Картотека игр и заданий для работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество»
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мещерякова Евгения Юрьевна

В картотеке собраны нейропсихологические игры и задания для развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи. Картотека предназначена для использования педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11»

Картотека игр и заданий

«Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество»

для работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила

Мещерякова Е. Ю.

учитель-логопед

Коркино

2025

Картотека игр и заданий на тему «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество» для работы с детьми старшего дошкольного возраста

 Игровая картотека

 1. Игра: "Словесные мимики"

- Цель: Развивать невербальное общение и словарный запас.

- Задачи: Научить детей передавать эмоции и слова с помощью жестов.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: карточки с изображением эмоций или словами, обозначающими эмоции (для детей, которые уже умеют читать).

- Правила:

  1. Один из детей берёт карточку (например, "радость") и показывает эмоцию через мимику и жесты.

  2. Остальные игроки пытаются угадать слово.

  3. Меняются роли.

---

 2. Игра: "Магический круг"

- Цель: Развивать речевые навыки и командное взаимодействие.

- Задачи: Научить детей слушать и соблюдать очередность.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Мягкие или пластиковые мячики.

- Правила:

  1. Дети садятся в круг.

  2. Один ребенок бросает мяч другому и называет число (1-10).

  3. Тот, кто поймал мяч, должен сказать слово на заданную тему (например, "животные") на это число.

---

 3. Игра: "Звуковой оркестр"

- Цель: Развивать слуховое восприятие и ритм.

- Задачи: Научить детей различать звуки и их источники.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Музыкальные инструменты (барабан, маракасы и т.д.).

- Правила:

  1. Дети становятся в круг и выбирают инструменты.

  2. Ведущий задает ритм, который дети должны повторить.

  3. По очереди каждый может задавать новый ритм.

---

 4. Игра: "Сказочный конструктор"

- Цель: Развивать речь и творческое мышление.

- Задачи: Научить детей создавать истории из простых слов.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Кубики с изображениями (животные, предметы).

- Правила:

  1. Дети по очереди кидают кубики и составляют рассказ, используя выпавшие изображения.

  2. Каждый участник добавляет свою часть в рассказ.

---

 5. Игра: "Танец слов"

- Цель: Развивать моторные навыки и речевые.

- Задачи: Научить детей выражать слова через движения.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Музыка для танцев.

- Правила:

  1. Включается музыка, дети танцуют.

  2. Когда музыка останавливается, ведущий называет слово.

  3. Дети должны показать это слово через движение (например, "лететь" — раскинуть руки).

---

 6. Игра: "Работа команды"

- Цель: Развивать командный дух и речевое взаимодействие.

- Задачи: Научить детей объяснять свои действия и взаимодействовать.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Мягкие игрушки или предметы.

- Правила:

  1. Дети делятся на команды и получают задание построить "дом" из игрушек.

  2. Дети должны обсудить план и объяснить друг другу, как они будут действовать.

---

 7. Игра: "Эмоциональные истории"

- Цель: Развивать эмоциональный интеллект и речевые навыки.

- Задачи: Научить детей выражать эмоции через слова и действия.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Нет.

- Правила:

  1. Один из детей начинает рассказывать историю, выражая эмоции.

  2. Остальные игроки должны поддерживать историю, добавляя свои идеи и эмоции.

---

 8. Игра: "Путешествие в мир животных"

- Цель: Развивать моторику, воображение и знания о животных.

- Задачи: Научить детей использовать фантазию и связывать слова с действиями.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Картинки животных.

- Правила:

  1. Дети выбирают картинки животных и становятся этими животными, выполняя их движения и звуки.

  2. Остальные должны угадать, какое животное изображено.

---

 9. Игра: "Речевая эстафета"

- Цель: Развивать скорость мышления и речевые навыки.

- Задачи: Научить детей активно работать с речью в команде.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Четкие карточки со словами.

- Правила:

  1. Дети делятся на команды.

  2. Каждой команде дается карточка со словом.

  3. На "старт" команда должна придумать предложение со словом, а затем передать эстафету другой команде.

---

 10. Игра: "Кто это сказал?"

- Цель: Развивать слуховое восприятие и память.

- Задачи: Научить детей распознавать голоса и эмоции.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Запись голосов или видео.

- Правила:

  1. Включаются записи с разными голосами и фразами.

  2. Дети по очереди угадывают, чей это голос и что он сказал.

---

 11. Игра: "Собери предложения"

- Цель: Развивать грамматические навыки и конструкцию предложения.

- Задачи: Научить детей составлять правильные предложения.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Карточки с отдельными словами и фразами.

- Правила:

  1. Дети по очереди выбирают карточки и составляют предложения.

  2. Все предложения обсуждаются и исправляются.

---

 12. Игра: "Творческая мастерская"

- Цель: Развивать творческое мышление и речевые навыки.

- Задачи: Научить детей рассказывать о своих творениях.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Цветная бумага, краски, клей, ножницы.

- Правила:

  1. Дети создают поделки или рисунки.

  2. Каждый должен представить свое творение и рассказать о нем.

---

 13. Игра: "Тайный помощник"

- Цель: Развивать внимательность и навык слушания.

- Задачи: Научить детей следовать указаниям.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Нет.

- Правила:

  1. Один участник уходит в другую комнату.

  2. Остальные выбирают "тайного помощника", который будет объяснять задания по кругу.

---

 14. Игра: "День незнакомца"

- Цель: Развивать коммуникабельность и умение находить общий язык.

- Задачи: Научить детей знакомиться и общаться.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Ненужные платки для завязки глаз.

- Правила:

  1. Дети по очереди завязывают глаза и должны познакомиться с "незнакомцем" (другим ребенком).

  2. По голосу и действиям они должны понять, кто это.

---

 15. Игра: "Песня и движение"

- Цель: Развивать музыкальные и речевые навыки.

- Задачи: Научить детей сочетать музыку и движения с речью.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Музыка.

- Правила:

  1. Включается музыка, дети поют и пытаются под нее танцевать, используя движения, соответствующие тексту.

---

 16. Игра: "Кто быстрее?"

- Цель: Развивать скорость мышления и реакцию.

- Задачи: Научить детей быстро реагировать на вопросы.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Нет.

- Правила:

  1. Ведущий задает вопросы (например, назови три цвета).

  2. Дети должны быстро ответить, и кто первый — тот получает балл.

---

 17. Игра: "Загадки на движение"

- Цель: Развивать умение слушать и двигаться.

- Задачи: Научить детей понимать загадки и выражать их через движение.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Загадки, записанные на карточках.

- Правила:

  1. Ведущий зачитывает загадку, дети должны показать движение, соответствующее ответу.

---

 18. Игра: "Танец слов"

- Цель: Развивать словарный запас и ощущения через движения.

- Задачи: Научить детей связывать движения с определенными словами.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Музыка для танцев.

- Правила:

  1. Дети танцуют под музыку, когда музыка останавливается, ведущий называет слово, и все должны показать движение, ассоциированное с ним.

---

 19. Игра: "Видим и слышим"

- Цель: Развивать внимание и слух.

- Задачи: Научить детей различать звуки и образы.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Инструменты или предметы для создания звуков.

- Правила:

  1. Ведущий производит звук, дети должны угадать, что это за звук, после чего по очереди показывают, как это можно изобразить физически.

---

 20. Игра: "Сказка на двоих"

- Цель: Развивать речевое взаимодействие и воображение.

- Задачи: Научить детей обогащать рассказы друг друга.

- Возраст: 5-7 лет.

- Оборудование: Нет.

- Правила:

  1. Два ребенка поочередно рассказывают историю, каждый из них добавляет по предложениям.

  2. Остальные могут задавать вопросы и комментировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной идентичности через сюжетно-ролевую игру "Дом Моды"

План-конспект сюжетно-ролевой игры "Дом Моды" показывает как через игру формируется гендерная идентичность детей дошкольного возраста....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по социально-коммуникативному развитию «Виртуальный тур в Город Мастеров»

Конспект открытого занятия «Виртуальный тур в город Мастеров» для детей старшего возраста с ТНРЦель: уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.Задачи:ü  Коррекционно – образоват...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Медиативный подход в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Деятельность педагога дошкольного учреждения является сложной, многогранной, в ней встречаются трудности, противоречия, приводящие при их крайнем обострении к конфликтам. В дошкольном образовательном ...

Выступление на родительском собрании «Игровая нейропсихология: развиваем речь через движение и творчество»

В выступлении раскрыты цель и задачи игровой нейропсихологии, способы развития речи детей через движение и творчество, а так же роль родителей и педагогов при работе в этом направлении. Приведены прим...