"Речевой этикет - профессиональное качество педагога"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике на тему

Вашему вниманию праедлагается конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по формированию коммуникативно-речевых умений. Цель семинара - научить педагогов пользоваться  речевым этикетом средствами игровой деятельности. В конспекте представлены упражнения с ситуациями, учебной задачей и возможными вариантами ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_rechevoy_etiket.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

по формированию коммуникативно-речевых умений

Тема: «Речевой этикет – профессиональное качество педагога»

Цель: познакомить педагогов с коммуникативно-речевыми умениями;

дать понятие, что такое речевой этикет;

научить пользоваться речевым этикетом средствами игровой деятельности;

создать приятную атмосферу среди коллектива.

Оборудование: раздаточный материал на каждого педагога

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя-логопеда:

Уважаемые коллеги, наше занятие я хочу начать с просьбы:

- «Пожалуйста, произнесите слово «здравствуйте», с разными интонациями (радостно, приветливо, грубо, жестко, резко, скучно, тихо, громко, зло…).

Произнесите. И оцените подтекст, который Вы вкладываете в приветствие».

(ответы педагогов)

Учитель-логопед: Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли, впечатления и знания. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу неуверенность. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: «Слово не стрела, а ранит», «Слово не обух, а от него люди гибнут».

II. Учитель-логопед: Сегодня мы рассмотрим одну из составляющих профессиональных качеств педагога - это способность что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя.

Словесным выражением уважительного отношения к людям является речевой этикет и именно, соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование.

Профессиональная речь должна быть правильной, красивой, литературной, лишенная сленговых слов и выражений.

Предлагаю вашему вниманию формулу речевого этикета.

Формула речевого этикета выглядит следующим образом:

Думай        кому                что                как                где        зачем        и         какие

говорить        из         этого

                                                возникают

последствия

Учитель-логопед: Уровень развития коммуникативно-речевых умений воспитателя весьма важен для организации педагогического процесса в ДОУ. От этих умений зависит и результат, т.е. воспитание творческой, гармонично развитой личности ребенка-дошкольника.

Какими же коммуникативно-речевыми умениями должен владеть воспитатель:

Слайд •••• умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;

•••• умение оформлять высказывание в соответствии с коммуникативными стратегиями;

•••• умение осознанно ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;

•••• умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;

•••• умение корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения;

•••• умение проводить самоанализ речевой деятельности.

Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный. Он может быть эффективным только в случае активной речевой деятельности самих педагогов в педагогической деятельности.

Для развития умения анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний, расширению словарною запаса и обогащению речи педагога помогут следующие риторические упражнения и игры:

Например: С родителями.

  1. «Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителем»

Цель: Найдите в предложенном списке пять «неудачных», по Вашему мнению, фраз. Затем найдите - нежелательные для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару - «желательную» фразу.

Варианты фраз

1. Извините, если я помешала ...

2. Я бы хотела ...

3. Вероятно, Вы об этом еще не слышали ...

4. Вам будет интересно узнать...

5. Я бы хотела еще раз услышать...

6. Мне представляется интересным то, что...

7. Я пришла к такому выводу, что...

8. Вы хотите...

9. Думается, Ваша проблема заключается в том, что ...

10. Давайте с Вами быстренько обсудим ...

11. Как Вы знаете ...

12. Хоть Вам это и неизвестно ...

13. Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать ...

14. Вы, конечно, об этом еще не знаете…

15. А у меня на этот счет другое мнение…

16. Конечно, Вам уже известно...

17. Вы, наверное, уже об этом слышали ...

Неудачные фразы: «Извините, если я помешала...», «Я бы хотела еще раз услышать», «Давайте с Вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».

Нежелательные фразы и замена их на желательные:

Я бы хотела ... - Вы хотите;

Вероятно, Вы об этом еще не слышали ... - Вы, наверное, уже об этом слышали ...;

Мне представляется интересным то, что... - Вам будет интересно узнать...;

Я пришла к такому выводу, что ... - Думается, Ваша проблема заключается в том, что...;

Хоть Вам это и неизвестно... - Конечно, Вам уже известно...;

Вы, конечно, об этом уже не знаете ... - Как Вы знаете...

(ответы педагогов)

2. Игра «Давай поговорим... »

Цель: Пользуясь приведенным списком слов и фраз, обыграть в парах ситуации «Извинение», «Сочувствие!», «Утешение!».

1 команда: выразите извинение:

Прошу простить... Прошу извинить… Я очень огорчен… Мне неприятно… Мне неловко… Пожалуйста, извините… Простите я не хотела… Приношу извинения... Позвольте попросить прощения... Я не хотела Вас обидеть... Я виновата перед Вами... Я причинила Вам столько хлопот... Боюсь, что утомила Вас...

2 команда: выражение сочувствия, утешения:

Я Вам сочувствую... Примите мои соболезнования... Мне жалко, что

так случилось... Я Вас понимаю... Успокойтесь, не волнуйтесь... Не беспокойтесь... Не огорчайтесь… Не горюйте... Потерпите… Забудьте об этом... Возьмите себя в руки… Соберитесь с мыслями ... Не надо об этом думать... Все пройдет... Всякое бывает… Ничего не поделаешь... Вы не виноваты ...

(ответы педагогов)

Учитель-логопед: Для развития умения анализировать речевые особенности своего голоса и осознания значения техники речи в профессиональной деятельности воспитателя помогут игровые упражнения и задания на умение использовать различные интонации.

Упражнение «Разная интонация».

Цель: Произнести слово «Да» с разными интонациями, с оттенками грусти, жалости, скуки, радости, тоски, злости и т. д..

И оценить подтекст, который Вы вкладываете в произнесенное слово.

(ответы педагогов)

Учитель-логопед: Следующие упражнения способствуют развитию умения осознанно и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации и грамотно использовать речевые роли в ситуации общения.

1.Упражнение «Совет»

Ситуация: Родитель обращается к педагогу: « ... , мой сын почему-то стал кусаться. Никакие уговоры, никакие наказания не помогают. Почему это происходит?»

Учебная задача: Найдите в списке речевых формул для высказывания совета или предложения те, которые, на ваш взгляд будут наиболее эффективными в общении с родителем воспитанника:

1. Вы обязаны (должны) ...

2. Вам непременно следует поступить так …

3. Разрешите предложить вам ...

4. Я хочу предложить вам ...

5. Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) вам сделать ...

6. Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)…

7. Я предложила бы ...

8. Я предлагаю следующее ...

2.Упражнение «Знакомство»

Ситуация. Молодая мама, в нерешительности стоит у кабинета заведующего детским садом, рядом - малыш с любимой игрушкой.

Учебная задача: Познакомиться с молодой мамой, выступая инициатором общения в роли «руководитель», «воспитатель», «родитель». Составьте и запишите речевые формулы обращения к молодой маме в данной ситуации. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Возможные варианты ответов:

«Руководитель»: «Здравствуйте! Вы ко мне? Проходите, пожалуйста, меня зовут ... Обращаясь к ребенку: «Как тебя зовут? Какая красивая у тебя игрушка!».

«Воспитатель»: Обращаясь к ребенку: «Какая замечательная у тебя игрушка! Тебе она очень нравится, да?».

Обращаясь к маме: «Добрый день! Я воспитатель из группы ... Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду! Могу я Вам помочь? ».

«Родитель - родителю»: «Здравствуйте! Вы в первый раз здесь? Я вожу своего ребенка в этот детский сад - нам очень нравятся и воспитатель и заведующая! Если хотите, я Вас представлю?».

3.Задание: «Просьба»

Ситуация: Воспитателю необходима помощь руководителя, коллеги, родителя в чем-то, что очень важно в этот момент.

Учебная задача: составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы Вам не смогли отказать («руководитель», «коллега», «родитель»). Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Возможные варианты просьбы:

«К руководителю»: «Обращаюсь к Вам за мудрым советом, .... Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!»

«К воспитателю»: «У Вас такая светлая голова, ... ! Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста! Вы такая способная и добрая!».

«К родителю»: «... , Вы мастер на все руки и Вам не составит труда сделать для группы... ».

4.«Телефонный разговор»

Ситуация: Вы взяли трубку зазвонившего телефона, когда проходили по коридору детского сада. Голос в трубке просит пригласить к телефону заведующего.

Учебная задача: Замените предложенные фразы наиболее этикетными формулами ответа на вопросы собеседника:

• «К сожалению, ... еще обедает».

• «Я не знаю, где она. Может быть, вы оставите свой телефон, и я передам, чтобы вам перезвонили?».

• «Она, наверное, снова сидит на кухне. Я скажу, чтобы она перезвонила вам».

• «У нее большие проблемы с одним из родителей. Может быть что-нибудь передать?».

• «Она ушла в больницу, видимо, плохо себя чувствует».

• «Она рано, как всегда ушла домой».

• «К сожалению, но .... еще на пришла на работу!».

• «Заведующая, возможно, будет завтра с утра».

Возможные варианты замены:

«В данный момент она занята. Что ей передать?»

«Она сейчас не может подойти. Попросить ее перезвонить вам?»

«Ее не будет до 12.00. Могу ли я помочь вам?»

«Завтра с утра она будет у себя. Перезвоните, пожалуйста, утром»

(ответы педагогов)

III. Учитель-логопед: Уважаемые коллеги! Таким образом, использование предложенных заданий и упражнений я думаю, помогут вам в общении со всеми участниками педагогического процесса в вашей профессиональной деятельности. Желаю вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные и профессиональные качества педагога, необходимые для работы с детьми раннего возраста

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя.       Важнейшими среди них являются:Ø    искренность,Ø...

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. ...

Система оценивания образовательных достижений воспитанников и профессиональных качеств педагогов ДОУ

 Проводимый в детском саду мониторинг, в соответствии с ФГОС(ФГОС ДО п 4.3.) имеет прогностический характер, он позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профила...

Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"

Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...

SWOT-анализ профессиональных качеств педагога.

SWOT-анализ профессиональных качеств педагога....

РМО "Практическое взаимодействие музыкального руководителя с детьми и педагогами как средство развития профессиональных качеств педагога"

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...