«Консультативно –профилактической помощь семьям, воспитывающих детей с ОВЗ. Сотрудничество со специалистами ДОУ».
статья по коррекционной педагогике на тему

Бугаева Ирина Ивановна

Целью консультативно - профилактической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ является: получение детьми квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в окружающем его мире; социально- психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_korrektsionnoy_pedagogike_na_temu.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Статья по коррекционной педагогике на тему: 

«Консультативно –профилактической помощь семьям, воспитывающих детей с ОВЗ. Сотрудничество со специалистами ДОУ».  

                          Подготовила: воспитатель коррекционной группы Бугаева И.И.                              

На современном этапе развития образования возросла роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с нарушением развития.(ОВЗ)

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);

- с нарушением слуха (слабослышащие);

- с нарушением зрения (слабовидящие);

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с задержкой психического развития;

- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный  и наилучший  способ  помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям.

Помощь должна быть направлена на активную пропаганду психолого – педагогических знаний среди родителей, разработку рекомендаций по организации коррекционно – воспитательной работы с ребёнком в семье. Ведь именно в первую очередь в  семье создаются условия для формирования эмоционального отношения ребёнка к другим людям, к его сверстникам, первые знания об окружающем мире, что создаёт основу для развития личности ребёнка в целом.

Дети с ОВЗ остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу родители  нужны сильные, бодрые, уверенные, что всё будет хорошо. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Важно самим родителям сплотиться, взаимная поддержка ведёт к пониманию в отношениях, к доверию, а это очень помогает в дальнейшем воспитывать особенного ребёнка.

Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог, воспитатель, учитель или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более верное решение своей проблемы.

Надо говорить родителям, чтобы они не ждали быстрого результата при попытке чему-то научить ребенка с ОВЗ. Для этого понадобиться много сил и терпения. Начать  с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Пусть родители научатся радоваться даже небольшим достижениям своего ребёнка. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания.

Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Задачами работы с родителями являются:

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем, научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

 - профилактика перегрузок, выбор подходящего психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

–  профилактика нарушений в развитии ребенка, выбор взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

– подготовка и включение родителей в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных маршрутов,  комплексных программ коррекции развития, вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

 При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», «Моя семья»…. распорядок  дня ребенка и др.

Для проведения консультативно –профилактической работы педагогом используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

 В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

Самой удачной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.

 Задача первого этапа работы –создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия  в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам работы с ребенком, носящие коррекционную направленность:  выполнение артикуляционной гимнастики различные виды продуктивной деятельности, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием),праздники, спортивные досуги, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей;

 фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) праздника, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дальнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность самих родителей, что ускорит развитие ребёнка.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Литература:

Краузе М.П.  « Дети с нарушением развития: психологическая помощь родителям М.: Издательский центр «Академия»,2006.

Нарушения восприятия "себя" как основ-

ная причина формирования искаженного

психического развития особых детей.

Б. А. Архипов, Е. В. Максимова, Н. Е. Се-

менова.

Невербальное общение у детей при нор-

мальном и нарушенном интеллекте. Ши-

пицына Л.М. , Защиринская О.В.

Издательство: Речь, 2009, с. 128

Сказки и игры с "особым" ребенком. Е. Л.

Набойкина

Издательство: Речь, 2006 ., с. 144.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.

Приказ, положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому....

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьям воспитывающих детей с нарушением зрения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая  помощь семьямвоспитывающих детей с нарушением зрения»...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Консультация для родителей «Как организовать домашний игровой уголок» (в рамках работы консультативного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)

 Игровой уголок - это личное пространст­во ребенка, где он имеет возможность сво­бодно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?...