"Через движение развиваем речь"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Коноплёва Людмила Владимировна

В предложенной статье описаны взаимосвязь между развитием у детей мелкой моторики и речи, влиянии двигательной активности на развитие речи детей и особенности детей, имеющих разные формы нарушения речи, при этом посещающие детский сад логопедическую группу.  Формирование правильной речи у детей происходит не только на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с учителем-логопедом, но и во всех режимных моментах. Стимулировать развитие правильной речи ребёнка через двигательную активность, в частности подвижные игры, утреннюю гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна, физкультминутки, пальчиковые упражнение - главная идея статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Через движение развиваем речь.

                  «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.  

                    Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении».                            

                                                                                                                                      Ж.-Ж. Руссо

 

    Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

     По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время 70-90 % детей, посещающих ДОУ, имеют проблемы с речевым развитием – от нарушений звукопроизношения до моторной алалии. Среди детей старшего дошкольного возраста отклонения в речевом развитии имеют 40-60 % дошкольников и у всех отмечается дизартрия или её стёртая форма. У таких детей вследствие органического поражения ЦНС нарушаются двигательные механизмы, не достаточно развита общая и мелкая моторика, что ведет за собой нарушения речи. При стертой форме дизартрии отмечается ограничение активных движений у ребенка, общая неловкость, недостаточная координация движения, нарушение пространственного ориентирования, чувства ритма, нет четкости кинестетических ощущений, так как ребенок не чувствует состояние напряженности или расслабленности мышц, как крупных, так и мелких. А расстройство всей двигательной сферы приводит к нарушениям фонетической стороны речи: страдает артикуляция, голос и другие просодические компоненты языка.

     К тому же научные исследования 70-х гг прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти (Л.Ф. Фомина,  М. Кольцова,  Е. Мастюкова, 1971-78 гг.). Ученые рассматривали «кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, а проекция кисти есть еще одна речевая зона мозга». Л.Ф. Фоминой было проведено исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она обследовала более 500 детей в дошкольных учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Проверка на большом количестве детей показала, что это не случайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь.  Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться трудно.

    В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций руки и речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот. Т. о., данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

    За последние годы было много описано приемов работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описали приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии, О.С. Бот с общим недоразвитием речи, Л.В. Лопатина Н.В. Серебрякова с дизартрией, Л.И. Белякова с заиканием.

    Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

     Учеными А.Леонтьевым и А.Лурия также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем она выше, тем быстрее развивается речь, увеличивается словарный запас, ведь формирование движения происходит при участии речи. К тому же под действием упражнений в организме ребенка возрастает синтез биологически активных соединений, которые благоприятно влияют на настроение, активность, повышают умственную и физическую работоспособность.

     Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Развитием общей и мелкой моторики можно заниматься в разных видах деятельности, но игры и физические упражнения имеют для этого наибольшие возможности. Так как, во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют, соревнуются, выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, правильного дыхания, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц.

     И, главное, с помощью движения можно стимулировать развитие правильной речи, используя специально подобранные считалочки, речетативы, стихи, отрывки из сказок, заклички, речевую дыхательную гимнастику, физкультминутки, речевые подвижные и пальчиковые игры. Этим мы не только стимулируем правильное развитие речи, но и подготавливаем ребенка к успешному обучению в школе и быстрой адаптации в обществе.

    Важным фактором для стимулирования правильной речи являются все формы и средства физической культуры. Они помогают с помощью разнообразных двигательных действий, свободного двустороннего общения с детьми, творческой обстановки значительно расширить словарный запас детей, активизировать их речь, закрепить знания, полученные на занятии по развитию речи, проверить их прочность. Для этого НОД по физическому развитию должна строиться с учетом лексической темы по развитию речи. Если тема звучит «Домашние птицы», то на физкультурном занятии надо планировать прогулку «На птичьем дворе», если «Насекомые», то отдыхать   «На лугу», если «Зимние забавы», то вспомнить, чем занимаемся зимой на прогулке. Речь детей стараться не ограничивать, но следить за ее правильностью и грамотностью. Широко использовать считалочки, стихи, речитативы, загадки, пословицы, заклички и т. д.. Ежедневно в режиме дня  предлагать детям двигательные задания на координацию движения, пространственное ориентирование, «ручную ловкость» или чувство ритма.      

    На оздоровительной гимнастике после сна рекомендуется проводить игровые комплексы в стихотворной форме, например, сентябрь - октябрь – «Осенние заботы», ноябрь - декабрь – «В мире животных», январь- февраль – «Зимние забавы», март–апрель-май – «Весеннее пробуждение». Все двигательные действия в комплексах выполняются в игровой форме с проговариванием слов, соблюдая ритм «движение-слово». В конце комплекса делать пальчиковую гимнастику, самомассаж рук и ног махровым варежками.    

     Надо постоянно быть в поиске методических приемов, повышающих у детей мотивацию к занятиям  физическими упражнениями и эффективность процесса обучения, а также воспитывающих средствами физической культуры способов личностных отношений между детьми и быстрой адаптации их к разнообразным формам двигательного режима. Творческо-экспериментальная работа по стимулированию правильной речи дошкольника через движение - это большой и кропотливый труд для специалиста,  требующий и времени и физических затрат. Но древнеримский философ  Гораций говорил: «Ничто в жизни не достается без большого труда». В данном случае, и труда детей, которые желают научиться правильно говорить, и труда педагога, который стремится в этом помочь ребенку, и труда родителей, которые хотят видеть своего ребёнка здоровым. Поэтому очень важно, чтобы работа давала положительные результаты, тогда не жалко ни времени, ни сил.   

      Примерный комплекс оздоровительной гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста на ноябрь, декабрь.

Комплекс оздоровительной гимнастики после сна

«В мире животных»

Лежа на кровати:

1. «Потягивание».                               «К солнышку все потянулись, дружно, дети, все проснулись.

                                                                Вырастим большими, смотрите, вот какими.

                                                                Еще разик потянулись, окончательно проснулись».  3 раза

2. «Подуй на плечо».                          «Повернули мы головку, на плечо подули ловко.

                                                                Повернули мы еще, стало нам дышать легко».           2 раза

3. «Бокс».                                             «В бокс играем ловко мы, видят все, как мы сильны.

                                                                Раз – два, раз – два – победили мы – УРА!»

4. «Горка».                          (Ноги согнуты в коленях, стопы на кровати. Поднимание туловища).

                                                               «Горку строить мы решили, все прогнулись, 3 – 4.

                                                                 Так немного постоим, быть здоровыми хотим.

                                                                 Еще горку все подняли, все сильней сегодня стали». 3 раза

5. «Велосипед»                                     «Мы едим, едим, едим на велосипеде,

                                                                 На горку поднимаемся и с горы спускаемся».           3 раза

Дорожка «Здоровья»:                - Разновидности ходьбы и бега:  

1. «Жираф»                                           «Шею вытянул жираф, удивились дети - Ах!

Ходьба на носках, руки вверх.              На носочки мы встаем, как жирафы все идем».

2. «Слоники»                                         «Тук-тук, тук-тук, слышен чей- то пяток стук,

Ходьба на пятках, руки за голову.        Слоник маленький идет, за собой друзей ведет».

3. «Медвежата»                                     «Ходит по лесу медведь, бродит по лесу медведь,

Ходьба на внешней стороне стопы.      Стужа, стужа на носу, очень холодно в лесу».

4. «Пингвин»                                         «Лед, да лед, лед да лед, а по льду пингвин идет,

Ходьба перекатом с пятки на носок.     Лед, да лед, скользкий лед, но пингвин не упадет».

5. «Ежик»                                               «По сухой лесной дорожке топ, топ, топ шагают ножки.

Ходьба в полуприседе, руки на пояс.   Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ежик»

6. «Лошадка»                                          «Цок, цок конь живой, с настоящей головой,

Ходьба высоко колени.                           С настоящей гривой, вот какой красивый».

7. «Зайка»                                               «Хвостик маленький у зайки, ты попробуй-ка, достань-ка,

Ходьба с захлестыванием голени.         Тянет зайка лапку вверх, удивить решил он всех».

8. «Лисичка»                                        «Са-са-са, вот идет лиса, су-су-су, вижу я лису, се-се-се,

Ходьба скрестным шагом.                    Подошли мы все к лисе, сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы

                                                                 Идет по лесу лиса, лиса - лисонька краса».

9. «Змейка»                                   Бег в колонне между предметами.

- Ходьба по ортопедическим дорожкам: ребристая доска, коврик с пуговицами, «ежик»

                                                                         пробковые дорожки, шнур, узкая рейка, «следы» и др.

                                                                         (медленное музыкальное сопровождение)

Пальчиковая гимнастика:                        «Белочка», «Ежик», «Лиса и волк».

Сухое растирание рук, ног, живота махровыми варежками:    (со словами)

- Чтоб здоровенькими быть надо закаляться,                   «Кулачки» - 8 раз.

  И поэтому сейчас будем растираться.

  Ручка правая важна, разотрем ее, друзья,                     Растирание правой руки, потом

  Разотрем и левую - левую умелую.                               левой снизу вверх.

  Ножку правую мы любим, про нее мы не забудем.     Растирание правой ноги, потом

  Ножкой левой мы пойдем, ее тоже разотрем.               левой снизу вверх.

  И животик важный свой разотрем мы варежкой.         Поглаживание живота.

  А до спинки – ого - го, дотянуться не легко.                 Поглаживание спины.

  Нам остался пятачок, ушки, щечки и молчок.               Поглаживание носа, ушей и щек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)

Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....

Развиваем интеллект через движение. Кинезиология.

Методический материал для педагогов. Данные кинезиологические упраженения можно использовать в качестве динамических пауз....

Консультации педагога-психолога Развиваем речь через движение

laquo;Как стимулировать речевое развитие ребенка с помощью движений»Дети познают мир через движение.Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, обр...

Консультация "Развиваем речь через движения…"

Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это задержка речевого развития. Многие ошибочно полагают, что если нет речи, то  нужно прицельно развива...

Логоритмика по методике Е.Железновой "Развиваем речь через движения"

Развиваем речь через движение. Разучивание песенок с движениями....

Через движение развиваем речь. (Картотека игр и упражнений + видео)

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.Ж. Руссо Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье....

Логоритмика по методике Е. Железновой «Развиваем речь через движения»

Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.А...