: закрась только те геометрические фигуры, из которых нарисована кошка. Назови их.  [Приложение 2].

Эти этапы помогут решить логические задачи по следующим разделам:

- поиск недостающей фигуры; [Приложение 3]

- продолжение ряда; [Приложение 4]

- нахождение ошибки; [Приложение 5]

- умозаключения; [Приложение 6]

- словесные игры и упражнения. [Приложение 7]

III группа. Игры-поручения. В этих играх предполагается  сотрудничество детей, совместный выбор картинок, их сравнение, классификация, обсуждение способов сериации. Они способствуют активизации имеющихся у детей знаний и способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе таких игр происходит взаимообмен знаниями и опытом. Ещё К.Д. Ушинский, придавая большое значение развитию у ребёнка логического мышления, рекомендовал игры- упражнения, в процессе выполнения которых требовалось группировать слова- понятия (домашние и дикие животные, фрукты и овощи, лиственные и хвойные деревья и т.д.). Такие игры- упражнения представляют собой гимнастику для мышления. Дети, услышав незнакомое слово, название предмета, просят объяснить значение слова. Это свидетельствует об их активном познавательном отношении не только к предмету, но и к слову, его обозначающему и заменяющему,- носителю информации. Игры-поручения помогают закрепить знания о частях тела (ноги, руки, части рук и ног, голова, глаза, нос, рот, уши, туловище), об их функциях, о семье, о родственных отношениях. В дидактических играх эти темы используются как знакомый материал, новыми оказываются правила и ситуации. Рекомендуется варьировать ход таких игр, что позволить сохранить у детей интерес к закреплению знаний, развивать творческий подход к решению игровых ситуаций. [Приложение 8]

IV группа. Игры с загадыванием и отгадыванием развивают умение контролировать и оценивать действия, предоставляют возможность выбора из тех знаний, которыми дети уже овладели и которые нужны для данной ситуации. Например, в играх типа «Отгадай, сколько здесь отцов» ребёнок, зная, что отцом может быть не только папа, но и дедушка, т.к. у него тоже есть сын (папа), и прадедушка (сын- дедушка), должен посчитать всех мужчин, у кого есть сыновья или дочери. В играх типа «Угадай, какое лицо» ребёнок должен оценить изображенный сюжет. Скажем, если ситуация требует веселья, следует понимать, насколько весёлой может быть данная ситуация: возможно, ей не соответствует маска смеха, а годится лишь маска улыбки. Игры с загадками более сложны по сравнению с играми типа «Отгадай кому грустно» или «Для чего нужны руки?», т.к. в них требуется помнить об одной стороне явления или признака. Загадки же могут быть и такими же простыми, с выделением одного признака («Могут идти, могут стоять, прыгать, могут и приседать»- ноги), и сложными, с выделением двух признаков: «Ночью лежат, днем идут и стоят» (первый признак - функция ног, второй - ее изменение в зависимости от времени суток).

Таким образом, способность анализировать появляется в выделении в явлении разных сторон, вычленении в предмете разных особенностей. Например, в загадке «Моя мама тоже дочь, у неё своя есть мать. Как же мне её назвать?», с одной стороны, рассматривается, кто чей ребёнок, а с другой кто кому мать.

Другая загадка: «Его не купишь, не украдёшь, его, закаляясь, приобретешь». С одной стороны, «это» не продается в магазинах, а с другой - закаливание поможет «это» приобрести, закаливаемся мы, чтобы быть здоровыми, следовательно, это здоровье.

Если ребенок не может отгадать загадку, следует разобрать и выделить указанные признаки, попробовать определить логические отношения между ними. Развивая познавательные интересы детей, педагог должен ставить их перед необходимостью думать, поощрять процесс поиска отгадки. Поставить перед детьми серьёзную задачу и предложить подумать, сопоставить, сравнить припомнить - значит проявить уважение к их мыслительным способностям, значит активно воспитывать пытливость ума, формировать любознательность и познавательный интерес.

Игры с отгадыванием загадок позволяют детям узнавать, вспоминать признаки предметов и явлений, служат примером описания характерных признаков чего-либо, а это одно из главных свойств аналитической деятельности. Ребёнок должен, опираясь на существенные признаки, догадаться, о чем идет речь, или при загадывании загадок, наоборот, выделить существенные и не существенные признаки, попытаться назвать их, не называя предмета или явления, о котором идет речь. [Приложение 9]

V группа. Игры соревнования основаны на стремлении быстрее достичь результата, выиграть, определяют темп умственной активности. Точное знание значения слов, усвоение ребенком с ранних лет, позволяет экономить способ выражения мысли, повышает культуру речи, облегчает общение детей с взрослыми и ровесниками. Часто они испытывают затруднения в результате незнания значения слов, неумения пользоваться ими (Он, как его, ну вот… еще такой круглый… и т.д.), а между тем у дошкольников есть живой интерес и к предмету, и к его названию. Так, в игре «Я знаю три вида спорта» дети, отбивая мяч об пол, с каждым ударом называют, например, бокс, футбол, хоккей. Двигательная активность сочетаясь с речевой, закрепляет умение пользоваться известными понятиями в разных условиях, активизирует желание упражняться в запоминании видов спорта. Овладение терминологией делает речь точной, а мысль - ясной.

Основной системой знаков, имеющих социальную природу и усваиваемых ребёнком в ходе индивидуального развития, Л.С. Выготский считал речь и особое внимание в теоретических и экспериментальных исследованиях уделял участие именно речи в культурном развитии ребенка, в особенности развития его мышления.

VI группа. Игры- задачи. Способность рассуждать развивает у ребёнка при возможности выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять события во времени. А.З. Зак выделяет три вида задач на развитие способности рассуждать: совмещение, отрицание, сопоставление. В задачах на совмещение требуется из данных суждений вывести третье суждение о связи признака и предмета. Пример. Два мальчика сажали яблони и сливы, старший - сливы. Какие деревья сажал младший?

         В играх на отрицание требуется составить суждение об отсутствии связи между признаком и предметом на основе суждений о связях между признаками предмета. Пример. Игорь и  Вася ловили рыбу. Вася не поймал сазана, он поймал пескаря. Что поймал Игорь?  Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу- сазана и пескаря, а Вася не поймал сазана, помогает сделать вывод: Игорь поймал сазана. Это правильный ответ.   Или суждение о связи между признаком и предметом на основе суждения об их отсутствии. Пример. Игорь Вася и Коля ловили рыбу. Кто-то поймал сазана, кто-то - пескаря, кто-то - окуня. Игорь и Вася поймали сазана. Что поймал Коля? Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу, помогает сделать вывод о том, что Коля поймал не сазана. Это правильный ответ.  [Приложение 10]

В заключение хочу подчеркнуть: искусство быть педагогам так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Воспитатель должен любить детей, жить для детей - без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность - воспитать достойного члена общества. На память приходят слова великого Э.Фромма « Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает».

Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог – и начинающий и опытный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

"Музыкально-дидактические игры, как одно из условий развития музыкальной одарённости старших дошкольников"

Подборка музыкально-дидактических игр для использования с детьми старшего дошкольного возраста...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.

В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....

Статья на тему: «Дидактическая игра в развитии логического мышления старших дошкольников».

Пояснительная записка.Игра - форма деятельности дошкольников, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества.Игра - активнейшая форма человеческой де...

Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша

Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша...