Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком дошкольного возраста с ОВЗ "Деревья".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему

Петрова Светлана Анатольевна

Данный материал может быть полезен учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям групп компенсирующей направленности. Это конспект коррекционно-зазвивающего занятия с ребенком с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального

коррекционно-развивающего

занятия с ребенком с ОВЗ

Тема: «Деревья»

Подготовил и провел

 учитель-дефектолог

МАДОУ  №13 «Тополек»

 города Дубны Московской области

Петрова Светлана Анатольевна

Ребенок: Егор, 5 лет. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ЗПРР).

Тема: «Деревья». (Тема рассчитана на два однотипных занятия на знакомство с четырьмя деревьями (по два на каждом)).

Цель: уточнить и расширить знания ребенка о деревьях.

Задачи: 1) коррекционно-образовательные:

- уточнить имеющие у ребенка знания о деревьях;

- закрепить знания о частях дерева;

- продолжить знакомство с формами и цветом листьев разных деревьев осенью;

- учить определять, с какого дерева лист;

2) коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать логическое мышление ребенка (процессы анализа и синтеза, сравнения и обобщения);

- корригировать и  развивать сенсорные процессы (зрительное, тактильное  восприятие);

- развивать мелкую моторику;

- развивать лексико-грамматический строй речи ребенка (расширить словарь,  продолжить формирование лексико-грамматического строя);

- корригировать и развивать память и внимание ребенка;

- корригировать и развивать пространственное восприятие и ориентировку;

3) коррекционно-воспитательные:

- формировать учебную мотивацию на занятии;

- формировать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;

- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

                                                

Словарь. Номинативный – береза, клен, рябина, дуб, ствол, лист, корень, ветви, листопад.

Качественный – пасмурный, длиннее, короче, холоднее, желтые, красные, зеленые, коричневые, оранжевые, большие, маленькие, средние, березовый – березовые, дубовый – дубовые, кленовый – кленовые и так далее.

Предикативный – желтеют, краснеют, растут, дует, моросит.

Оборудование и раздаточный материал. Предметные картинки с изображением деревьев и листьев, дидактическая игра «Логическое лото. Деревья, листья, плоды», трафарет «Листья деревьев», засушенные осенние листья, букет из листьев, спички или счетные палочки, цветные карандаши, альбом, кукла Старичок-лесовичок, ноутбук, компьютерная презентация «Деревья и листья» (автор Петрова С. А.).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие.

– Занимаем свое рабочее место.

- Сегодня к нам на занятие пришел Старичок-лесовичок. Поприветствуем его.

  1. Введение в тему занятия. 

Старичок-лесовичок: «Пришел я не с пустыми руками, а с подарком. Принимайте (букет из осенних листьев)».

- Спасибо! Очень красиво. Оставайся с нами на занятии.

  1. Сообщение темы. Основная часть занятия.

А) - Сегодня мы продолжаем разговор о деревьях.

Учитель показывает предметную картинку дерево.

- Что это? (Это дерево.)

Учитель показывает на ствол.

-Вспомни, как называется эта часть дерева? (Это ствол.)

Учитель показывает на ветки.

-Это что у дерева? (Это ветки.)

Учитель показывает на листья.

- Это что у дерева? (Это листья.)

Учитель показывает на корни.

-Это что у дерева? (Это корни.)

- Назови части дерева и покажи на картинке. (Корень, ствол, ветки, листья.)

Б) Дидактическая игра «Сложи дерево из счетных палочек».

-Сложи дерево из палочек. Выложи ствол, ветки.

В) - Сейчас какое время года? (Осень). Почему ты так думаешь. (Похолодало, дни стали короче, часто моросит дождь, дует ветер, листья меняют цвет, опадают).

Листопад.

Выбери из картинок те, на которых нарисована осень. (Пять иллюстраций с изображением природы в разные времена года.)

Объясни свой выбор.

Г) Динамическая пауза.

Ветер дует нам в лицо, (машем руками на лицо)

Закачалось деревцо. (руки вверх, покачиваемся)

Ветерок всё тише, тише, (медленно опускаем руки)

деревцо всё выше, выше. (поднимаем руки через стороны, поднимаемся на носочки)

Д) Учитель обращает внимание ребенка на листья Старичка-лесовичка.

- Рассмотрим листья. На каком дереве вырос этот лист? (Этот лист вырос на клене.)

- Подул осенний ветерок и сорвал листочки с деревьев. С какого дерева упал этот листок? (Этот листок упал с клена.) Картинка клена.

- Какой красивый лист! Скажи, какого цвета листок? (Листок желтого цвета.)

- На что похож этот листок? (Этот листок похож на ладошку, на звездочку.)

- Этот лист большой или маленький? (Этот лист большой.)

- У нас получился рассказ про листок. Это кленовый лист. Он желтого цвета, большой, похож на ладошку.

Учитель предлагает другой листок. (Дуб) Картинка дуба.

- Расскажи про этот листок по той же схеме. (Это дубовый листок. Он коричневый, большой, похож на коричневую елочку.)

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

- Старичок-лесовичок, мы тоже сделаем тебе подарок – рисунок. Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая зарядка (автор Петрова С. А.)

Ветер сильный набежал, все листочки разбросал: (шевелим пальчиками)

Лист рябины, лист осины,

Дуба, клена и лещины.

Он с сирени рвал листочки,

С ивы, с липы-одиночки.

Голый тополь уж продрог!

Только с елочки не смог! (Поочередно загибаем пальчики как при счете).

- Открываем альбом. Берем трафарет с листьями деревьев.

Покажи лист дуба (или другого, соответствующего занятию).

Покажи лист клена (аналогичное уточнение).

Нарисуем узор из листьев дуба и клена.

В центре листа – нарисуем лист клена. Выбери нужный карандаш.

В углах листа  – листья дуба. Выбери карандаш.

(При выполнении рисунка проговариваем верхний левый угол, верхний правый, нижний левый, нижний правый).

Отдых для глаз и релаксация. Ребенок закрывает глаза. Педагог шуршит листьями.

  1. Применение полученных знаний.

Старичок-лесовичок: «Давайте поиграем!»

Дидактическая интерактивная игра «Найди лист».

Компьютерная презентация «Деревья и листья» (автор Петрова С. А.)

На экране ноутбука фото листьев и деревьев.

- Покажи большой желтый лист, похожий на ладошку. (Ребенок показывает.)

- С какого дерева этот лист? ( Этот лист с клена.)  

- Покажи клен. (Ребенок показывает.)

- Как мы называем лист с клена? (Кленовый лист.)

По щелчку лист перемещается к дереву.

- Покажи на экране большой зеленый лист, похожий на елочку. (Ребенок показывает.)

-  С какого дерева этот лист? ( Этот лист с дуба.)

-  Покажи дуб. (Ребенок показывает.)

- Как мы называем лист с дуба? (Дубовый лист.)

По щелчку лист перемещается к дереву.

-Листья с каких деревьев ты еще узнал? (Ребенок может назвать лист рябины, лист березы.)

По щелчку лист перемещается к дереву.

  1. Подведение итога занятия. Оценка работы.

- О чем говорили на занятии? Что новое узнал?

Старичок-лесовичок: «Я вижу, ты большой знаток природы. Ты ее любишь. Спасибо за занятие! С вами интересно! Ты молодец!»

- Приходи к нам еще, Старичок-лесовичок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста «Праздник радости».

Данный конспет коррекционно-развивающей работы поспособствует снижению агрессивности дошкольников, тревожности. Также идёт тренировка  умения распознавать эмоциональное состояние по мимике;поможе...

План-конспект проведения коррекционно развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. "Путешествие в сказку Гуси лебеди, с использованием ТРИЗ технологий" (открытое занятие)

Использование технологии ТРИЗ, как одного из методов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи способствует развитию речи с одной стороны; с другой - таких качеств мышления ,как гибкость, подви...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конспект составлен для ребёнка с задержкой психического развития, нарушением аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер, системным недоразвитие речи, тотальным недоразвитие высших психических фун...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

НОД коррекционно-развивающей деятельности в группе старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие к Солнышку»(конспект конкурсного занятия)

НОД коррекционно-развивающей деятельности   в группе старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие к Солнышку»(конспект конкурсного занятия)...