Развитие интеллектуальных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Колохматова Галина Юрьевна

В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребёнка и закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное развитие ребёнка через игру. Игра занимает в развитии ребёнка очень важную сторону. Поэтому разработала систему  разнообразных видов игр (дидактические, настольно - печатные, развивающие) с целью создания интереса к решению умственных задач, формирования произвольного внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

Развитие интеллектуальных способностей

у детей с ограниченными возможностями здоровья  

посредством дидактических игр

Колохматова Г.Ю.

учитель – дефектолог

МБДОУ № 23

г. Зеленогорск

В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребёнка и закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное развитие.  

Проблема подготовки детей к школе стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования.  Актуальность решения проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования.

Поэтому, важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы.

Нашу группу посещают дети со сложным дефектом, который имеет в сочетании два или более недостатков в физическом и психическом развитии.

Данные проводимых диагностических обследований  показывают, что наглядно – образное и словесно – логическое мышление сформированы недостаточно,  дети  познают мир, основываясь на свои наблюдения, при опоре на сохранные функции.  (см. приложение № 1 – методики обследования мыслительных операций).

Поэтому, я определила основное направление деятельности – развитие интеллектуальных способностей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.  (см. приложение № 2 – система коррекционной работы).

Учитывая особенности развития наших детей при формировании интеллектуальных способностей, за основу взяла использование дидактических игр.

Основываясь на данные диагностики по развитию интеллектуальных способностей,  работу планирую по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

В работе использовала коррекционные подходы и принципы коррекционно – развивающего обучения (принцип динамичности восприятия, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка).

Разрабатывая систему работы, определила:

  • планирование разнообразных форм игровой деятельности (индивидуальную, парную, групповую);
  • планирование разнообразных видов игр (дидактические, настольно - печатные, развивающие) с целью создания интереса к решению умственных задач, формирования произвольного внимания.

Разработала систему классификации дидактических игр, на основе развития мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения, классификации, сериации, закономерности, сравнение) учитывала актуальный уровень развития каждого ребёнка, зону ближайшего развития (см. приложение № 3 система работы по усвоению дидактических игр).

Все игры распределила по классификации. Система игр расписана на всю неделю, когда каждый день брала новую игру из данной классификации и как закрепление повторяли уже пройденную игру, но с элементами усложнения.  (см. приложение № 4 – дидактические игры).

Работая по данной системе я планировала дидактические игры как новый материал. При этом на занятии планировала только одну игру, знакомила детей с данной игрой и целью. Обучение игре проводила в организованной деятельности, в зависимости от игры подбирала количество играющих. В игре создавала проблемную ситуацию, формируя у детей интерес к процессу деятельности, учила подчинять свои действия определённым правилам. Игры подбирала с учётом программных требований и возрастных особенностей.

После этого для закрепления предлагала эту игру воспитателям. Если дети достаточно хорошо осваивали данную игру, то подбирала подобную, для того, чтобы дети учились делать перенос полученных знаний в аналогичной ситуации. При самостоятельном подборе дидактических игр учила воспитателей продумывать программное содержание игры, чётко определять задачи. Формировала умение успешно руководить дидактической игрой,  учитывать разнообразные средства воздействия (как прямого участника, может не включаться  в игру, но незаметно руководить процессом игры и вести к определённому результату).

В группе с воспитателями организовали игровой  уголок «Учимся играя», составили примерный перечень дидактических игр. Предложили детям принести в группу свою любимую дидактическую игру и научить других детей играть, проводили отбор игр, развивающих интеллектуальные способности детей. Этим развивали у детей самостоятельность в организации, любознательность.

В кабинете дефектолога и в группе оформили игровые центры «Маленького гения», куда поместила дидактические игры и пособия на развитие интеллектуальных способностей детей (развивающие кубики, «Блоки Дьенеша»,  счётные палочки Кюизенера, головоломки, лабиринты, игры из плоскостных и объёмных деталей, «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», различные мозаики и другой дидактический материал). Дети с удовольствием любят играть в такие игры. Содержание данного уголка периодически меняется.

Все мыслительные действия у детей формируются на основе практической деятельности, поэтому для закрепления полученных знания провожу интеллектуальные олимпиады, игровые досуги, где в комплексе использую материал на формирование мыслительных операций.

В решении проблем по формированию интеллектуальных способностей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, очень важен комплексный подход. Поэтому вся работа проводится во взаимодействии с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями.

Для специалистов детского сада проводила консультации, знакомила с теми играми, в которые мы в данный момент играем,  давала рекомендации по использованию отдельных элементов игры в образовательной деятельности. Опытом работы делилась на педагогических советах с другими педагогами.

Обучаю родителей методам и приёмам по формированию интеллектуальных способностей, провожу игровые мастер – классы, предлагаю игровой материал для использования в домашних условиях.  Провожу «Дни открытых дверей», где использую совместную работу детей и родителей, подбирая интеллектуальные игры, решаем с родителями проблемы, которые возникают дома, в играх с детьми. Оформила стенд «Игра – дело серьёзное»,  где поместила информацию об организации игры дома, как направлять и развивать игровые интересы у детей, в какие игры лучше играть. Провожу круглые столы для родителей, где родители делятся личным опытом.

Комплексный подход к данной проблеме, показал положительные результаты по формированию интеллектуальных способностей у детей нашей группы (см. приложение № 5 – таблица и диаграмма).

Анализируя проведённую работу по развитию интеллектуальных способностей посредством дидактической игры сделала вывод, что положительная динамика развития интеллектуальных способностей прошла у большинства детей. Дети научились размышлять, анализировать, самостоятельно делать выводы. Повысилась самооценка, уверенность в себе, чувство удовлетворённости от достигнутых успехов. Это позволило нашим детям принимать активное участие в мероприятиях разного уровня.

Приложение

Приложение № 1

«Методики обследования мыслительных операций»

  • Методика «Что лишнее?»

Исследуются умственные операции анализа и обобщения. Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы: «На каждой из этих картинок один из предметов является лишним. Внимательно посмотри и определи, какой предмет и почему является лишним».

Оценка результатов

10 баллов - ребенок решил поставленную задачу меньше чем за 1 мин.

8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

см. «Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.  Руководство по работе с тестом.» Е.М. Борисова, Т.Д. Абдурасулова  Москва – Обнинск 1998 г.

  • Методика «Разложи картинки»

Исследуется умственные операции классификация и обобщение. Перед ребенком в два ряда раскладывают 11 карточек с изображением различных предметов: "Рассмотри внимательно и разложи их на группы, так, чтобы в каждой группе предметы подходили друг к другу. Назови каждую группу одним словом".

Оценка результатов

2 балла - картинки разложены правильно по группам и группы названы обобщающим словом.

1 балл - картинки разложены правильно по группам, но группы не названы обобщающим словом.

0 баллов - ребенок не справился с заданием.  

  • Методика «Мисочки» 

Исследуется умственная операция сериация. Направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине. 8- 9 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые упорядочены как элементы сериационного ряда. Показать мисочки, вложенные одна в другую (принцип матрешки), затем разложить их в беспорядке: «Собери правильно все мисочки».

Оценка результатов

Высокий уровень – задание выполнено на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень – задание выполнено не с первой попытки.

Низкий уровень – задание самостоятельно не выполнил.

  • Методика «Разрезные картинки» 

Исследуется умственная операция зрительный синтез. Направлена на объединение элементов в целостный образ. Используются картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до шести). Разложить картинки перед ребенком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе? Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Оценка результатов

Высокий уровень – задание выполнено на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень – задание достигнутое путём проб и прикладываний.

Низкий уровень – задание выполняет с неадекватными пробами, или совсем не выполняет.

  • Методика «Самое непохожее» 

Исследуется умственные операции анализа, сравнения и обобщения. Предложить ребёнку 8 геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного цвета (один круг маленький, другой — большой; один квадрат — маленький, другой — большой). Остальные фигуры — другого цвета. Разложить фигуры в ряд в произвольной последовательности: «Посмотри, здесь все фигуры разные. Чем они отличаются друг от друга?». Подвести итог: «Значит, здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие».

Оценка результатов

Высокий уровень – задание выполнено на основе преобладания выбора по трём признакам и называние одного - двух.

Средний уровень – задание выполнено на основе преобладания выбора по двум признакам и называние одного.

Низкий уровень – задание выполнено на основе преобладания выбора по одному признаку без называния.

Приложение № 2

«Система коррекционной работы с детьми имеющими ОВЗ

по развитию интеллектуальных способностей»

Приложение № 3

«Система коррекционной работы с детьми имеющими ОВЗ по усвоению дидактических игр»

Приложение № 4

«Дидактические игры»

Игры на развитие классификации и обобщения:

  • «Цвет и форма»;
  • «Подбери похожие фигуры»;
  • «Большие и маленькие»;
  •  «Дикие и домашние животные»;
  •  «Кто, где живёт?»;
  •  «Что, где растёт?»;
  •  «Одежда и обувь для Кати»

Игры на развитие анализа и синтеза:

  • «Разрезные картинки»;
  •  «Собери квадрат»;
  •  «Колумбово яйцо»

Игры на развитие операции сериации:

  • «Матрёшка»;
  • «Пирамидка»;
  • «Мисочки»;
  •  «Подбери круги по величине»

Игры на развитие закономерности:

  • «Выложи дорожку»;
  • «Ёлочки и грибочки»;
  • «Мозаика»;
  •  «Деревья в лесу»

Игры на развитие словесно – логического мышления:

  • «Картинки - нелепицы»;
  • логические блоки Дъенеша;
  • счётные палочки Кюизенера;
  • кубики Кооса

Список литературы

  1. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» Москва «Гном – Пресс» 1999 г.

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью» Санкт – Петербург,  Издательство «Союз» 2001 г.

  1. Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию» Москва 1998 г.

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» Москва «Владос» 2001 г.

  1. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» Москва «Владос» 2001 г.

  1. Стребелева Е.А. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста» Москва «Полиграф - сервис» 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...

"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

Самообразование "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию"

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию...