Педагогическая диагностика
материал на тему

Васильчук Ирина Алексеевна

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогическая диагностика18.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Педагогическая диагностика.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

*Закон об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3.

*Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования дошкольного образования и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.  Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.

Образовательные результаты – информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах освоения Образовательной программы ДОУ.

               Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики

                                    индивидуального развития ребенка.

Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Задачи педагогической диагностики:

*Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);

*Оптимизация работы с группой детей.

Структура.

Первый этап -  проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Второй этап - практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов.

Четвертый этап - интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Инструментарий для педагогической диагностики.

Карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности, ответственности  и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Наблюдение представляет собой основной, самый важный метод сбора информации о детях в группе детского сада. Наблюдение - основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы.

Параметры карты наблюдения представляют собой список знаний, умений личностных качеств, которыми овладевают дети по мере их развития. Благодаря своей внутренней строгой структуре карта наблюдений позволяет видеть и чётко фиксировать развитие каждого ребёнка по широкому спектру разнообразных и значимых для педагога направлений, держать под контролем как отдельные параметры, так и целостную картину прогресса. Полученная в результате информация используется педагогом для постановки педагогических целей, коррекции собственной деятельности и обеспечения эффективной поддержки развития каждого ребёнка и группы в целом.

 В качестве дополнительных методов используются: беседы, анализ продуктов

детской деятельности, специальные диагностические ситуации. Используются диагностические задания по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой..

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Принципы диагностического обследования:

-принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики;

-принцип доступности диагностических методик и процедур;

-наглядность становится главным условием получения необходимой информации (задания с картинками);

-принцип прогностичности.

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

 Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН; обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная; с ребенком работает один взрослый;

не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка; обследование проводится обязательно в игровой форме и в привычной для дошкольника обстановке.

Оценка индивидуального развития ребёнка проводится по следующим уровням показателей:

- показатель сформирован (высокий уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;

- показатель в стадии формирования (средний уровень) – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры.

- показатель не сформирован (низкий уровень) – не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «высокий уровень» и «средний» отражают состояние нормы развития и освоения образовательной программы дошкольного образования. Преобладание оценок «высокий уровень» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми основной образовательной программы дошкольного образования. Если по каким - либо направлениям преобладают оценки «низкий уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации образовательной программы. По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК

Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист....

Педагогическая диагностика. Цели и задачи

Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей....

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей...

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр  Бо...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.

С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ  стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...