Компетентностный подход в Психологическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация по коррекционной педагогике на тему

Андреева Людмила Леонидовна

Сопровождение детей с ОВЗ в рамках ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностный подход в Психологическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья Педагог-психолог Андреева Л.Л. 2015 год

Слайд 2

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек .

Слайд 3

Утрата базового доверия к миру -подозрительность, недоверчивость, агрессивность, с одной стороны, и формировании невротического механизма - с другой. Раннее развитие детей с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия, формируется комплекс неполноценности.

Слайд 4

Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать , приобретать социальный опыт . Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности .

Слайд 5

Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. Задача : создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья .

Слайд 6

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям»

Слайд 7

 Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе?  Какие проблемы у него возникнут?  Готова ли школа к обучению таких детей?  Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы? Возникает масса вопросов

Слайд 8

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это д ети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 9

Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна : * дети с нарушениями зрения; * дети с нарушениями слуха; * дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; * дети с нарушениями интеллектуального развития; * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; * дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;

Слайд 10

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого .

Слайд 11

Цель психологического сопровождения: С оздать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия, для его максимального личностного развития и обучения. Работа по сопровождению носит многослойный, многоуровневый характер. Её содержание определяется с учётом специфики и степени трудностей у ребёнка.

Слайд 12

Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ: - прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения и воспитания на основе выявленных особенностей развития; - определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребёнком; - реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса

Слайд 13

Психологическое сопровождение детей на приеме и адаптации: - создание системы психолого-педагогической поддержки всех детей в период их адаптации , - выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога, - диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей, - определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, - разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка в образовательной среде, коллективе сверстников, - создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими различные адаптационные трудности.

Слайд 14

Логико –смысловая модель «Взаимодействие в работе с детьми с ОВЗ»

Слайд 15

Этапы индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ ( адаптация варианта М.Р. Битяновой ) 1 этап – Постановка проблемы 2 этап Диагностический минимум Группа «благополучных» дошкольников Работа с «автором» запроса Проверка запроса на обоснованность Жалобы педагога, родителей Дошкольники группы риска Выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы с учетом зрительной патологии

Слайд 16

2 этап – Уточнение проблемы Дифферен-циация нормы и патологии умственного развития ребенка Изучение особеннос-тей личности Выявление зоны ближайшего развития и сохранных анализато-ров Анализ статуса ребенка специалистами ДОУ Сбор экспертной информа-ции о дошколь-нике Сбор анамнести-ческих данных по течению глазной патологии Выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы с учетом зрительной патологии

Слайд 17

3 этап – Решение проблемы Системная и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, учитывающая этап лечения Консультирование врача-офтальмолога, м/ с-ортоптисток Консультирование родителей Консультирование педагогов и администрации Просвещение педагогов и родителей Профессионально-аналитическая работа Социально-диспетчерская деятельность Разработка стратегии сопровождения ребенка специалистами ДОУ

Слайд 18

Информация о результатах наблюдения и анализа деятельности; поведении дошкольника Модель взаимодействия педагога-психолога и педагога ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ Информация о внутренней «картине» наблюдаемых проявлений, о глубинных истоках и механизмах Строит программу педагогических действий Определяет приоритетные направления работы с ребенком Создание и реализация совместной программы работы с детьми

Слайд 19

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА дети родители педагоги

Слайд 20

Как построить отношения с «особыми» детьми? «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой ) Родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия , на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

Слайд 21

Основными принципами психологического сопровождения ребёнка с проблемами в развитии являются: «Всегда на стороне ребёнка, всегда вместе с ребёнком!» Непрерывность сопровождения. Комплексный подход. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность; рекомендательный характер оказания помощи.

Слайд 22

Направления деятельности педагога-психолога Диагностическое направление

Слайд 23

Диагностическое направление Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образова - тельных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико - педагогической диагностике.

Слайд 24

Коррекционно-развивающее направление Основными направлениями коррекционно-развивающей р аботы являются: * развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; * развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; * развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; * формирование и развитие социальных навыков и социализации .

Слайд 25

Консультативно-просветительское и профилактическое направление Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ . Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно - воспитательных задач.

Слайд 26

Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией. Выделяются следующие особенности семей, имеющих детей с патологией: Нарушается взаимодействие с социумом Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские Возможно нарушение репродуктивного поведения Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских отношений в целом

Слайд 27

Реакция родителей на появление ребенка с патологией Состояние шока, растерянности, иногда страха. Негативизм, отрицание поставленного диагноза. Принятие диагноза и связанная с этим депрессия. Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам.

Слайд 28

В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.

Слайд 29

Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и педагогом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым.

Слайд 30

Организационно-методическое направление Данное направление деятельности включает подготовку материалов к консилиумам , методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Слайд 31

Положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!

Слайд 32

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Инклюзивное образование в дошкольном образовании как новый подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание дошкольного...