Методы логопедии
статья по коррекционной педагогике на тему

Келепури Светлана Валерьевна

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_doklad_metody_logopedii.odt20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методы логопедии

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает:

- причины

- механизмы

- симптоматику нарушений речевой деятельности

- течение

- структуру

Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов:

«Логос» - слово

«Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Предмет логопедии -- 1. нарушения речи

2. процесс обучения и воспитания правильной речи у лиц с

речевыми расстройствами

Цель логопедии

- разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи

- предупреждение речевых расстройств.

Первое упоминание о речевых расстройствах имеется в древнегреческой культуре – папирус, относящийся к 17 в. до н.э. Считается, что этот папирус является копией еще более древнего трактата, датируемого 30 в до н.э.

В нем назывались заболевания речи, ставились DS , предписывалось лечение.

Наиболее полное и системное описание речевых расстройств дает в античной медицине Гиппократ. В его сочинениях описаны:

· потеря голоса

· потеря речи

· нарушения звукопроизношения

· непонятная речь

· заикание

Задачи логопедии

1. изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений

2. определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи

3. выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие

4. изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии

5. выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений

6. разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств

7. систематизация речевых расстройств

8. разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений

9. совершенствование методов профилактики речевых расстройств

10. разработка вопросов организации логопедической помощи

Существуют два аспекта логопедии:

-- теоретический -- практический

Принципы и методы логопедии как науки

Логопедия опирается на следующие основные принципы

· системность

· комплексность

· принцип развития

· взаимосвязь с другими сторонами психического развития

· деятельных подход

· онтогенетический принцип

· принцип учета этиологии и механизмов

· учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта

· принцип обходного пути

· общедидактические принципы

Рассмотрим некоторые из них:

1. Принцип системности

Речь – сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При изучении и коррекции следует воздействовать на все компоненты этой системы.

2. Принцип комплексности

Речевые нарушения включаются в синдромы нервных и нервно-психических заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений должно носить комплексный характер (медико-психолого-педагогический)

3. Принцип развития

Выделение в процессе логопедической помощи тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития.

4. Онтогенетический принцип

Логопедическая работа ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в онтогенезе

5. Принцип симптоматики нарушения

В каждом случае речевого расстройства устанавливается ведущий дефект

6. Принцип обходного пути

Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена

7. Общедидактические принципы:

Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена

Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы:

- организационные методы

- сравнительный

- лонгитеодинальный (динамика)

- комплексный

- эмпирические методы

- обсервационные (наблюдение)

- экспериментальные (

- лабораторный, естественный формирующий или психолого-педагогический эксперимент

- психологодиагностический (тесты, анкеты, беседы, интервью)

- праксиметрические приемы анализа деятельности

- биографические (сбор и анализ биографических данных)

- количественный им качественный анализ полученных данных (матиматико-статистические методы)

- интерпретационные методы (связь между изучаемыми явлениями)

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.

Язык – система знаков, средство осуществления человеческого общения и мышления.

Различают две формы речи – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь (экспрессивная) – имеет звуковое выражение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВАРИАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ МАССАЖА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ОРГАНОВ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ"

РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ НА КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЗАО г.МОСКВЫ....

Метод проектирования в работе учителя – логопеда ДОУ

Актуальность использования метода проектов в работе учителя-логопеда Проекты: "Кто на свете всех милее" "День победы"...

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

«Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.» Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.

  Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...