"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Золотой ключик»
города Сафоново Смоленской области
Применение Су-Джок терапии
при коррекции
речевых нарушений у детей.
Учитель-логопед
Терехова В.А.
На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки — это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец — голова и шея, ладонь — туловище, указательный и мизинец — руки, средний и безымянный — ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Су-Джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию, так же массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка.
Данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма.
Таким образом целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джокмассажёров.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
- воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;
- стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
- нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкую моторику;
- содействовать двигательной и эмоциональной расторможенности;
- использовать на различных этапах коррекционной деятельности.
Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов. Внутри таких шариков, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового или индивидуального), как пальчиковая игра или в самодеятельной деятельности детей, например самомассаж, пальчиковые дорожки. Использование массажных шариков в комплекте с двумя металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
Главные преимущества использования массажеров Су-Джок для самомассажа рук следущие:
• безопасность использования;
• самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;
• можно использовать многократно в течение дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;
• самомассаж может быть включен в любое занятие;
• дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;
• проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;
• обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.
Работа по использованию су-джок терапии осуществляется в следующей последовательности:
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Для реализации задач нами был составлен перспективный план, включающий следующие направления работы:
развитие фонематических представлений;
коррекция звукопроизношения;
совершенствование лексико-грамматического строя речи;
совершенствование навыков пространственной ориентации;
развитие мелкой моторики.
Фонематическое представление включает в себя:
- развитие фонематического слуха, т.е. способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
- фонематического восприятия, т.е. умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.
К сожалению, детей с нарушением фонематических представлений всё больше. Это приводит к тому, что они не воспринимают на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь детей не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. А это ведёт к тому, что дети постепенно начинают отставать от возрастной нормы.
Поэтому на занятиях нами используются следующие игры:
- «Звуковая цепочка» - цель: определение в словах конечного звука.
Ход игры: Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку!
- «Мяч передавай – слово называй» - цель: умение придумывать слова со звуком в определённой позиции.
Используя вышеперечисленные игры, мы способствуем наиболее успешному развитию фонематических процессов, предотвращая нарушения не только в устной речи, но и ошибок на письме и при чтении.
Коррекция звукопроизношения для детей является процессом долгим и утомительным, поэтому помощником в разнообразии форм работы служат Су-Джокмассажоры.
Массажные кольца применяем для автоматизации поставленных звуков в слогах, как прямых, так и обратных. Массажные шарики применяются для автоматизации слов с поставленным звуком, а также проговаривания строк стихотворения с нужным звуком.
Чтобы ребёнок был заинтересован в каждом занятии, мы используем стихотворную форму работы, к примеру:
Мы катаем дружно мяч, (мяч водим по правой ладошке)
Чтоб он не пустился в скач, (мяч водим по левой ладошке)
Ручки наши развивал, (катаем мяч по пальцам правой руки)
Про слоги, чтоб не забывал: (катаем мяч по пальцам левой руки)
Ла-ло-ла; ла-ло-ла, (продолжаем катать мяч)
Руку маме подала.
Дошкольный возраст – период интенсивного речевого развития ребенка, когда происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, формируются навыки словообразования и словоизменения, развиваются умения морфолого-синтаксического оформления предложений, формируется способность к построению связных развернутых высказываний (после 5 лет), поэтому нельзя забывать про совершенствование лексико-грамматического строя речи, у детей имеющих недостатки в развитии речи. Для этого мы используем всем известные игры, в которые нами были включены «волшебные массажёры».
Сыграем в игру: «Я знаю…» - цель: пополнять словарный запас детей.Ход игры: воспитатель говорит: «Я знаю пять…» (лексические темы: домашних, диких животных, домашних птиц, названий обуви, посуды, мебели, профессий и т.д.).
По каждой лексической теме можно проводить тематическую физкультминутку, к примеру по теме «Грибы»:
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.
(дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик)
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(показывают удивление, разводят руки в стороны)
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть !
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.
(поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с
мизинца правой руки)
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу !
(большой палец левой руки оставляют, грозят ему)
Развитие ориентировки в пространственачинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. «Чем точнее слова определяют направление, тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка». Опираясь на вышесказанное, мы используем игры с детьми на развитие ориентировки в пространстве, такие как, «Лабиринт», «На каком пальце колечко?», пальчиковые игры, типа «Пальцы – дружная семья».
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, а также тесно связана с развитием речи. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. В нашей работе мы используем: пальчиковые игры с Су-Джок шариками, массаж пальчиков эластичным кольцом, массаж ладошек массажёрами. Проведём пальчиковую игру: «Капустка» - цель: автоматизация звука [С], развитие мелкой моторики.
Ход упражнения: Мы капустку рубим, рубим,
(ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим,
(подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем
(потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем.
(сжимаем шарик в кулачке)
Массаж ладошек: «Сорока-ворона» - цель: развитие мелкой моторики.
Таким образом, сочетание вышеперечисленных упражнений по позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое Су- Д ж ок терапия? Су- Джок терапия – это метод точечного воздействия на кисть и стопу.
Цель: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су- джок массажёров .
Задачи: в оздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок ; с тимулировать речевые зоны коры головного мозга; н ормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкую моторику; содействовать двигательной и эмоциональной расторможенности; и спользовать на различных этапах коррекционной деятельности.
Преимущества использования массажёров : безопасность использования; п роведение самомассажа индивидуально и с подгруппой детей; включение в любое занятие ; многократное использование в различных режимных моментах; проведение в игровой форме ; обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма . выполнение самомассажа детьми самостоятельно, под контролем взрослого.
Направления работы с детьми Развитие фонематических представлений Коррекция звукопроизношения Совершенствование лексико-грамматического строя речи Совершенствование навыков пространственной ориентации Развитие мелкой моторики
Развитие фонематических представлений: «Звуковая цепочка»; «Мяч передавай – слово называй»; «Тихо - громко»; «Собери цветок»; «Волшебный круг».
Коррекция звукопроизношения: *** Мы катаем дружно мяч, Чтоб он не пустился в скач , Ручки наши развивал, Про слоги, чтоб не забывал: Ла- ло -ла; ла- ло -ла, Руку маме подала. *** Будем с пальцами дружить, Влево – вправо мяч водить, [ р ] – звук наш не прост, Но слов с ним знаем целый воз!
Совершенствование лексико-грамматического строя речи «Я знаю…»; «Назови наоборот»; «Составь загадку»; «Большой/маленький»
Совершенствование навыков пространственной ориентации: «Лабиринт» «Пальцы – дружная семья»
Развитие мелкой моторики: Пальчиковые игры: «Мячик»; «Мальчик-пальчик»; «Ёжик»; «Рыбки»; «На лужок». На лужок На лужок пришли зайчата, Медвежата и лисята, Два бельчонка и волчонок. (поочерёдно надеваем кольцо на каждый палец) На зелёный, на лужок Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)
Систематическое использование Су- Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....
«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию...
«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...
Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей
Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей...
Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
В настоящее время наибольшее распространение получила су-джок терапия для детей, направленная на коррекцию речевых нарушений. Данный метод терапевтического воздействия успешно уст...
Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей и педагогов...
- Мне нравится (1)