Выступление на родительском собрании «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мещерякова Евгения Юрьевна

В выступлении раскрыты цель и задачи игровой нейропсихологии, способы развития речи детей через движение и творчество, а так же роль родителей и педагогов при работе в этом направлении. Приведены примеры игр и заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11»

Выступление на родительском собрании

 «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество»

Подготовила

Мещерякова Е. Ю.

учитель-логопед

Коркино

2025


Уважаемые родители, добрый день!

Сегодня я хочу поделиться с вами важной темой, которая касается развития речи наших детей через игровые методы и творческое самовыражение — «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество».

Цель и задачи работы в этом направлении

Цель нашей работы — развитие речевых навыков у детей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей через использование игровых и творческих методов. Мы стремимся создать комфортную и благоприятную среду, где ребенок может свободно выражать себя, развивать коммуникативные навыки и формировать уверенность в собственных силах.

Задачи игровой нейропсихологии включают:

1. Стимуляция речевого развития — создание условий для активного использования речи на занятиях и в играх.

2. Развитие координации и моторики — связь движений с речевой активностью, что способствует интеграции различных функций мозга.

3. Формирование социальной активности — взаимодействие с другими детьми через песочницу, ролевые игры и другие коллективные занятия.

4. Стимуляция фантазии и креативности — использование творческих заданий, направленных на развитие воображения и выразительности речи.

Роль родителей и педагогов

В этой работе важна совместная деятельность родителей и педагогов. Вы, как родители, играете уникальную роль в процессе развития речи ваших детей. Вот несколько рекомендаций и примеров, как вы можете помочь в этом процессе:

1. Создавайте ситуации для общения:

   - Организуйте ролевые игры дома, где ваш ребенок может использовать новую лексику и выражать свои мысли. Например, играйте в «Магазин», где ребенок будет продавцом, и вам нужно будет обсуждать покупки.

Работа с ролевыми играми помогает задействовать префронтальную кору мозга, которая отвечает за планирование, принятие решений и социальную активность. Например, в игре «Магазин» ребенок не только учится новому словарному запасу, но и тренирует навыки общения, формирования предложений и услышанного восприятия.

- Нейропсихологический аспект: Эта игра требует от ребенка активного использования речевых навыков в контексте. Понимание социальных ролей и взаимодействие с другими развивает его когнитивные и эмоциональные способности.

2. Используйте творчество:

   - Занимайтесь с ребенком рисованием или лепкой. Попросите его рассказать о том, что он создает. Это развивает не только речь, но и мелкую моторику.

Когда ребенок рисует или лепит, происходит стимуляция различных областей мозга, в том числе лобной и затылочной долей, которые отвечают за визуальные и креативные процессы. Заказав ребенку рассказать о своей работе, вы задействуете речевую зону Брока, отвечающую за формирование речи.

- Нейропсихологический аспект: Это способствует формированию множественных нейронных связей, что улучшает как речевую активность, так и общую когнитивную функцию.

3. Двигательная активность:

   - Занятия с подвижными играми, например, «Служба безопасности», где нужно выполнять команды, помогут развивать координацию и речевую активность одновременно.

Игра «Служба безопасности» не только активизирует двигательные функции, но и помогает развивать работу церебральной коры, особенно те ее участки, которые активны во время координации движений и восприятия команд. Параллельно ребенок выполняет речевые задания, что активизирует его исполнительные функции — способности к планированию и сосредоточенности.

- Нейропсихологический аспект: Связывая движения с речью, мы включаем «движение в речи» — это позволяет создать более прочные нейропсихологические связи между моторными и речевыми функциями.

Игра "Служба безопасности" — это увлекательная и динамичная игра, которая помогает развивать координацию, внимательность и речевые навыки детей. Вот основные правила этой игры:

Правила игры «Служба безопасности»:

Цель игры:

Развивать внимание, слуховые и речевые навыки у детей через выполнение заданий и поддержание активности.

 Количество участников:

Игра подходит для группы детей (от 3 до 10 человек).

 Возраст участников:

Рекомендуется для детей старше 4 лет.

 Необходимое оборудование:

- Пространство для игры (можно играть как в помещении, так и на улице).

- Музыкальное сопровождение (по желанию) для создания атмосферы.

 Подготовка к игре:

1. Объясните детям, что они будут «сотрудниками службы безопасности», и их задачей будет следить за выполнением различных заданий.

2. Разделите детей на две команды (если группа большая) или играйте с одной командой, где каждый по очереди выполняет задания.

3. Определите место, где будут находиться «начальники службы безопасности» (это могут быть взрослые или старшие дети).

 Ход игры:

1. Инициация:

   - Начальник службы безопасности (взрослый или старший ребенок) дает команду или задание. Например, может сказать: «Приведите в порядок игрушки» или «Соберите всех в круг».

2. Выполнение заданий:

   - Дети должны выполнить данное задание. Начальник может задавать вопросы, чтобы стимулировать речевую активность, например: «Что ты делаешь?» или «Почему это важно?».

3. Смена ролей:

   - После выполнения задания начальник может меняться, и кто-то из детей становится новым начальником. Теперь он задает новое задание.

4. Окончание игры:

   - Игра продолжается до тех пор, пока все дети не получат возможность быть начальниками или пока задания не иссякнут. В конце можно обсудить прошедшую игру, выделив самые интересные моменты.

 Вариации игры:

- Динамика заданий: Добавьте физические задания, такие как «прыгните на одной ноге» или «прокрасьтесь под столом», чтобы повысить активность.

- Темы: Меняйте темы заданий (напр., экология, дружба, спорт), чтобы развивать словарный запас.

- Музыкальное сопровождение: Включите музыку, и когда она играет, дети могут двигаться. Когда музыка останавливается, они должны замереть и выполнить задание.

 Нейропсихологический аспект:

Эта игра развивает внимание, слуховое восприятие и моторные навыки, а также речевые функции, что положительно сказывается на речевом развитии детей. Каждый раз, когда дети выполняют команды, их мозг формирует новые нейронные связи, которые способствуют развитию когнитивных и социальных навыков.

4. Чтение и рассказывание сказок:

   - Чтение вместе с ребенком наглядно демонстрирует важность речи. После чтения можно обсудить героев, придумать альтернативные концовки или составить новые сказки.

Чтение с обсуждением и созданием альтернативных окончаний сказок задействует теменные и височные доли, отвечающие за слуховую и вербальную память, а также за понимание и интерпретацию информации. Обсуждение персонажей и хода событий развивает критическое мышление и аналитические способности.

- Нейропсихологический аспект: Создание новых сюжетов требует от ребенка активно задействовать память, воображение и речевую активность одновременно, что обогащает его нейропсихологическую структуру.

Примеры игр и занятий

Вот несколько конкретных примеров, которые вы можете использовать в повседневной жизни:

- Игра «Обмен ролями»: Попросите ребенка «побыть» мамой или папой. Пускай он расскажет, как бы он вел себя, чем бы занимался целый день. Это поможет развить не только речь, но и способность к эмпатии.

- Творческая мастерская: Устраивайте тематические вечера, например, «Кулинарный шедевр». Готовя простые блюда, обсуждайте процесс, поощряйте задавать вопросы и делиться мыслями о вкусе, внешнем виде.

- Двигательные зарядки с речевыми заданиями: Во время физической активности можно использовать стишки и песенки, где движения сочетаются с определенными словами. Например, «прыгаем как лягушки», при этом проговаривая слова.

Заключение

Совместная работа родителей и педагогов в области игровой нейропсихологии может значительно ускорить процесс речевого развития наших детей. Помните: каждая игра, занятие и творческая активность активируют разные участки мозга и влияют на развитие речи.

Я предлагаю вам активно использовать предложенные методы в повседневной жизни. Вы — важные партнеры в этом процессе, и ваша поддержка и вовлеченность способны сделать его значительно эффективнее.

Спасибо за ваше внимание! Я готова ответить на ваши вопросы и обсудить, как мы можем вместе поддержать и развивать речь наших детей с помощью игровых и творческих методов, опираясь на нейропсихологические принципы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Родительское собрание " Играем пальчиками, развиваем речь"

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи:Формировать у родителей элементарные предст...

Консультации педагога-психолога Развиваем речь через движение

laquo;Как стимулировать речевое развитие ребенка с помощью движений»Дети познают мир через движение.Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, обр...

Выступление на родительском собрании «Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процесс...

Консультация "Развиваем речь через движения…"

Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это задержка речевого развития. Многие ошибочно полагают, что если нет речи, то  нужно прицельно развива...

Логоритмика по методике Е.Железновой "Развиваем речь через движения"

Развиваем речь через движение. Разучивание песенок с движениями....

Логоритмика по методике Е. Железновой «Развиваем речь через движения»

Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.А...