Картотека игр и заданий для работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество»
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В картотеке собраны нейропсихологические игры и задания для развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи. Картотека предназначена для использования педагогами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Картотека игр и заданий
«Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество»
для работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила
Мещерякова Е. Ю.
учитель-логопед
Коркино
2025
Картотека игр и заданий на тему «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество» для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Игровая картотека
1. Игра: "Словесные мимики"
- Цель: Развивать невербальное общение и словарный запас.
- Задачи: Научить детей передавать эмоции и слова с помощью жестов.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: карточки с изображением эмоций или словами, обозначающими эмоции (для детей, которые уже умеют читать).
- Правила:
1. Один из детей берёт карточку (например, "радость") и показывает эмоцию через мимику и жесты.
2. Остальные игроки пытаются угадать слово.
3. Меняются роли.
---
2. Игра: "Магический круг"
- Цель: Развивать речевые навыки и командное взаимодействие.
- Задачи: Научить детей слушать и соблюдать очередность.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Мягкие или пластиковые мячики.
- Правила:
1. Дети садятся в круг.
2. Один ребенок бросает мяч другому и называет число (1-10).
3. Тот, кто поймал мяч, должен сказать слово на заданную тему (например, "животные") на это число.
---
3. Игра: "Звуковой оркестр"
- Цель: Развивать слуховое восприятие и ритм.
- Задачи: Научить детей различать звуки и их источники.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Музыкальные инструменты (барабан, маракасы и т.д.).
- Правила:
1. Дети становятся в круг и выбирают инструменты.
2. Ведущий задает ритм, который дети должны повторить.
3. По очереди каждый может задавать новый ритм.
---
4. Игра: "Сказочный конструктор"
- Цель: Развивать речь и творческое мышление.
- Задачи: Научить детей создавать истории из простых слов.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Кубики с изображениями (животные, предметы).
- Правила:
1. Дети по очереди кидают кубики и составляют рассказ, используя выпавшие изображения.
2. Каждый участник добавляет свою часть в рассказ.
---
5. Игра: "Танец слов"
- Цель: Развивать моторные навыки и речевые.
- Задачи: Научить детей выражать слова через движения.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Музыка для танцев.
- Правила:
1. Включается музыка, дети танцуют.
2. Когда музыка останавливается, ведущий называет слово.
3. Дети должны показать это слово через движение (например, "лететь" — раскинуть руки).
---
6. Игра: "Работа команды"
- Цель: Развивать командный дух и речевое взаимодействие.
- Задачи: Научить детей объяснять свои действия и взаимодействовать.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Мягкие игрушки или предметы.
- Правила:
1. Дети делятся на команды и получают задание построить "дом" из игрушек.
2. Дети должны обсудить план и объяснить друг другу, как они будут действовать.
---
7. Игра: "Эмоциональные истории"
- Цель: Развивать эмоциональный интеллект и речевые навыки.
- Задачи: Научить детей выражать эмоции через слова и действия.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Нет.
- Правила:
1. Один из детей начинает рассказывать историю, выражая эмоции.
2. Остальные игроки должны поддерживать историю, добавляя свои идеи и эмоции.
---
8. Игра: "Путешествие в мир животных"
- Цель: Развивать моторику, воображение и знания о животных.
- Задачи: Научить детей использовать фантазию и связывать слова с действиями.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Картинки животных.
- Правила:
1. Дети выбирают картинки животных и становятся этими животными, выполняя их движения и звуки.
2. Остальные должны угадать, какое животное изображено.
---
9. Игра: "Речевая эстафета"
- Цель: Развивать скорость мышления и речевые навыки.
- Задачи: Научить детей активно работать с речью в команде.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Четкие карточки со словами.
- Правила:
1. Дети делятся на команды.
2. Каждой команде дается карточка со словом.
3. На "старт" команда должна придумать предложение со словом, а затем передать эстафету другой команде.
---
10. Игра: "Кто это сказал?"
- Цель: Развивать слуховое восприятие и память.
- Задачи: Научить детей распознавать голоса и эмоции.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Запись голосов или видео.
- Правила:
1. Включаются записи с разными голосами и фразами.
2. Дети по очереди угадывают, чей это голос и что он сказал.
---
11. Игра: "Собери предложения"
- Цель: Развивать грамматические навыки и конструкцию предложения.
- Задачи: Научить детей составлять правильные предложения.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Карточки с отдельными словами и фразами.
- Правила:
1. Дети по очереди выбирают карточки и составляют предложения.
2. Все предложения обсуждаются и исправляются.
---
12. Игра: "Творческая мастерская"
- Цель: Развивать творческое мышление и речевые навыки.
- Задачи: Научить детей рассказывать о своих творениях.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Цветная бумага, краски, клей, ножницы.
- Правила:
1. Дети создают поделки или рисунки.
2. Каждый должен представить свое творение и рассказать о нем.
---
13. Игра: "Тайный помощник"
- Цель: Развивать внимательность и навык слушания.
- Задачи: Научить детей следовать указаниям.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Нет.
- Правила:
1. Один участник уходит в другую комнату.
2. Остальные выбирают "тайного помощника", который будет объяснять задания по кругу.
---
14. Игра: "День незнакомца"
- Цель: Развивать коммуникабельность и умение находить общий язык.
- Задачи: Научить детей знакомиться и общаться.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Ненужные платки для завязки глаз.
- Правила:
1. Дети по очереди завязывают глаза и должны познакомиться с "незнакомцем" (другим ребенком).
2. По голосу и действиям они должны понять, кто это.
---
15. Игра: "Песня и движение"
- Цель: Развивать музыкальные и речевые навыки.
- Задачи: Научить детей сочетать музыку и движения с речью.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Музыка.
- Правила:
1. Включается музыка, дети поют и пытаются под нее танцевать, используя движения, соответствующие тексту.
---
16. Игра: "Кто быстрее?"
- Цель: Развивать скорость мышления и реакцию.
- Задачи: Научить детей быстро реагировать на вопросы.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Нет.
- Правила:
1. Ведущий задает вопросы (например, назови три цвета).
2. Дети должны быстро ответить, и кто первый — тот получает балл.
---
17. Игра: "Загадки на движение"
- Цель: Развивать умение слушать и двигаться.
- Задачи: Научить детей понимать загадки и выражать их через движение.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Загадки, записанные на карточках.
- Правила:
1. Ведущий зачитывает загадку, дети должны показать движение, соответствующее ответу.
---
18. Игра: "Танец слов"
- Цель: Развивать словарный запас и ощущения через движения.
- Задачи: Научить детей связывать движения с определенными словами.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Музыка для танцев.
- Правила:
1. Дети танцуют под музыку, когда музыка останавливается, ведущий называет слово, и все должны показать движение, ассоциированное с ним.
---
19. Игра: "Видим и слышим"
- Цель: Развивать внимание и слух.
- Задачи: Научить детей различать звуки и образы.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Инструменты или предметы для создания звуков.
- Правила:
1. Ведущий производит звук, дети должны угадать, что это за звук, после чего по очереди показывают, как это можно изобразить физически.
---
20. Игра: "Сказка на двоих"
- Цель: Развивать речевое взаимодействие и воображение.
- Задачи: Научить детей обогащать рассказы друг друга.
- Возраст: 5-7 лет.
- Оборудование: Нет.
- Правила:
1. Два ребенка поочередно рассказывают историю, каждый из них добавляет по предложениям.
2. Остальные могут задавать вопросы и комментировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной идентичности через сюжетно-ролевую игру "Дом Моды"
План-конспект сюжетно-ролевой игры "Дом Моды" показывает как через игру формируется гендерная идентичность детей дошкольного возраста....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по социально-коммуникативному развитию «Виртуальный тур в Город Мастеров»
Конспект открытого занятия «Виртуальный тур в город Мастеров» для детей старшего возраста с ТНРЦель: уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.Задачи:ü Коррекционно – образоват...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Медиативный подход в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.
Деятельность педагога дошкольного учреждения является сложной, многогранной, в ней встречаются трудности, противоречия, приводящие при их крайнем обострении к конфликтам. В дошкольном образовательном ...

Педагогическая мастерская «Оригами, как эффективное средство развития конструктивных умений в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста»
В докумете "ССЫЛКИ" можно перейти на видео мастер класс и презентацию...

Выступление на родительском собрании «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество»
В выступлении раскрыты цель и задачи игровой нейропсихологии, способы развития речи детей через движение и творчество, а так же роль родителей и педагогов при работе в этом направлении. Приведены прим...
