Использование мнемотехники в развитии речи детей.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Одной из задач педагогов-дошкольников является развитие связной, монологической речи у детей. Эта задача решается через разные виды деятельности. Процесс образования должен быть интересным, занимательным и развивающим.Поэтому мы в своей работе с воспитанниками используем метод мнемотехники для обогащения словарного запаса, обучения составления рассказов,пересказа художественной литературы,  отгадывания и загадывания загадок, заучивания стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники
в развитии речи детей

 Ни для кого не секрет, что в настоящее время у детей существуют следующие проблемы в речевом развитии:

 - Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция.

- Речь детей имеет, как правило, бытовой характер.

Поэтому необходимо научить их связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одной из задач педагогов-дошкольников является  развитие связной, монологической  речи у детей. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, заучивание стихотворений, составление различных видов рассказов. Процесс обучения должен быть интересным, занимательным и развивающим.

Познакомившись с работами известных педагогов по данной теме, учитывая их взгляд на проблему, а также убедившись в эффективности наглядного материала, используя готовые схемы, но, изменяя их в соответствии с особенностями своей группы, мы в своей работе с воспитанниками стали использовать метод мнемотехники.

 Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Учитывая имеющиеся у вас определённые знания, а также сказанное мной, давайте попробуем дать определение: что же такое мнемотехника.

Итак, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа  и, конечно, развитие речи.

Целью обучения мнемотехнике является развитие памяти, мышления, воображения, внимания, то есть именно тех психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

Как любая работа, работа с применением мнемотехники строится от простого к сложному. Начинаем с простейшего - мнемоквадратов, при помощи которых вводим символы слов. Для этого мы применяем дидактические игры «На что похоже?», «Зашифруй слово», «Что это обозначает?» и др.

Затем переходим к мнемодорожкам, по которым учим составлять предложения.

После этого переходим непосредственно к мнемотаблицам.

         Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др., путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы было понятно детям. Она служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогает детям выстраивать последовательность и лексическо-грамматичесую наполняемость рассказа.

Для изготовления мнемотаблицы не требуются художественные способности. Любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.

Мнемотаблицы в речевом развитии детей применяют для:

• обогащения словарного запаса;

• для обучения составлению рассказов;

• пересказа художественной литературы;

• отгадывания и загадывания загадок;

• заучивания стихов.

         Использовать схемы мы начали намного раньше. Наша группа разновозрастная. У нас существуют «Правила группы». Для детей, умеющих читать, они были написаны, а для младших изображены в виде схем. Имеются схемы по формированию культурно-гигиенических навыков, экологических представлений и т.д.

Схемы желательно составлять в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание детей на яркость символических изображений.

При работе с мнемотаблицей необходимо соблюдать следующие  правила:

 - используется одна тема,
- недвусмысленность,
 - новизна,
 
- начинаем с таблицы из 6 клеток, затем – 9,12,15,18

 - на одном занятии можно использовать 1-2 таблицы. 

Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается символ и ребенок, используя графическое изображение, воспроизводит целиком. 

Разучивание стихотворения с применением мнемотаблицы реализуется в несколько этапов:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу, где совершенствуется структура речи, её выразительность. При пересказе с помощью мнемотаблицы ребенок концентрирует свое внимание на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Структура пересказа с помощью мнемотаблиц:

- Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок

- Ответы на вопросы по содержанию

      (языковой разбор текста)

- Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы

- Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу

- Коллективный пересказ

- Самостоятельный пересказ

Одним из сложных видов речевой деятельности можно назвать составление описательного рассказа. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку дается трудно. Очень важно научить в первую очередь выделять признаки предмета. Поэтому же принципу строится и обучение составлению загадок. Здесь существенную помощь окажут мнемотаблицы .

Составление рассказа по мнемотаблицам происходит следующим образом:

- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

- После перекодирования осуществляется  рассказ по заданной теме воспитателем

- Составление рассказа детьми.

На начальном этапе работы можно предложить заранее приготовленные таблицы, позднее - совместно с детьми коллективно обсудить различные варианты и отобрать наиболее удачные. Это один из примеров совместной деятельности педагога и ребенка, где взрослый выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает находить наилучшие решения, оформлять их в целостное произведение.

Хочется отметить, что работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Параллельно с ними необходимо использовать другие дидактические материалы, речевые игры. Но именно  с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотехника многофункциональна. Её можно применять и в других видах деятельности. Например, в исследовательской - обозначить этапы работы при проведении опытов, в трудовой - этапы ухода за комнатными растениями, в двигательной - схематически изобразить физические упражнения и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития речи детей

В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...