Статья на тему: «Дидактическая игра в развитии логического мышления старших дошкольников».
методическая разработка (старшая группа)

Шалагина Анастасия Михайловна

 

Пояснительная записка.

Игра - форма деятельности дошкольников, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества.

Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Она позволяет дошкольникам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а воспитатель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ребенку развиваться быстрее.

Занятия по игровой методике существенно повышают интерес дошкольников, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, раскрепощают ребенка, его мышление.

Развитие логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу. Самостоятельность, творческий потенциал - одна и основных задач современного детского сада.

Развитие логического мышления следует начинать с развития логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение и классификация. Эти операции усваиваются дошкольниками наиболее быстро (при разборе арифметических и словесно-логических задач). Овладевая в процессе обучения, такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, выделение существенных признаков в предметах и явлениях, дошкольники более глубоко осознают изучаемый материал, учатся обосновывать свои суждения. У них формируются умения и навыки самостоятельно решать поставленные задачи, сознательно использовать приобретенные знания.

Сложным для детей является умение обобщать, делать вывод, так как для этого нужно уметь выполнять логические операции, перечисленные выше. Формируя у дошкольников умение, обобщать наблюдаемые факты индуктивным способом, полезно предлагать задания, при выполнении которых они могут сделать неверные обобщения.

В методической разработке «Дидактическая игра в развитии логического мышления старших дошкольников» представлены дидактические игры, соответствующие современным требованиям и стандартам, предъявляемым к содержанию учебного процесса в дошкольном учреждении. Данная классификация дидактических игр может варьироваться по степени подготовленности дошкольников и темы, этапа НОД.

В методической разработке в доступной форме изложены вопросы теории дидактических игр - виды дидактических игр, основные условия проведения дидактической игры, рекомендации воспитателю по использованию дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников, организация дидактических игр. При создании методической разработки использованы разработки ведущих специалистов по теории и практике дидактических игр.

Поговорим о дидактически играх

Виды дидактических игр:

Игры упражнения. Проводятся как во время НОД, так и в свободное от занятий время. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей дошкольников, являются хорошим средством для развития психических процессов (память, внимание, воображение, мышление, восприятие) и познавательных интересов, осмысление и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно во время НОД, так и в процессе вне учебных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация детей в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетно-ролевая игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а дошкольники играют определенные роли.

Игра-соревнование может включать в себя все выше названные виды дидактических игр или отдельные их элементы. Для проведения этого вида дети делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определятся конкретными обстоятельствами и задачами. Игра- соревнование позволяет воспитателю, в зависимости от содержания материала, вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом воспитанников и другими педагогическими факторами.

Этапы игры включают:

1. Предварительную подготовку: группа разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.

2. Игру.

3. Заключение: выводы о работе участников игры и рефлексия.

Основные условия проведения дидактической игры:

  • Наличие у воспитателя определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  • Выразительность проведения. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  • Необходимость включения воспитателя в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Воспитатель должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давление, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  • Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.
  • Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Рекомендации воспитателю по использованию дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников.

1. Воспитателю необходимо определить тему и время проведения игры.

2. Воспитатель должен познакомить детей с правилами, регламентом и порядком работы.

3. Для повышения эффективности дидактической игры во время ее проведения, следует ограничить время ее этапов.

4. Дидактические игры включают следующее:

  • обучающую задачу, которая определяет содержание игры и соответствует программе и реализуется через игровые действия;
  • игру регулирует правило, которое устанавливает взаимоотношение между игроками;
  • подведение итога игры.

5. Развитию познавательного интереса дошкольников к занятиям и развитию логического мышления, игра будет способствовать в следующих ситуациях:

  • если игра по сложности соответствует уровню психологического развития детей;
  • игра по сложности соответствует уровню фактических знаний, интеллектуальному развитию детей;
  • если соответствует типу внимания, темперамента и памяти детей.

Все выше изложенное позволяет судить об успешности работы воспитателя по организации учебной деятельности на занятиях с помощью дидактической игры. А это, в свою очередь, будет способствовать активизации мыслительной деятельности старших дошкольников на занятиях. В играх отрабатывают познавательные умения, закрепляют и расширяют базовые знания детей.

Игра - это педагогически направленная творческая деятельность, обучающее воздействие, в которой принадлежит дидактическому материалу. Он должен охватывать основные темы занятия, в процессе игры дети непроизвольно усваивают новые знания и отрабатывают учебные умения. Игровые действия направляют активность дошкольников в определенное русло, а игровые приемы выступают в качестве стимулов познавательной деятельности.

Игра - всегда импровизация. Игра должна быть построена на интересе, обязателен элемент соревновательности между участниками игры. При подготовке игры прогнозируются ее результаты, воспитатель анализирует итоги. Игра должна быть динамичной, занимательной, может содержать элементы драматизации. В игре обеспечивается оптимальный уровень активности для всех дошкольников, формируется глубокий и прочный интерес к предметам.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог (психолог или родители) должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит образовательный процесс. И задача воспитателя— направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным. Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, т.е. тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

Организация дидактических игр

  • Формулировка цели игры;
  • Определение количества играющих;
  • Подбор дидактических материалов;
  • Учет временного фактора;
  • Подведение итогов;

При отборе игры или ее создании обратите внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие.

Дидактическая цель — это требование, усвоение которого воспитатель (психолог или родитель) хочет проверить.

 

Умный мельник

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность, умения рассуждать, доказывать.

Оборудование: нарисованные три мешка с надписями «Пшеница», «Рожь», «Пшеница и рожь», секундомер.

Ход игры: руководитель игры разбивает группу на две - три команды, читает детям задание: «Мельнику принесли три мешка зерна. В двух из них были однородные зерна, а в третьем смесь. На одном из них было написано «Пшеница», на втором «Рожь», на третьем «Пшеница и рожь». Известно, что каждое утверждение ложно - не соответствует истине. Как мельнику определить, в каком из мешков что находится, если он имеет право открыть лишь один из мешков и достать лишь одно единственное зернышко»? Время на размышление командам 3 минуты. Команды совещаются, и первую догадавшуюся команду руководитель спрашивает ответ, а потом можно узнать ответ второй команды.

Подсказка: мельник должен взять зернышко из этого мешка, на котором указана смесь - ведь на самом деле в нем какие-то однородные зерна, а потом методом логических поисков определить состав остальных мешков.

 

Кот и кошка

Цель: развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции.

Оборудование: таблица, маркер, секундомер.

Ход игры: ведущий разбивает группу на две - три команды, выбирает судей, болельщиков, контролеров. Каждому члену команды раздает листики и ручки, вывешивает таблицу и читает задание: «Проанализируйте числа и рисунки, и заполните недостающие клетки». По сигналу «Начали» дети пишут ответы на листочках, а контролеры, в это время ходят и смотрят, чтобы участники решали задание самостоятельно. После окончания времени капитаны команд относят результаты судьям, судьи проверяют правильность решения заданий. Победила та команда, у которой меньше допущено ошибок.

 

2

 

4

 

1

5

 

 

 

3

6

Кто быстрее

Цель: развитие операций анализа и синтеза.

Оборудование: листки бумаги, равные количеству участникам, ручки, секундомер.

Ход игры: ведущий разбивает группу на две команды, дети выбирают капитана команды, название. Каждой команде предлагается задание.

1. Сравни числа, записанные в первом и втором столбиках. Где сумма чисел будет больше.

2           5

1           1

3           4

4           5

Далее команды совещаются, капитаны, поднимая руку, озвучивают ответ (возможно дополнение соперников). Победила та команда, которая допустила наименьшее количество ошибок.

Магические числа

Цель: развивать операции анализа и синтеза.

Оборудование: листки бумаги, равные количеству участникам, ручки.

Ход игры: ведущий разбивает группу на три команды, учащиеся выбирают капитана команды, название. Каждой команде предлагается задание.

1. Найди сходства:

7 и 71

77 и 17

31 и 38

2. Найдите общие признаки:

5 и 15

12 и 21

10 и 20

3 Чем похожи и чем отличаются:

6 и 60

12 и 120

301 и 3010

Найди закономерность и продолжи ряд (задание для всех команд).

2, 3, …,5, 6

5, 4, …, 2, 1

…, 2, 3, …,5

Далее команды совещаются, капитаны, поднимая руку, озвучивают ответы (возможно дополнение соперников). Победила та команда, которая правильно назвала все признаки.

Геометризация

Цель: развивать операции сравнения, анализа и синтеза в мышлении.

Оборудование: листки бумаги, равные количеству участникам, ручки.

Правила игры: работать нужно только в парах, ответ принимается при поднятой руки.

Ход игры: воспитатель выбирает ведущего, помощника. Ведущего и помощника, заранее знакомит с правилами и ходом игры. Помощник каждому учащемуся раздает бланки заданий (предложенные ниже). Далее читает задание: «Продолжи ряд. Какие фигуры ты здесь нарисуешь. Почему?» После сигнала «Начали» учащиеся приступают к заданиям, выполняет на скорость. Помощник должен следить за самостоятельным выполнением задания каждого ребенка. Дети закончившие задания поднимают руку. Помощник проверяет ответы детей, а ведущий следит за тем, какая пара поднимет руку первая, какая вторая, какая третья и т.д. Далее выявляют победителей, занявших первое, второе и третье место.

                            

Три брата

Цель: развивать операции анализа и синтеза, аналитико-синтетические операции, повышать их интерес к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход игры: ведущий делит группу на две команды, дети придумывают названия команд. Каждой команде ведущий предлагает по одному заданию. Ребята выбегают по одному к доске и на скорость решают задачи.

1. Три брата - Ваня, Саша и Коля - находились в разных группах одного сада. Ваня был не старше Коли, а Саша не старше Вани. Назовите имя самого старшего из братьев, среднего и младшего.

2. Три девочки - Валя, Галя и Катя - пришли на праздник в платьях разного цвета. Одна - в сером, другая - в белом, третья - в черном. Катя была не в черном, Валя не в черном и не в сером. Какая девочка в каком платье?

Далее команды совещаются, капитаны, поднимая руку, озвучивают ответ (возможно дополнение соперников). Победила та Команда, которая правильно назвала все признаки.

Загадки

Цель: развивать умение схематически изображать слова, отражающие характерные признаки понятий, словесно-логическое мышление, сообразительность.

Оборудование: бланк с заданием, ручка.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сначала в традиционной форме загадки, предполагающие один ответ. Ответы даны, но с пропущенными буквами. Каждая черточка - одна буква.

Когда стоит, то горько плачет

Отплакалась - исчезла значит.

(C_e_a)

Когда он открывает рот,

Робеет даже бегемот.

Чтоб внутрь попасть никто не смог -

Рот закрывает на замок.

Но нету на него обид:

Все, что проглотит - Возвратит.

(Ч_м_д_н)

А вот загадки, имеющие много вариантов ответов (напиши хотя бы три).

Например: предмет этот с гладкой поверхностью, в нем себя увидеть можно (варианты ответов - зеркало, озеро, телевизор, бочка с водой и т.д.).

1) Деревянный, каждая поверхность прямоугольная, внутри пустой.

2) Круглый, красный, в руке помещается.

3) Живой, пушистый, длинный хвост, четыре лапы, чуткий нос.

Противоположности

Цель: научить устанавливать логические связи отношения между понятиями, различать противоположные свойства объектов и явлений.

Оборудование: набор карточек.

Ход игры: ведущий из специального набора карточек с изображениями различных предметов ребенок наугад выбирает три карточки. Он должен назвать предметы, которые обладают свойствами, противоположными тем, что есть у предмета, изображенного на карточке. Например, на карточке кастрюля. Ей противоположными могут быть: пенек (кастрюля имеет полую емкость, а пенек нет), ящик (у него другая форма), сковородка (в кастрюле варят, а на сковороде жарят) и т.д.

Слова – мостики

Цель: научить устанавливать логические отношения между понятиями, различать противоположные свойства объектов и явлений, развивать речь, воображение.

Оборудование: набор карточек.

Ход игры: ведущий предлагает ребенку достать из набора две карточки. Нужно назвать предметы, которые служили как бы переходными мостиками от первого слова ко второму. Например, ребенку достались карточки с изображениями слона и ложки. Тогда словом-мостиком можно взять "торт" (его можно приготовить в форме слона и есть ложкой).

Логические бусы

Цель: научить устанавливать логические связи отношения между понятиями, умение объективно оценивать свои и чужие мысли, делать выводы, развивать речь.

Оборудование: набор карточек.

Ход игры: ведущий делит группу по 4-5 человек. Каждый берет по четыре карточки. Все по очереди составляют "логические бусы": первый игрок кладет любую карточку, следующий выбирает из своих и кладет рядом с первой ту, которая каким-то образом может быть соединена с первой. Игроки обязательно должны объяснить и доказать эту связь. Например, к платью можно "прикрепить" пиджак, потому что и то, и другое одежда, а к пиджаку - допустим, шкаф, так как пиджак может висеть в шкафу и т.д.

Волшебный ряд букв

Цель: развивать умение рассуждать от общего суждения к частному.

Оборудование: мел, доска

Ход игры: ведущий предлагает детям любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий. Задания могут предлагать сами дети.

Например: а, б, о, и, к, д, е, п, т.

Задание:

1. деление на группы (гласные – согласные);

2. составление слов из букв (пила, лупа, лоб);

3, записать буквы и алфавитном порядке;

4. найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква «п», ее нет в слове библиотека);

5. составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на

данные буквы. (Алёшка быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи).

Составление предложений

Цель: развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Ход игры: ведущий предлагает несколько слов, не связанных между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали эти слова. Если ребенок отвечает, то получает 1 балл, если нет, то отвечает другой ребенок, ему за правильный ответ начисляется 2 балла. Например: река, ручка, собака. Ребенок взял мел и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака её нашла.

Составь цепочку

Цель: научить сравнивать, находить общие различные свойства предметов.

Оборудование: карточка со словами для ведущего.

Ход игры: ведущий предлагает два слова. Необходимо назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.

Например: лес - пирог; доска - синица.

Ответы: лес - земляника - начинка - пирог; доска - кормушка - семечки - синица.

Вырази мысль другими словами

Цель: развивать речь, научить выражать с логической последовательностью свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли.

Оборудование: карточки с несложными фразами.

Ход игры: ведущий предлагает не сложную фразу детям. Необходимо предложить несколько вариантов передачи той же мысли, но другими словами. При этом ни одного слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях и при этом не должен искажаться смысл высказывания.

Например: Птицы полетели на юг.

Ответы: Пернатые друзы отправились в дальние страны. Журавли спешат в тёплые края.

Например: Дятел громко стучит по дереву.

Ответ: Далеко слышится стук "лесного доктора".

 

Овладевая в процессе обучения, такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, выделение существенных признаков в предметах и явлениях, дети более глубоко осознают изучаемый материал, учатся обосновывать свои суждения. У них формируются умения и навыки самостоятельно решать поставленные задачи, сознательно использовать приобретенные знания.

Сложным для детей является умение обобщать, делать вывод, так как для этого нужно уметь выполнять логические операции, перечисленные выше.

Формируя у старших дошкольников умение обобщать наблюдаемые факты индуктивным способом, полезно предлагать задания, при выполнении которых они могут сделать неверные обобщения.

Используемая литература

  1. Алабина, Л. В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие / Л. В. Алабина. – М.: ЦГЛ, 2013.
  2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. — М.: Росмэн. 2004. -127 с.
  3. Воспитание и обучение. 2003. №6. Интеллектуальные игры: Вопросы их классификации и разработки. Ганичев Ю. с.29-34.
  4. Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. – Тбилиси: Гора, 2007.
  5. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение. 1991.-63 c.
  6. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ГРАФ ПРЕСС, 2013.
  7. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Советы психолога. – СПб.: Нева. 2001.
  8. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. – М.: Школьная пресса. 2002. - 110 с.
  9. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
  10. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. – М.: Наука, 2008.
  11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя д/с. – М.: Просвещение, 2006.
  12. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, Беларусь, 2016.
  13. www.Pedagogika.ru.