Гиперактивный ребёнок
консультация по коррекционной педагогике на тему

Войцех Марина Сергеевна

В статье приводятся рекомендации родителям гиперактивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebyonok.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гиперактивный ребенок

Составитель: Войцех Марина Сергеевна,

учитель-дефектолог МАДОУ»ЦРР-д/с №39»

г. Петропавловска-Камчатского.

Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист, психоневролог или психолог. Сейчас гиперактивным готовы назвать почти любого ребенка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя.

Такой ребенок неуправляем, не реагирует на запреты и ограничения взрослых, в любых ситуациях ведет себя одинаково активно: крутится, бегает, шумит (дома, в магазине, детском саду, на улице). Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, импульсивностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Быстро и МНОГО говорит, перебивает взрослых, задает много вопросов, НО редко выслушивает ответы. Ему трудно сосредоточить внимание на чем-то одном, он, как правило, не доводит начатое дело или игру до конца. Часто провоцирует конфликты между детьми, не контролирует свою агрессию - толкается, дерется.

Возможные причины возникновения и развития гиперактивности – это наследственность, патология беременности и родов, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни.  Закреплять и усиливать проявления гиперактивности могут неблагоприятные социальные и психологические факторы, особенно семейные: частые конфликты в семье,  недостаток персонального внимания в родительской семье, использование физических наказаний.

По каким признакам можно определить  гиперактивность.

  1. Двигательная расторможенность. Ребенок находится в постоянном тонусе, может внезапно и резко устать, посидеть несколько минут, а потом снова продолжить свою суетливую активность. Он постоянно двигается, предпочитает бегать, не может усидеть на месте, вскакивает, делает множество различных мелких движений: теребит вещи, перекладывает их с места на место, отвлекается сам и отвлекает других детей.
  2. Неустойчивость внимания: оно быстро рассеивается или переключается с одного внешнего раздражителя на другой. Такого ребенка бывает трудно успокоить, утихомирить, переключить с одной деятельности на другую, он сам быстро переключается - и часто совсем не на то, на что намерены переключить его взрослые.
  3. Эмоции такого ребенка часто сильны и ярки, речь громкая.

Такие дети обычно моторно неловки, и у них все ломается, падает из рук. Они могут нечаянно наскочить на кого-то, ненамеренно толкнуть, упасть, пораниться.

Что важно знать родителям гиперактивных детей.

У такого ребенка нет цели доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения.

Необходимо оберегать ребенка от переутомления, от избыточного количества впечатлений (не посещать с ним многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.)

Не нужно запрещать активные действия в категоричной форме, нельзя кричать на ребенка - от громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его неуемную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет, поможет вам помыть посуду, полить цветы.

Чтобы успокоить ребенка, нужно взять его за руку, погладить по голове, обнять. Необходимо хвалить его за каждое проявление сдержанности, в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало извинился, если он «плохо» себя вел.

Основная задача в воспитании гиперактивного ребенка - не научить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны любые игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление.

Для таких детей очень полезны активные движения на свежем воздухе, занятия с водой, песком и любым другим мелким материалом. Управляя своей мелкой моторикой, ребенок учится управлять собой.  Для ребенка важен режим, но стоит с пониманием относиться к тому факту, что ему будет иногда трудно переключить свою активность, поэтому режимные моменты должны существовать, но не должны быть очень жесткими.

К подростковому возрасту признаки гиперактивности у многих детей проходят, но ребенку еще предстоит обучение в школе, где подобное поведение будет сильно мешать ему самому и процессу обучения других детей. Поэтому стоит по возможности заранее подобрать для ребенка школу, где количество детей в классе не превышает 12-14 человек.

Ребенку важно само реализовываться. При всей кажущейся непоследовательности его действий он хочет быть полезным, хорошим, любимым. Нужно давать ему какие-то мелкие задания и поручения и благодарить за них, даже если они не выполнены идеально.  Следует избегать крайностей в воспитании - проявления чрезмерной мягкости и вседозволенности и излишней строгости и неоправданных наказаний. Четко объяснять правила поведения в различных ситуациях и последовательно требовать их выполнения.

Воспитывать гиперактивного ребенка - огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребенку в его деятельности и развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"

Консультация для родителей  и воспитателей....

Консультация для родителей: "Гиперактивный ребёнок"

Гиперактивный ребенок: кто виноват, и что делать? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и имп...

"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"

Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?  Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск.  Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем», «весь на шарнирах». Особенно непослушными являются руки ги...

Как помочь гиперактивному ребёнку.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми....

Вечный двигатель, вечный прыгатель... или как растить гиперактивного ребёнка

Советы родителям по воспитанию и обучению ребёнка с синдромом СДВГ...

Ребёнок-непоседа или гиперактивный ребёнок.

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема  посвящена именно детской гиперактивн...