Система оценивания образовательных достижений воспитанников и профессиональных качеств педагогов ДОУ
методическая разработка

Сокольникова Галина Ивановна

   Проводимый в детском саду мониторинг, в соответствии с ФГОС(ФГОС ДО п 4.3.) имеет прогностический характер, он позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуального образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                  Педагогическая диагностика.

Реализация  программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Задачи педагогической диагностики:

*Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);

*Оптимизация работы с группой детей.

  Инструментарий  для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка.  

Диагностический материал включает два блока:

1)    Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;

2)    Диагностика развития базовых личностных качеств.

.Побуждения оцениваются по критериям:

4 -  устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

3-    неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;

2 -    ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

1 -    не проявляет.

Знания, представления оцениваются по критериям:

4 -    четкие, содержательные, системные;

3 -    четкие, краткие;

2 -    отрывочные, фрагментарные;

1-    не оформлены.

Умения, навыки оцениваются по критериям:

4 -    выполняет самостоятельно;

3 -    выполняет с помощью взрослого;

2 -    выполняет в общей со взрослым деятельности;

1 -    не выполняет.

Критерии вносят в диагностические карты.

Карта наблюдений детского развития /индивидуальная динамика.

Социально – коммуникативное развитие.

Социализация, развитие общения,

нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

         Формирование основ

              безопасности.

Фамилия,

имя

ребёнка

Социа-лизация

Развитие

общения

Нравст-

венное

воспи-тание

Образ Я

Семья

Д/сад

Родная

страна

КГН

Самооб-

служива-

ние

Труд

Безопас-ное поведение в природе

Безопас-ность на дорогах

Безопас-ность собственной жизнедеятельнос-

ти

Пока-

затель

на начало

года

Пока-

затель

на

конец

года

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

*Умеет сообща играть, трудиться, заниматься; умеет находить общие интересные занятия.

*Уважительно относится к старшим.

*Проявляет заботу о младших, помогает им, защищает тех, кто слабее.

*Проявляет заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания.

*Умеет  оценивать свои поступки и поступки сверстников.

*Имеет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

*Употребляет в речи вежливые слова, использует фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

 Образ Я. 

*Имеет представления об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим).

*Имеет представления о себе в прошлом, настоящем и будущем.

*Соблюдает уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья.        

*Имеет представления о семье и её истории.

*Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

*Знает свои обязанности по дому, принимает посильное участие в подготовке семейных праздников.

Детский сад.

*Проявляет интерес к окружающей среде детского сада, умеет замечать изменения в оформлении помещений, объяснять причины изменений, высказывать своё мнение.

*Стремится поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать её произведениями искусства, рисунками.

*Имеет представления о себе как о члене коллектива, участвует в проектной деятельности, взаимодействует с детьми других возрастных групп.

*Принимает участие в мероприятиях детского сада, в том числе совместно с родителями.

 Родная страна.

 *Имеет представления о малой Родине; о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.

*Имеет представления о родной стране, о том, что Россия – многонациональная страна; о государственных праздниках.

*Имеет представления о Российской армии.

  Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание.

  Культурно-гигиенические навыки.

*Соблюдает культурно – гигиенические навыки: следит за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком.

*Умеет правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание.

*Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу, опрятно заправлять постель.

*Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, убирать их.

Общественно-полезный труд.

*Проявляет желание выполнять посильные трудовые поручения, участвовать в совместной трудовой деятельности.

*Имеет необходимые навыки в разных видах труда, самостоятельность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

*Умеет оценивать результат своей работы.

*Помогает взрослым поддерживать порядок в группе и на участке.

*Добросовестно выполняет обязанности дежурных по столовой.

Труд в природе.

*Проявляет желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями и животными в уголке природы.

*Участвует в посильном труде в природе (осенью, зимой, весной и летом).

*Имеет представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.

Уважение к труду взрослых. 

*Бережно относится в предметам, сделанными руками человека.

Формирование основ безопасности.

Безопасное поведение в природе. 

*Имеет понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

*Знает и называет явления неживой природы, знает правила безопасности при грозе.

*Знает правила оказания первой помощи при укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

*Знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.

*Знаком с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «»Дорожные работы» и т.д.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

*Знает и соблюдает правила безопасного поведения во время игр в разное время года.

*Имеет и соблюдает правила безопасного поведения в быту (обращение с электроприборами..)

*Имеет знания о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

*Знаком с работой МЧС.

*Знает, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

*Знает своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

                                                                                   Познавательное развитие

Фамилия имя ребенка

Познавательно – исследовательская деятельность

Ознакомление с миром природы

Первичные представле-ния об объектах окружаю-щего мира

Сенсорное развитие

Проект-ная деятель-ность.

Дидакти-ческие игры

Знания о живот в т.ч. о пресмыкающихся, образе жизни

Растения ближайшего окруже-ния

Комнат-ные растения

и уход за ними

Знания о насеко-

мых

Взаимо-связь природ-ных явлений

Знания о значении солнца и воздуха

Чередова-ние времен года, их характеристики

Правила поведе-ния в природе

Н.

г.

К.

г.

                                                                                  Познавательное развитие

Формирование элементарных

математических представлений

        Приобщение к социокультурным ценностям

Фамилия имя

ребенка

Количество

Величина

Форма

Ориентировка  в пространстве

Ориентировка во времени

Труд и орудия труда

Знания о культурных явлениях

Деньги и  их функция

Знания о профессиях и результатах  их труда

Элементарные представления об истории человечества

Н г

К. г

Познавательно-исследовательская деятельность.

*Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

*Умеет устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.

*Умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Сенсорное развитие.

*Развито восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и тд.)

* Знает цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Умеет различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.

*Знает и называет геометрические фигуры, умеет использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

*Умеет обследовать предметы разной формы. Имеет представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).

 *Развит  познавательно-исследовательский интерес при показе занимательных опытов, фокусов.

Проектная деятельность.

* Стремится принимать участие в проектной деятельность исследовательского типа,  организовывать презентации проектов. Имеет представления об авторстве проекта.

 Дидактические игры.

* Умеет сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

*Стремится действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

*Умеет подчиняться правилам в групповых играх.

Ознакомление с миром природы.

*Умеет наблюдать, развита любознательность.

 *Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знаком с понятиями «лес», «луг» и «сад».

  *Знает и называет комнатные растения, умеет  ухаживать за растениями.

  * Имеет представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

  *Имеет представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).

  *Знает и называет птиц (ласточка, скворец и др.).

  *Имеет представления о пресмыкающихся и насекомых.

  * Имеет представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

  *Знаком с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

  *Знает, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

  *Знает  о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

  * Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

  *Знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Речевое развитие

Развитие речи

Художественная литература

Фамилия имя ребенка

Развивающая речевая среда

Формирова-ние словаря

ЗКР

Граммати-ческий строй

Связная речь

Интерес и эмоциональ-ное отношение к содержанию произведения

Участие в драматизации произведения

Выразитель-ное чтение

стихов

наизусть

Проявление интереса при рассматрива-нии иллюстраций  к произведениям

Н.г.

К.г.

Развивающая речевая среда.

*Владеет речью как средством общения.

 *Делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточняет источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

 *Умеет использовать в повседневной жизни, в играх  формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

 *Умеет решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

 Формирование словаря.

*Употребляет в речи  существительные, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду.

 *Умеет подбирать существительные к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слова со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

 *Употребляет слова в точном соответствии со смыслом.

 Звуковая культура речи. 

 *Правильно, отчетливо произносит звуки.

 *Умеет различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,

с — ш, ж — з, л — р.

 *Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец).

 *Развита интонационная выразительность речи.

 Грамматический строй речи.

 *Умеет согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).

 *Владеет разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

 *Умеет образовывать однокоренные  слова (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

 *Правильно употребляет существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

 *Умеет составлять по образцу простые и сложные предложения.

 *Умеет пользоваться прямой и косвенной речью.

  Связная речь. 

 *Умеет поддерживать беседу.

 *Высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

 *Умеет  связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

 *Умеет (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

 *Умеет составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

 *Умеет составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература.

*Развит интерес к художественной литературе.

*Развито эмоциональное отношение к литературным произведениям.

*Читает  стихи выразительно, с естественными интонациями; участвует в чтении текста по ролям, в инсценировках.

     

                                         

                                                 Художественно – эстетическое развитие.

Фамилия имя ребенка

Приобщение к искусству

Изобразительная

деятельность

Конструктивно-модельная

деятельность

Пока-

затель

на

начало

года

Пока-

затель

на

конец

года

Рисование

Лепка

Аппликация

Приобщение к искусству.

*Имеет интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

*Умеет соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

* Умеет выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

*Имеет представления о жанрах изобразительного и музыкального искусства.

*Знаком с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.

*Имеет представления о графике (ее выразительных средствах). Знаком с творчеством художников-иллюстраторов детских книг

 (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин и др.).

*Имеет представления об  архитектуре. Знает о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

*Развита наблюдательность, умеет внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

*Имеет представления  о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

*Бережно относится к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность.

*Проявляет интерес детей к изобразительной деятельности.

*Развито эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

*Умеет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

 *Проявляет способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

 *Умеет организовывать своё рабочее место, готовить всё необходимое для занятий; работать аккуратно.

 *Умеет рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Конструктивно-модельная деятельность.

*Умеет устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что он видит в окружающей жизни, создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).  

*Умеет  выделять основные части и характерные детали конструкций.

*Умеет заменять одни детали другими.

*Умеет  создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

*Умеет строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

                                                                                            Физическое развитие.

Фамилия имя ребенка

Формирование начальных

 представлений о ЗОЖ

Физическая культура

Начало года

Конец

года

Имеет представление о ЗОЖ

Имеет представле-ния об особеннос-тях собственно-го здоровья

Имеет потребность в  ЗОЖ

Имеет представления о технике безопасности в работе со спортивным инвентарем

Проявляет сочувствие к болеющим

Имеет интерес к спорту и физкультуре

Подвижные игры

*Имеет представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

*Имеет представления о правилах ухода за больным (заботиться о нём, не шуметь, выполнять его просьбы).

*Проявляет потребность в здоровом образе жизни, имеет интерес к физической культуре и желание заниматься физкультурой и спортом.

*Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, проявляет инициативу и творчество.

* Стремится участвовать в играх с элементами соревнования, играх – эстафетах.

        

                                         Примеры описания инструментария по образовательным областям.

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

       1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

       Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

       Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

       Ситуация: В гости к детям пришли две девочки из соседней группы.

       Задание: как ты (вы) поступите?

       2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям.

       Методы: беседа, проблемные ситуация.

      Форма проведения: подгрупповая.

       Ситуация: случившаяся ссора детей.

       Задание: «Что случилось?», «Как ты считаешь, кто виноват?», «Как можно исправить ситуацию?».

       3. Имеет представления о семье, родном крае, стране.

       Метод: беседа.

       Форма проведения: индивидуальная.

       Вопросы:

       Назови домашний адрес.

       С кем ты живёшь?

       У тебя есть бабушка, как её зовут?

       Кто ты для бабушки и дедушки /внук/?

       Назови село, в котором ты живёшь?

       Как называется наша страна?

      Сможешь назвать главный город страны?

     

       Образовательная область «Познавательное развитие».

       1.Предметное и социальное окружение.

       Знает  и называет свойства и качества различных предметов.

       Методы: дидактическая игра, вопросы.

       Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

       Материал: предметы разного качества – резиновые, стеклянные, деревянные, пластмассовые.

       Задания:

       *Объедини предметы, сделанные из стекла, резины и т.д.

       *Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала (твёрдая или мягкая, хрупкая или прочная и т.д.)

       

      Ознакомление с природой. Методы: наблюдения, игровые задания, беседы.

      2.Знает и называет зимующих птиц.

      Метод. Игра «Кто лишний».

      Форма проведения: индивидуальная.

      Материал: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц.

      Задание: какая птица лишняя и почему?

      Формирование элементарных математических представлений.

      3. Умеет ориентироваться в окружающем пространстве.

      Метод. Игровое упражнение «Сделай так, как я скажу»

      Форма проведения: индивидуальная.

      Задания: «Сделай 2 шага вперёд, один шаг влево, 3 шага назад, 2 шага вправо.

      Что ты видишь справа (слева) от себя?

      Возьми куклу и посади справа от себя.

      Посади куклу перед собой и т.д.

      Образовательная область «Речевое развитие».

      1.Умеет определять место звука в слове.

      Метод. Дидактическая игра.

      Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

      Материал: предметные картинки подобраны так, чтобы один и тот же звук находился в начале, середине и в конце слова.

      Задание: рассмотреть картинки и разложить по группам: картинки, где заданный звук в начале слова; картинки – в середине слова;

      картинки – заданный звук в конце слова.

       2. Связная речь. Умеет придумывать концовку к сказке.

      Метод. Игра – задание «Придумай свою сказку».

      Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

      Материал: начало сказки.

      Задание: «Придумай конец сказки».

      Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

      1.Приобщение к искусству.

      Методы: игра – задание «В мастерской художника». Наблюдение (как ребёнок воспринимает содержание картины, её выразительные  

      средства), вопросы.

      Форма проведения: индивидуальная.

      Материал: картины различных жанров, предметов прикладного, народного и декоративного искусства, живопись, книжная графика,

      различные средства художественной выразительности.

     Задание: Какие предметы нравятся, почему? Какие изобразительные материалы использованы?

      2.Умение лепить по представлению, передавать характерные особенности.

     Методы: наблюдение. Анализ детской работы.

     Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

     Материал: доска для пластилина, пластилин.

     Задание: вылепить кого – либо из зверей в соответствии с сюжетом из сказки «Теремок», объединить в композицию.

      3. Умеет выполнять постройку по рисунку, самостоятельно подбирает необходимый строительный материал.

     Методы: игра, наблюдение.

     Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

     Материал: рисунок постройки, строительные детали, игрушка.

     Задание: «Построй такой же дом игрушке».

     Образовательная область «Физическое развитие»

     Имеет представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.

     Методы: игра, наблюдение.

     Форма проведения: индивидуальная.

     Материал: сюжетные картинки, имеющие положительное и отрицательное влияние на здоровье.

     Задание: выбрать картинки, которые «рассказывают» о пользе для здоровья человека.

     Умеет соблюдать правила в подвижных играх, развита двигательная активность, проявляет инициативу, творчество.

     Методы: игра «Затейники», наблюдение.

     Форма проведения: подгрупповая, групповая.

     Результаты педагогической диагностики (обследования)  используются исключительно для решения образовательных задач:

     • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной  

     коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей.

     Выводы и предложения:

     Индивидуальная работа с детьми по:

Обр. обл. «Речевое развитие»________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обр. обл. «Познавательное развитие»_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обр. обл. «Социально-коммуникативное развитие»_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обр. обл. «Художественно-эстетическое развитие»_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обр. обл. «Физическое развитие»___________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Цели и задачи на учебный год____________________________________________________________________________________

         

По результатам диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут.

п/п

Ф. И. ребенка

Основное направление развивающей, коррекционной работы 
(например, развитие речи,
формирование основ экологической
культуры, развитие мелкой моторики и т. д.)

Цели, задачи

развивающей,

коррекционной

работы

Методы и средства 
развивающей, 
коррекционной 
работы

Основное

содержание

развивающей,

коррекционной

работы

Прогнозируемый
результат

Контрольные сроки

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Диагностический материал для определения школьной зрелости выпускника ДОУ

 Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе

  • Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка).
  • Тест "Способность к обучению в школе" Г.Витцлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет.
  • Методика Н.И. Гуткиной "Домик" предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.
  • Методика    "Образец    и    правило" (разработана    А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.
  • Методика "Графический диктант" Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
  • Методика "Лабиринт" предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).
  • Методика "Последовательность событий" предназначена для диагностики мышления.
  • Методика "Найди звук" служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха).

 Психологические тесты для диагностики познавательной сферы

Методика "Узнавание фигур" предназначена для диагностики особенностей восприятия.

Методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов" предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

Психологические тесты для диагностики  эмоциональных состояний

  • Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен  для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
  • Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности..
  • Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.
  • Тест "Сказка". Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
  • САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
  • Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
  • Методика "Кактус" М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.

Психологические тесты для диагностики межличностных отношений

  • Социометрическая игра "Секрет" (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.
  • Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.
  • Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
  • Методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкина.
  • Методика "Изучение сплоченности коллектива" (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления
  • Методика "Диагностика родительского отношения" А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал:  1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) "Маленький неудачник". Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок  представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
  • Рисуночный тест "Рисунок семьи" (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.
  • Тест К.Маховера "Нарисуй человека" предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.
  • ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.  



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога ДОУ

 

Ф.И.О. педагога ________________________________________________________________

Категория _____________________________________________________________________

Педагогический стаж ____________________________________________________________

Показатели

Баллы

Баллы

1.Профессиональные знания

1. Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним;

2. Знание требований государственного образовательного стандарта;

3. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий;

4. Знание особенностей содержания, представленного в современных образовательных программах (комплексных и парциальных);

5.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников;

6. Знание основ преемственности между детским садом и школой;

7. Знание частных методик развития детей;

8. Знание содержания регионально образовательного компонента стандарта;

9. Знание задач, содержания и методов работы с семьёй;

2. Педагогические умения

Обучающая функция:

1. Учитываю поло-ролевые различия детей;

2. Использую в практической работе развивающие программы нового поколения;

3. Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений;

4. Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения программы;

5. Самостоятельно проектирую процесс обучения;

6. Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира;

7. Использую современные технологии обучения, направленные на активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование, ТРИЗ и др)

8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей;

9. Владею способами оценки детской деятельности;

10.Владею методикой поиска информации, умею её интерпретировать

Воспитывающая и развивающая функция:

1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления;

2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми; строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития, чутко реагирую на особенности развития детей;

Организационно-педагогическая функция:

1. Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей;

2. Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей

Планово-прогностическая (планирующая)функция:

1.Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ;

2. Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно- образовательной работы;

3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей;

4. Умею осуществлять внутри - и межпредметные связи в педагогическом процессе;

5. Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми.

Коммуникативная функция:

1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями;

2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям;

Диагностическая функция:

1. Владею методами педагогической диагностики;

2. Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми;

Исследовательская функция:

1. Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей;

2. Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и её результаты;

1. 3. Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики;

4. Анализирую результаты своей деятельности;

1. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики.

Аналитическая функция:

1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей;

2. Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности;

3. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности.

Корректирующая функция:

1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики;

2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка;

3. Умею управлять поведением и активностью детей.

Гностическая функция:

1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования;

2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность;

3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки;

4. Умею предвидеть последствия своих действий;

5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка.

Итого баллов

 

Уровень:

 

 

 

Каждый критерий оценивается по 4 -балльной шкале:

 

· 3 балла – показатель присутствует в полной мере

· 2 балла – показатель присутствует не в полной мере

· 1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере

· 0 балл – показатель отсутствует

 

За каждый показатель проставляется оценка в баллах, затем высчитывается общая сумма показателей. Если педагог набирает:

 

· 97-144 балла - уровень педагогической компетентности оптимальный

· 49-96 балла - достаточный

· 48-20 балла - критический

· менее 19 балла - недопустимый.

                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск» Сокольникова Г.И.

Слайд 2

Мониторинг – это неотъемлемая (составная) часть управления и представляет собой систему организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о состоянии исследуемого объекта (объектов), которое обеспечивает не только непрерывное слежение за его (их) состоянием, но и прогнозирует его (их) развитие. Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ федеральным государственным требованиям дошкольного образования, определение степени освоения ребенком образовательной программы и влияние воспитательно-образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка. Задачи мониторинга: Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии объекта (объектов), о качественных и количественных изменениях в нём (них). Формирования механизмов сбора, обработки, хранения информации. Систематизация информации о состоянии и развитии объекта (объектов) мониторинга. Определение форм представления информации пользователям. Информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития объекта (объектов), выработки управленческих решений.

Слайд 3

Функции мониторинга: I Информационная: Обеспечивает необходимой информацией субъекты, осуществляющие управление ДОУ; Информирует участников образовательного процесса о результатах и состоянии объекта (объектов) мониторинга в ДОУ Позволяет осуществлять обратную связь. II Диагностическая: Выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменений явлений в образовательной системе, в отношении которых будут приняты управленческие решения. Устанавливает соответствие установленным правилам, нормам. IV Формирующая: Способствует осуществление личностно – ориентированного подхода к воспитанникам V Побудительная: Мотивирует участников педагогического процесса на повышение результативности педагогического труда VI Прагматическая: Обеспечивает субъектов, осуществляющих управление образовательным учреждением, необходимой информацией для принятия максимально обоснованных и адекватных решений.

Слайд 4

Принципы мониторинга : Объективность информации: информация должна отражать реальное состояние дел Сопоставимость данных: сравнение корректно в случае изучения одного и того же объекта на основе одинаковых показателей. Адекватность: соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и задачам мониторинга. Прогностичность: полученные данные должны позволять прогнозировать будущее состояние изучаемого объекта. Оперативность сбора информации: информация должна быть своевременной. Непрерывность: обязательность выполнения всех этапов проведения мониторинга. Релевантность: соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга.

Слайд 5

Методы сбора информации: анализ продуктов детской деятельности тестирование данные статистической отчётности анкетирование опрос наблюдение изучение материалов портфолио ребенка беседы экспертные оценки и т.д.

Слайд 6

Этапы подготовки и осуществления мониторинга 1 этап Нормативно – установочный разработка нормативно – правовой базы, регламентирующей процесс мониторинга в ДОУ; определение объекта, цели и задач мониторинга разработка Программы (программ) мониторинга в соответствии с выбранным объектом

Слайд 7

2 этап Аналитико – диагностический Сбор информации в соответствии с утверждённой программой мониторинга Анализ полученной информации о выбранном объекте и определение его реального состояния Выявление рассогласований реального состояния объекта

Слайд 8

3 этап Итоговый Предоставление полученных аналитических материалов пользователям. Разработка пользователями плана коррекции по устранению выявленных недостатков. Обеспечение контроля за исполнением плана корректирующих действий Проведение повторных процедур мониторинга на основе одних и тех же показателей в соответствии с Программой мониторинга и выбранными объектами.

Слайд 9

МОНИТОРИНГ Детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств дошкольника ( итоговые результаты). Образовательного процесса осуществляется через отслеживание промежуточных результатов освоения образовательной программы

Слайд 11

Таблица 2

Слайд 12

Оценка уровня сформированности, развития 1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла—отдельные компоненты не развиты; 3 балла—соответствует возрасту; 4 балла — высокий

Слайд 13

Журнал мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы детей подготовительной группы Титульный лист Цель мониторинга Задачи мониторинга Объект мониторинга Аналитическая справка по результатам мониторинга за прошлый учебный год Мониторинг образовательного процесса Мониторинг детского развития Аналитическая справка по результатам мониторинга за прошедший учебный год

Слайд 14

Полное наименование ДОУ Журнал мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы на 2011 – 2012 учебный год Группа (возраст): подготовительная (6 – 7 лет) Воспитатели:

Слайд 15

Навыки опрятности, соблюдение порядка Навыки личной гигиены Начальные признаки здорового образа жизни Итоги Умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности Навыки опрятности (замечает непорядок в одежде) Знает место игрушки, ставит на место Умеет самостоятельно есть Пользуется платком, расчёской , салфеткой. Умывается при небольшой помощи взрослого Первичные представления о себе как о человеке Знает название частей тела Начало года/количество баллов Конец года/количество баллов № Баллы Список 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 Света Т. 2 Миша В. Итого (%): Пример мониторинга достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы (на основе программы «От рождения до школы») Первая младшая группа (2-3 года) Карта мониторинга образовательной области «Здоровье»

Слайд 16

Направления развития и образовательные области Начало года/% Конец года/% Динамика, вывод: Физическое развитие Здоровье 1 - 1 - 2 - 2 - 3 - 3 - 4 - 4 - Итого: Итоги педагогических наблюдений в первой младшей группе ( сводная таблица)

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений:

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнени...

Система оценивания образовательных достижений

Дигностики, схемы, мониторинги...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений...

Система оценивания образовательных достижений воспитанников

Система оценивания образовательных достижений воспитанников...

Система оценивания образовательных достижений воспитанников

Система оценивания образовательных достижений воспитанников...

Система оценивания образовательных достижений воспитанников

Система оценивания образовательных достижений...

3-Система оценивания образовательных достижений: Структура оценивания системы.

ЦЕЛЬ: Выявить способности детей путем анализируя по результамам образовательных программ....