Главные вкладки

    Методы логопедии
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Келепури Светлана Валерьевна

    Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekstovyy_dokument_opendocument_doklad_metody_logopedii.odt20.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы логопедии

    Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

    Логопедия изучает:

    - причины

    - механизмы

    - симптоматику нарушений речевой деятельности

    - течение

    - структуру

    Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов:

    «Логос» - слово

    «Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

    Предмет логопедии -- 1. нарушения речи

    2. процесс обучения и воспитания правильной речи у лиц с

    речевыми расстройствами

    Цель логопедии

    - разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи

    - предупреждение речевых расстройств.

    Первое упоминание о речевых расстройствах имеется в древнегреческой культуре – папирус, относящийся к 17 в. до н.э. Считается, что этот папирус является копией еще более древнего трактата, датируемого 30 в до н.э.

    В нем назывались заболевания речи, ставились DS , предписывалось лечение.

    Наиболее полное и системное описание речевых расстройств дает в античной медицине Гиппократ. В его сочинениях описаны:

    · потеря голоса

    · потеря речи

    · нарушения звукопроизношения

    · непонятная речь

    · заикание

    Задачи логопедии

    1. изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений

    2. определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи

    3. выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие

    4. изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии

    5. выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений

    6. разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств

    7. систематизация речевых расстройств

    8. разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений

    9. совершенствование методов профилактики речевых расстройств

    10. разработка вопросов организации логопедической помощи

    Существуют два аспекта логопедии:

    -- теоретический -- практический

    Принципы и методы логопедии как науки

    Логопедия опирается на следующие основные принципы

    · системность

    · комплексность

    · принцип развития

    · взаимосвязь с другими сторонами психического развития

    · деятельных подход

    · онтогенетический принцип

    · принцип учета этиологии и механизмов

    · учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта

    · принцип обходного пути

    · общедидактические принципы

    Рассмотрим некоторые из них:

    1. Принцип системности

    Речь – сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При изучении и коррекции следует воздействовать на все компоненты этой системы.

    2. Принцип комплексности

    Речевые нарушения включаются в синдромы нервных и нервно-психических заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений должно носить комплексный характер (медико-психолого-педагогический)

    3. Принцип развития

    Выделение в процессе логопедической помощи тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития.

    4. Онтогенетический принцип

    Логопедическая работа ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в онтогенезе

    5. Принцип симптоматики нарушения

    В каждом случае речевого расстройства устанавливается ведущий дефект

    6. Принцип обходного пути

    Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена

    7. Общедидактические принципы:

    Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена

    Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы:

    - организационные методы

    - сравнительный

    - лонгитеодинальный (динамика)

    - комплексный

    - эмпирические методы

    - обсервационные (наблюдение)

    - экспериментальные (

    - лабораторный, естественный формирующий или психолого-педагогический эксперимент

    - психологодиагностический (тесты, анкеты, беседы, интервью)

    - праксиметрические приемы анализа деятельности

    - биографические (сбор и анализ биографических данных)

    - количественный им качественный анализ полученных данных (матиматико-статистические методы)

    - интерпретационные методы (связь между изучаемыми явлениями)

    Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.

    Язык – система знаков, средство осуществления человеческого общения и мышления.

    Различают две формы речи – внешнюю и внутреннюю.

    Внешняя речь (экспрессивная) – имеет звуковое выражение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "ВАРИАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ МАССАЖА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ОРГАНОВ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ"

    РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ НА КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЗАО г.МОСКВЫ....

    Метод проектирования в работе учителя – логопеда ДОУ

    Актуальность использования метода проектов в работе учителя-логопеда Проекты: "Кто на свете всех милее" "День победы"...

    Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

    Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

    Статья для учителей-логопедов: "Дидактическая игра как основной метод обучения чтению в группах с ОНР и ФФН"

    Используя дидактические игры, можно сделать процесс обучения чтению навыком смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения п...

    "Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

    «Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.» Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.

      Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....