Главные вкладки

    Обобщающий доклад на тему: "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения"
    опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

    Рытова Марина Викторовна

    Обобщающий доклад на тему: "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_doklad_rytova_m_v.doc179.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «ЦРР -  детский сад «Росинка»

    Обобщающий доклад

    на тему

    «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения»

    Составлено учителем-дефектологом

    Рытовой М.В.

           Человек - существо оптическое (С.Л. Рубинштейн), поскольку зрение доминантно. Но в условиях зрительной депривации ведущее значение приобретают другие анализаторные системы. Осязание - одна из важнейших составляющих сенсорной организации человека.
        Истоки исследования проблемы осязания лежат в трудах физиологов И.М. Сеченова (1947) и И.П. Павлова (1951). Сеченовское понимание «чувствующих снарядов» явилось прообразом учения И.П. Павлова об анализаторах. Органы чувств И.П. Павлов называл анализаторами в соответствии с той ролью, которую они играют в отражении действительности. Анализатор понимался как единый нервный механизм от периферии до коры больших полушарий. И.П. Павлов рассматривал большие полушария головного мозга как единый совокупный анализатор раздражителей из внешнего мира.
      Анализ неразрывно связан с синтезом. Синтез раздражителей внешнего мира совершается при помощи второго основного нервного механизма, изученного И.П. Павловым, — временной связи. И.П. Павлов ввел понятие сигнальной функции раздражителей, воздействующих на анализаторы. Исходя из сигнальной функции раздражителей, получаемых из окружающего мира, он создал учение о сигнальных системах действительности. Первая сигнальная система - нервный механизм, благодаря которому обеспечивается получение ощущений и восприятий окружающего мира. В ходе изучения первой сигнальной системы И.П. Павлов разработал с естественнонаучной точки зрения вопрос об ощущении как продукте высокоорганизованной материи мозга, подвел к положению о единстве чувственного и рационального в познании. И. П. Павлов показал возможность слияния нескольких последовательно действующих раздражителей в единый комплексный раздражитель.
        В исследованиях СВ. Кравкова (1948), И.М. Соловьева (1966), посвященных взаимодействию осязания и зрения, показано влияние их друг на друга в процессе выполнения различных форм деятельности. И.М. Соловьев (1966) подчеркивал роль осязания в помощи зрению.
          С.Л. Рубинштейн (1946) понимал под осязанием способность кожно-механического и двигательного анализаторов отражать свойства объектов.
    В работах И.М. Сеченова (1947) осязание рассматривалось как специфическая форма познавательного действия (ощупывания), в процессе которого рука как бы «снимает» копию предмета, подчеркивалась возможность осязательного отражения таких признаков и свойств предметов, которые недоступны кожной чувствительности самой по себе. И.М. Сеченов подчеркивал, что в процессе осязания отражаются не только твердость, шероховатость, температура и другие подобные свойства предмета, но также его форма, величина и положение в пространстве. Это дает основание считать осязание особым видом восприятия, по своему познавательному значению оно сравнимо лишь со зрением.
       И. М. Сеченов раскрыл роль осязания в процессе чувственного отражения и показал сходство зрительного и осязательного восприятия. Глаз и рука способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени.
       Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, как показано в работах И.М. Сеченова, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки (1947). Их основное сходство - в двигательном поведении руки и глаза.
      И. М. Сеченов, устанавливая эквивалентность по степени насыщенности нервными окончаниями осязающей поверхности ладони и сетчатки глаза, отметил, что ладонная сторона первых фаланг пальцев, наиболее густо усеянная осязательными тельцами, соответствует желтым пятнам сетчатки. Следствием этого является то, что ладонная поверхность руки, подобно сетчатке глаза, дает сознанию форму предметов - слепые читают по выпуклым буквам рукой, а «двигатели руки, подобно двигателям глазного яблока, дают величину и положение покоящихся предметов относительно нашего тела».
       И.М. Сеченов называл зрение и осязание «параллельными чувствами». Он считал, что в процессе формирования образа, в отражении формы, положения, величины предметов и их пространственных отношений решающую роль играют «ощупывающие» движения руки и глаза. В основе зрительного и осязательного восприятия лежат двигательное поведение руки и глаза, способность мозга объективировать, то есть выносить наружу впечатления, возможность отражать одни и те же категории признаков объектов и идентичность физиологических механизмов зрительного и осязательного восприятия.
      Б.Г. Ананьев (1961) также подчеркивал, что для познания окружающей действительности осязание столь же значимо, как и зрение. В обеих сенсорных модальностях имеются как макро-, так и микродвижения. Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов (1959) на основании исследований микродвижений глаза и руки предположили, что эти движения не имеют прямого отношения к восприятию пространственных признаков, а являются необходимым условием как получения зрительной информации, так и восприятия фактуры предмета. Микродвижения обеспечивают нормальный физиологический режим работы соответствующего анализатора, сохраняя его чувствительность на сравнительно одинаковом уровне в течение всего акта восприятия. Посредством макродвижений осуществляется восприятие формы, пропорций и пространственных отношений предмета. Макродвижения руки и глаза в процессе восприятия предмета осуществляют функцию построения его образа. Приемы ощупывания, как отмечал И.М. Сеченов, являются, по существу, геометрическими приемами.
      Начиная с исследований И.М. Сеченова в психологии было разработано представление об органе осязания как формирующейся в процессе индивидуального развития функциональной системе, объединяющей ряд анализаторов. Основу этой системы составляют тактильный, температурный, кинестетический анализаторы.
      А.А. Крогиус (1926) разделял осязание на активное и пассивное. Пассивное осязание образуется при сочетании различных видов кожной чувствительности. В его основе лежит деятельность кожно-механического анализатора. Пассивное осязание наблюдается при покое рецепторной поверхности и соприкасающегося с ней предмета. Возникающие в результате соприкосновения ощущения отражают ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов: вес, температуру, протяженность, в некоторых случаях форму и т.д. Однако целостный образ предмета при пассивном осязании не возникает, так как оно за редким исключением не может отразить ни его формы, ни контуров предмета, без чего формирование целостного образа невозможно. Поэтому пассивное осязание как самостоятельный процесс играет в познавательной и других видах деятельности незначительную роль.
      Б.Г. Ананьевым (1961), А.Н. Леонтьевым (1959), В.П. Зинченко (1966) показаны сравнительные возможности активного и пассивного осязания. Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов (1959) выделяют «переходный» вид осязания, когда рука неподвижна, а предмет движется по ней.
      Активное осязание, или гаптика, возникает в результате активного ощупывания предметов. В ее основе лежит интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Именно активному осязанию отводится первостепенная роль в познании окружающего мира.
       Сенсорный образ - это эффект рефлексов, развертывающихся в анализаторах. Это означает, что анализатор, состоящий как морфологическая система из трех выделенных И. П. Павловым частей (рецептор, проводящие пути и центр), в то же время функционально представляет собой рефлекторную дугу. Будучи первой частью большой дуги исполнительных рефлексов, заканчивающихся собственно исполнительным эффектом, он представляет собой функционально замкнутую целостную рефлекторную систему.
    Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов. Тактильные рецепторы осуществляют фильтрацию раздражений и ограничение афферентного потока. Движения, выполняемые человеком в ответ на те или иные сигналы, сами являются источником, объектом особого рода ощущений, так называемых двигательных или кинестетических. Выступая в качестве сигналов обратной связи, эти ощущения играют существенную роль в построении двигательного акта, в его регулировании и корректировке (Б.Ф. Ломов, 1982).
       В современной научной литературе достаточно разнообразно отражены психофизиологические механизмы осязания, его познавательная роль, приемы и способы опознания объектов посредством осязания. Особое внимание уделяется роли осязания в трудовой деятельности (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, 1982; Б.Ф. Ломов, 1982; Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, А.В. Ярмоленко, 1998).
    Усложнение функций рук в процессе трудовой деятельности сопровождается повышением кожной и мышечно-суставной чувствительности. Здесь уместно упомянуть положение Ф. Энгельса (1883) о роли труда в становлении функций руки в процессе овладения орудийными действиями, включая гностические. Именно благодаря труду и в процессе труда как целесообразной предметной деятельности развилась та специфическая форма восприятия, которая проявляется как процесс осязания.
       Доказано существование специализированного анализатора, благодаря . которому отражаются положение и движение частей тела (И.П. Павлов, 1947).
    Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, А.В. Ярмоленко (1998) выделяют несколько видов рецепторов, участвующих в формировании ощущений положения и движения. Они связаны с мышцами, сухожилиями и суставами. Эта система рецепторов раздражается при изменении упругих свойств мышц и перемещении суставов относительно друг друга.
        Мышечная и суставная чувствительность обеспечивают отражение всех основных качеств движений человеческого тела и его органов. Наиболее точно и тонко дифференцируются движения рук, пальцев, языка и губ (Б.Ф. Ломов, 1982).
    Кинестетический анализатор во взаимодействии с кожным имеет определенное значение в отражении таких свойств предмета, как твердость, упругость, эластичность и др. Особенно большая роль принадлежит кинестетическому анализатору в отражении контура и формы предмета, то есть в формировании образа предмета как целого (Л.М. Веккер, Ю.К. Лапе, 1961).
       В работах Л.М. Веккера, Б.Ф. Ломова (1959) отмечается, что в обычных условиях непосредственно-контактного ощупывания предмета рука функционирует как сложная динамическая координатная система. Различные пальцы выполняют неодинаковые функции. Большой палец выполняет функцию опоры и перемещающегося начала отсчета. Основная доля ощупывающих движений приходится на указательный и средний пальцы. Благодаря их движениям осуществляется последовательная развертка контура предмета и его элементов. Безымянный палец и мизинец участвуют в процессе ощупывания эпизодически, лишь время от времени касаясь предмета. Основная их функция заключается в уравновешивании всей движущейся системы. В процессе ощупывания плоских предметов ладонь, как правило, не участвует. Но при ощупывании объемных предметов она выполняет довольно активную роль в отражении кривизны их поверхности и объема.
      Благодаря разделению и специализации функций пальцев рук становится возможным отражение кривизны контура и разнородной структуры осязательно воспринимаемых предметов.
      Осязание обеспечивает познание окружающего мира через ощущения, передаваемые тельцами Фаттер-Пачини, тельцами Мейснера, колбами Краузе, клетками Меркеля, находящимися в коже (Дж. Дудел, М. Циммерман, Р. Шмидт, 1984).
        В психологии принято выделять непосредственное и инструментальное, или опосредствованное, осязание (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, А.В. Ярмоленко, 1959).
    Данные формы осязательного обследования могут осуществляться различными способами: одноручным (мономануальным) и двуручным (бимануальным).
    Процесс осязательного обследования предметов, наиболее продуктивно протекающий при бимануальном ощупывании, имеет следующие этапы: ориентировочные движения рук, которые способствуют определению положения объекта в осязательном поле; первичное ощупывание, при котором происходит анализ деталей контура предмета; повторение ощупывания, при котором синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ (Л.М. Веккер, Ю.П. Лапе, 1961).
       При ощупывании симметричных предметов движения рук синхронны, при ощупывании асимметричных — асинхронны. В ходе ощупывания совершается огромное количество разнообразных движений - микродвижений пальцев, что способствует сохранению определенного уровня тактильной чувствительности и производят анализ фактуры ощупыванием предмета, а также возвратные движения рук, обеспечивающие тонкую дифференциацию отдельных деталей (Б.Ф. Ломов, 1982).
        Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «мелкая моторика» подразумеваются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы (Ю.Р. Силкин, И.К. Шилкова, 2001). Мелкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев (Вшпег, 1973). Мелкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека (И.К. Шилкова, А.С. Болшев, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова, 2001).
    В ряде исследований двигательный акт трактуется как иерархическая многоуровневая система управления произвольными движениями (B.C. Гур-финкель, Ю.С. Левик, 1990; Н.А. Бернштейн, 1990). Под иерархичностью понимается такая структура систем управления, которая подразумевает поэтапную и одновременную переработку информации на нескольких соподчиненных уровнях, на каждом из которых решаются свои задачи.
       Цикл работ отечественных психологов и педагогов посвящен развитию осязания у детей дошкольного возраста и взаимосвязи осязания и зрения (В.П. Зинченко, А.Г. Рузская, 1960, 1962; А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинчен-ко, А. Г. Рузская, 1967). Теоретическое обоснование вопросов развития осязания и пути их практического решения изложены в трудах Л.А. Венгера (1965, 1982, 1998), А.В. Запорожца (1963, 1968), В.И. Логиновой (1964, 1981), А.А. Люблинской (1971), Н.И. Самахарадзе (1970), Н.П. Сакулиной (1963), А.П. Усовой (1963, 1981) и др.
      Анализ литературных источников показал, что проблема развития осязания в отечественной психологии рассматривалась в тесной связи с развитием зрения и является достаточно разработанной. Рассмотрим специфику развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

         Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Дети с нарушениями зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет и пространственное расположение. 

         Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. 

        Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

    У детей наблюдаются:

    • нарушения психических функций в виде: памяти (становится трудным запомнить материал, сохранить его в памяти и воспроизвести);
    • нарушения зрительного восприятия;
    • трудности пространственной ориентировки;
    • недостаточность развития мелкой моторики.

        Отсюда возникает необходимость целенаправленной комплексной  коррекционной  работы с детьми с нарушением зрения по развитию мелкой моторики.

      Актуальность исследования.

          Гуманизация процесса специального образования выдвигает на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

                 Проблема компенсации слепоты и слабовидения у детей с патологией зрения теоретически обоснована в трудах психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.И. Ка-план, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака, Г.В. Никулиной, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова, В.А. Феоктистовой. В их исследованиях раскрыты механизмы компенсаторного развития; теоретическое обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности и разработка теории сенсорного воспитания дошкольников заложены в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов Л.А. Венгера, АВ. Запорожца, В.И. Логиновой, А.К. Усовой, М. Монтессори и др.
         Изучение литературных данных по проблеме сенсорного воспитания детей с нарушением зрения позволяет сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно разработана методика работы по формированию специальных знаний, навыков и умений осязательного и тактильно-кинестетического анализа и синтеза признаков и свойств предметного мира как средства компенсаторного развития у дошкольников с нарушением зрения.


        Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разработки теоретических подходов и практических рекомендаций по организации специальных коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Изучение опыта работы специальных ДОУ для детей с нарушением зрения позволяет констатировать необходимость научно обоснованных рекомендаций по организации коррекционной работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у детей изучаемой категории.


         Цель исследования: на основе изучения особенностей осязательного восприятия   слабовидящих детей  обосновать и разработать содержание коррекционных занятий по формированию компенсаторных возможностей, знаний, навыков и умений использования осязания и мелкой моторики как средства познания детей с нарушением зрения.

     
         Объектом исследования является процесс коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию дошкольников с нарушением зрения.


           Предмет исследования - коррекционно-педагогические условия и средства компенсаторного развития  слабовидящих дошкольников на занятиях по развитию осязания и мелкой моторики.

     
          Гипотеза исследования заключалась в том, что:
    - учет особенностей развития осязания и мелкой моторики слабовидящих дошкольников позволяет организовать и целенаправленно управлять процессом компенсации слабовидения за счет формирования коррекционно-компенсаторных способов ориентации в предметном мире;
    - знание особенностей и трудностей сенсорной ориентации слабовидящих позволяет разработать содержание и методику специальных коррекционных занятий и целенаправленно мобилизовать потенциальные возможности компенсаторного развития дошкольников с нарушением зрения для успешной социальной адаптации и интеграции; это возможно осуществить на специальных коррекционных занятиях по развитию осязания и мелкой моторики.
    Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие
    задачи:

          1. На основе теоретического анализа научных источников определить методологические подходы к разработке проблемы развития осязания и мелкой моторики, определить роль и значение осязания и мелкой моторики в формировании коррекционно-компенсаторных способов ориентации в предметном мире слабовидящих дошкольников;


       
    2. изучить и охарактеризовать особенности осязания и мелкой моторики  дошкольников с нарушением зрения и определить пути и средства оптимизации коррекционно-компенсаторного развития указанной категории;

          3.Обобщить полученный материал;

         4.Провести диагностику по развитию мелкой моторики (в начале 2013- в конце 2017года) детей специальной  группы «Смородинка»;

         5.  По результатам диагностического обследования составить индивидуальные программы  развития детей. Провести коррекционную работу по преодолению выявленных в ходе диагностического обследования недостатков в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

         Коррекционная работа по преодолению недостатков в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения строится с учетом следующих принципов:

            1. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода, который подразумевает, что коррекционная работа организуется с учетом степени выраженности зрительных диагнозов детей, характера зрения, уровня развития познавательных способностей детей;

           2. Принцип оптимальной информационной наполненности коррекционной работы. Все ее формы и средства должны служить обеспечению наиболее полного общения и самопроявления ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей;

          3. Принцип единства педагога и ребенка, включающий такие критерии, как: адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения; оптимальная направленность коррекционной работы и ее процессов на достижении объективно обоснованных целей; обеспеченность практического взаимодействия ребенка с реальным миром.

         4. Принцип наглядности, доступности, системности.

          На основе вышеизложенных принципов строятся методы и приемы коррекционной работы. Это наглядный метод и прием наблюдения, а так же словесный метод и прием (беседа, вопросно-ответный), метод предметно-практических действий, игровой, диагностические методы.

       

    Организация исследования.

          Исследование проводилось с сентября 2013 по сентябрь 2017 г. с детьми специальной  группы «Смородинка».
        Программа экспериментального исследования состояла из трех этапов: на первом этапе определялся уровень развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения; на втором этапе разрабатывалась  методика и составлена программа коррекционного обучения; на третьем этапе проводилась оценка эффективности осуществленной экспериментальной работы.
        Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием работы, подбором и разработкой методик, адекватных задачам экспериментального исследования.

         Первый этап экспериментального исследования состоял из диагностического обследования мелкой моторики детей с нарушением зрения. Результаты проведенного мною обследования показали: у большинства детей низкий уровень развития мелкой моторики пальцев рук. Вывод: необходима специальная, систематическая медико-педагогическая помощь, позволяющая выполнить недостаточность развития мелкой моторики пальцев рук.

        В зависимости от состояния зрения, задания на занятиях при подборе практического материала, зрительных нагрузок, способов выполнения практического содержания носят индивидуальный характер.

         Комплексный подход к организации занятий предусматривает не только упражнения зрения, развитие зрительных возможностей и  развитие мелкой моторики, но и обеспечивает развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов и речи, как эффективных средств компенсации мелкой моторики. Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов, что способствует решению задач по развитию мелкой моторики.

        Особое внимание я  уделила созданию условий для развития мелкой моторики: достаточной освещенности, удобному размещению детей за столами, расположению наглядного материала (на уровне глаз и на доступном расстоянии), обязательной организации во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

       Коррекционная работа и комплексный, лечебно-восстановительный процесс осуществляется на основе максимального сближения, поэтому всю работу по развитию мелкой моторики я строила с учетом рекомендаций врача-офтальмолога, который постоянно наблюдает за процессом восстановления зрения у детей, распределяет соответствующие нагрузки для каждого ребенка.

         Для осуществления поставленной цели, изготовила яркий наглядный материал и пособия, помогающие развивать мелкую моторику детей с нарушением зрения: «Определи на ощупь», «Сделай по образцу», «Шнуровка», «Найди пару», мобильные тренажеры: «Виноград», «Платья», «Машины».

       Использовала так же материал и пособия, помогающие развивать мелкую моторику: «Обводка по контуру», «Трафареты», «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Соедини линиями», «Сухой бассейн», «Расстегайчики».

    Сравнительная диаграмма уровня развития мелкой моторики детей младшей и подготовительной специализированной  группы «Смородинка»

          В младшей группе:

    • высокий уровень развития – 0%
    • средний уровень развития – 75%
    • низкий уровень развития – 25%

    В подготовительной группе:

    • высокий уровень развития – 60%
    • средний уровень развития – 40%        
    • низкий уровень развития – 0%

      Благодаря эффективной, целенаправленной коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе произошло повышение уровней развития мелкой моторики детей.

    • Высокий уровень развития повысился на 60%
    • Средний уровень понизился на 35%, благодаря чему исчез низкий уровень развития  - 0%.

            При проведении повторного обследования пришла к выводу: у детей повысился уровень развития мелкой моторики. Дети  самостоятельно определяют на ощупь предметы из своего окружения, правильно и точно застегивать и расстегивать молнии и пуговицы. Без труда находят с закрытыми глазами одинаковые предметы. Дети умеют правильно держать в руке карандаш, проводить различные виды линий (прямые, извилистые, наклонные), обводить по контуру силуэт предметов. Детям очень нравиться определять на ощупь различную поверхность предметов (мягкая, шероховатая, гладкая, бугристая). Зрительно-двигательная координация детей стала более точной и целенаправленной. 

          В заключении можно сказать, что использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие тонких движений рук,  играют огромную роль в развитии мелкой моторики и осязания. Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, способствуют всестороннему развитию ребенка. Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев детей, тем лучше.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

    Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

    Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

    Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...