Рабочая программа коррекцинно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ЗПР) 5-6 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Поморцева Ольга Александровна

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ЗПР) 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_zpr_5-6_let.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГерб Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 2051»

__________ Е.Н.  Семёнова

«____»_____________________2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ  ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5-6 ЛЕТ

(составлена на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик»)

 

Программу составил:

 педагог-психолог

О.А. Поморцева

Программу реализовывает:

 педагог-психолог

 О.А. Поморцева

Москва 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

    В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с диагнозом ЗПР, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов). Задержка психического развития детей в раннем дошкольном возрасте поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде.

   Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.

   Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, так К.С. Лебединской предложена клиническая систематика детей с задержкой психического развития. Ею было выделено четыре варианта ЗПР.

  1. Задержка психического развития конституционального происхождения.

   При данном варианте развития эмоционально-волевая сфера у детей находится на более ранней ступени развития. Характерной особенностью является преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, наблюдаемые у этих детей, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности ребенка в целом. В целом при хорошей коррекционной работе эти дети могут догнать своих сверстников и обучаться в массовой школе.

  1. Задержка психического развития соматогенного происхождения.

   Данный вариант обусловлен длительной соматической недостаточностью личного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, детскими неврозами, астенией. Соматогенный инфантилизм обусловлен рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью. Такие дети редко посещают детский сад, они в основном воспитываются дома, в результате чего их круг общения ограничен, нарушены межличностные отношения.

  1. Задержка психического развития психогенного происхождения.

   Этот вариант развития связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия окружающей среды, рано возникшие, детально действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических. В первую очередь страдает эмоциональное развитие ребенка.

  1. Задержка психического развития церебрально – органического происхождения.

   У детей данного варианта развития имеется органическое поражение центральной нервной системы, но оно носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально – волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

   Детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы усвоению определенного материала. У них не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности.

Актуальность программы.

   Статистика показывает, что на сегодняшний день каждый десятый ребенок имеет недоразвитие познавательных процессов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальных и наиболее сложных теоретических и практических проблем современного общества. В большинстве случаев та работа, которая проводится с ребенком с диагнозом ЗПР в условиях массовых не специализированных детских садах, не ведет к преодолению отставания в развитии, и эти дети фактически выпадают из учебного процесса, когда они начинают обучаться в массовой общеобразовательной школе. В связи с этим важное значение приобретает коррекционная, развивающая работа с данной группой детей в условиях «Кабинета психолого-педагогической коррекции», где проводится комплексное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями.

   Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной особенностью.

Возрастные особенности детей 5-6 лет в норме.

   К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

     При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению.

     Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

     В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

     Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки  (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
  2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
  3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
  4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
  5. Половая идентификация.

Цели и задачи для взрослых:

1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

  1. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  2. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
  5. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Цель программы:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка

Задачи программы:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  3. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  5. Способствовать самопознанию ребенка.
  6. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
  7. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
  8. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельности.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Групповые занятия:                

    Занятия проводятся в подгрупповой форме, 2 раза в неделю (1 занятие на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативной сферы, 1 занятие на развитие познавательной сферы дошкольников). Количество детей в группе 3-4 человека. Время занятий 25-30 минут.

     Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

     Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики, в частности 5 – 6 лет – развитие эмоциональной сферы, коммуникативной сферы.

     Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие коммуникативной и эмоциональной  сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

     Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

- Аудио – видеотека;

- фонотека и фильмотека;

- настольно – печатные игры;

- предметные игрушки;

- доска;

- цветные маркеры;

- пластилин;

- краски, карандаши, фломастеры;

- писчая и цветная бумага;

- строительный материал;

- ковер.

Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

  Включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 6 годам (критерии результативности)

Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.

Память

Зрительная образная: объем — 6 предметов.

Слуховая образная: объем — 6 звуков.

Слуховая вербальная: объем — 6 слов.

Тактильная: объем — 6 предметов.

Внимание

Объем — 6 предметов.

Устойчивость — 20–25 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.

Воображение  

Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Умение анализировать черты характера героев сказки.

Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

дикие и домашние животные;

растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

вещи (головные уборы, одежда, обувь);

рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

Конкретизация на основе всех изученных обобщений.

Сериация

по цвету — 5 оттенков;

по величине — 7 предметов;

по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;

по возрасту — 4 возрастные группы;

по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;

серия из 5 последовательных картинок.

Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.

Эмоциональная сфера

Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.

Умение рассказать о своем настроении.

Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Коммуникативная сфера

Умение объединяться в пары для совместной работы.

Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.

Знание основных способов невербального общения

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.

Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

Личностная сфера

Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.

Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.

Тематическое планирование психологических занятий

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Сентябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Диагностика развития детей.

Знакомство.

Наша группа. Что мы умеем.

Правила поведения на занятиях.

Осень. Признаки осени.

 Деревья осенью.

Страна «ПСИХОЛОГИЯ»

Детский сад. Игрушки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Радость, грусть.

Огород. Овощи.

Гнев.

Сад. Фрукты.

Удивление.

Лес. Грибы и лесные ягоды.

Испуг.

Одежда.

1

1

1

1

1

1

1

1

Ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Спокойствие.

Обувь.

Словарик эмоций.

Одежда.

Праздник осени.

Квартира.  Мебель.

Страна вообразилия.

Овощи и фрукты.

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

В гостях у сказки.

Зима. Зимующие птицы.

Словарик эмоций..

Кухня. Посуда.

Домашние животные зимой.

Комнатные растения.

В гостях у сказки.

Новогодний праздник.

1

1

1

1

1

1

1

1

Январь

1

2

3

4

5

6

7

8

Этикет. Внешний вид.

Домашние животные и их детеныши.

Этикет. Правила поведения в общественных местах.

Грузовой и пассажирский транспорт.

Столовый этикет.

Профессии на транспорте.

Профессии. Детский сад.

Дикие животные и их детеныши.

1

1

1

1

1

1

1

1

Февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

Подарочный этикет.

Профессии. Продавец.

Гостевой этикет.

Профессии строителей. Стройка.

Волшебные средства понимания.

Домашние и дикие животные зимой.

Защитники отечества.

Времена года.

1

1

1

1

1

1

1

1

Март

1

2

3

4

5

6

7

8

Мамины помощники.

Весна. Приметы весны.

Мамин праздник. Профессии мам.

Я и моя семья.

Комнатные растения.

Я и мои друзья.

 Пресноводные и аквариумные

рыбы.

Я и мое имя.

1

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

1

2

3

4

5

6

7

8

Страна «Я». Черты характера (добрый-злой, ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и т.д.)

Весенние работы на селе.

Я особенный.

 Космос.

 Птицы прилетели.

Дикие животные весной

Домашние животные весной

Насекомые.

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

1

2

3

4

5

6

7

Наш город. Моя улица.

Рыбки в аквариуме.

Правила дорожного движения.

Лето. Цветы на лугу.

Овощи и фрукты.

Словарик эмоций.

Итоговая диагностика развития.

1

1

1

1

1

1

2

Список используемой литературы.

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  2. Т.Ю. Бардышева «Мой мизинчик, где ты был?», «Привет, ладошка!» -

«Карапуз», 2016г.

  1. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет.

  1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2001;
  2. С. Гаврилина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина.

Знакомство с окружающим миром.

  1. С.В. Крюкова, Н.И. Донскова «Удивляюсь, злюсь, боюсь…»
  2. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев  «Лабиринт души». Терапевтические сказки.
  3. Н.С. Русалова .  Дидактический материал.
  4. Развивающие настольные игры, пазлы, аналогии, лото.

«Цвет и форма» ОАО «Радуга», Забавы в картинках  «Что перепутал художник», Московская мозаика «Кто чья мама?», «Где чей листочек?»

Познавательная игра-лото   «Знаю все профессии», «Истории в картинках», «Детям о времени».

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
  2. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Посуда, мебель. — СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
  3. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Бытовая техника. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2011.
  4. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Фрукты, овощи — СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  5. Н.С. Русалова Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. М.: Аркти, 2013
  6. Н.Э. Теремкова  «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет». Издательство «Гном», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Рабочая программа ДПОУ проведения занятий у детей 5-7 лет по обучению рисованию с элементами техники нетрадиционного рисования СТУДИЯ "ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"

Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и т...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ТНР) 5-6 лет

Рабочая программа педагога-психолога работы с детьми с ОВЗ (ТНР)...

Рабочая программа коррекцинно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ТНР) 6-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР) 6-7 лет, составлена на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников Н.Ю. Куражевой "Приключения будущих первок...

Рабочая программа коррекцинно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (УО) 3-4 лет на пропедевтический период.

Рабочая программа коррекционно-равивающих занятий  учителя-логопеда и педагога-психолога  для детей с ОВЗ (УО) 3-4 лет на пропедевтический период....

Рабочая программа коррекцинно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ЗПР) 3-4 лет

Рабочая программа содержит колендарно-тематическое планирование ....