"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Терехова Виктория Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx27.69 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик»

города Сафоново Смоленской области

Применение Су-Джок терапии

при коррекции

речевых нарушений у детей.

Учитель-логопед

Терехова В.А.

На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки — это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец — голова и шея, ладонь — туловище, указательный и мизинец — руки, средний и безымянный — ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Су-Джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию, так же массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка.

Данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма.

Таким образом целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джокмассажёров.

Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

  • воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;
  • стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
  • нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкую моторику;
  • содействовать двигательной и эмоциональной расторможенности;
  • использовать на различных этапах коррекционной деятельности.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов. Внутри таких шариков, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового или индивидуального), как пальчиковая игра или в самодеятельной деятельности детей, например самомассаж, пальчиковые дорожки. Использование массажных шариков в комплекте с двумя металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

        Главные преимущества использования массажеров Су-Джок для самомассажа рук следущие:

•        безопасность использования;

•        самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;

•        можно использовать многократно в течение дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

•        самомассаж может быть включен в любое занятие;

•        дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;

•        проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;

•        обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

Работа по использованию су-джок терапии осуществляется в следующей последовательности:

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Для реализации задач нами был составлен перспективный план, включающий следующие  направления работы:

        развитие фонематических  представлений;                

        коррекция звукопроизношения;

        совершенствование лексико-грамматического строя речи;

        совершенствование навыков пространственной ориентации;

        развитие мелкой моторики.

Фонематическое представление включает в себя:

  • развитие фонематического слуха, т.е. способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;    способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
  • фонематического восприятия, т.е. умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.

К сожалению, детей с нарушением фонематических представлений всё больше. Это приводит к тому, что они не воспринимают на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь детей не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. А это ведёт к тому, что дети постепенно начинают отставать от возрастной нормы.

Поэтому на занятиях нами используются следующие игры:

  • «Звуковая цепочка» - цель: определение в словах конечного звука.

Ход игры:         Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку!

  • «Мяч передавай – слово называй» - цель: умение придумывать слова со звуком в определённой позиции.

Используя вышеперечисленные игры, мы способствуем наиболее успешному развитию фонематических процессов, предотвращая нарушения не только в устной речи, но и ошибок на письме и при чтении.

Коррекция звукопроизношения для детей является процессом долгим и утомительным, поэтому помощником в разнообразии форм работы служат Су-Джокмассажоры.

Массажные кольца применяем для автоматизации поставленных звуков в слогах, как прямых, так и обратных. Массажные шарики применяются для автоматизации слов с поставленным звуком, а также проговаривания строк стихотворения с нужным звуком.

Чтобы ребёнок был заинтересован в каждом занятии, мы используем стихотворную форму работы, к примеру:

Мы катаем дружно мяч, (мяч водим по правой ладошке)

Чтоб он не пустился в скач, (мяч водим по левой ладошке)

Ручки наши развивал, (катаем мяч по пальцам правой руки)

Про слоги, чтоб не забывал: (катаем мяч по пальцам левой руки)

Ла-ло-ла; ла-ло-ла, (продолжаем катать мяч)

Руку маме подала.

Дошкольный возраст – период интенсивного речевого развития ребенка, когда происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, формируются навыки словообразования и словоизменения, развиваются умения морфолого-синтаксического оформления предложений, формируется способность к построению связных развернутых высказываний (после 5 лет), поэтому нельзя забывать про совершенствование лексико-грамматического строя речи, у детей имеющих недостатки в развитии речи. Для этого мы используем всем известные игры, в которые нами были включены «волшебные массажёры».

Сыграем в игру: «Я знаю…» - цель: пополнять словарный запас детей.Ход игры: воспитатель говорит: «Я знаю пять…» (лексические темы: домашних, диких животных, домашних птиц, названий обуви, посуды, мебели, профессий и т.д.).

По каждой лексической теме можно проводить тематическую физкультминутку, к примеру по теме «Грибы»:

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

(дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик)

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

(показывают удивление, разводят руки в стороны)

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть !

Рыжики, волнушки  найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

(поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки)

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу !

(большой палец левой руки оставляют, грозят ему)

Развитие ориентировки в пространственачинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. «Чем точнее слова определяют направление, тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка». Опираясь на вышесказанное, мы используем игры с детьми на развитие ориентировки в пространстве, такие как, «Лабиринт», «На каком пальце колечко?», пальчиковые игры, типа «Пальцы – дружная семья».

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, а также тесно связана с развитием речи. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. В нашей работе мы используем: пальчиковые игры с Су-Джок шариками, массаж пальчиков эластичным кольцом, массаж ладошек массажёрами. Проведём пальчиковую игру: «Капустка» - цель: автоматизация звука [С], развитие мелкой моторики.

Ход упражнения: Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

Массаж ладошек: «Сорока-ворона» - цель: развитие мелкой моторики.

Таким образом, сочетание вышеперечисленных упражнений по позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение Су- Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Подготовила: учитель-логопед В.А. Терехова

Слайд 2

Что такое Су- Д ж ок терапия? Су- Джок терапия – это метод точечного воздействия на кисть и стопу.

Слайд 3

Цель: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су- джок массажёров .

Слайд 4

Задачи: в оздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок ; с тимулировать речевые зоны коры головного мозга; н ормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкую моторику; содействовать двигательной и эмоциональной расторможенности; и спользовать на различных этапах коррекционной деятельности.

Слайд 5

Преимущества использования массажёров : безопасность использования; п роведение самомассажа индивидуально и с подгруппой детей; включение в любое занятие ; многократное использование в различных режимных моментах; проведение в игровой форме ; обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма . выполнение самомассажа детьми самостоятельно, под контролем взрослого.

Слайд 6

Направления работы с детьми Развитие фонематических представлений Коррекция звукопроизношения Совершенствование лексико-грамматического строя речи Совершенствование навыков пространственной ориентации Развитие мелкой моторики

Слайд 7

Развитие фонематических представлений: «Звуковая цепочка»; «Мяч передавай – слово называй»; «Тихо - громко»; «Собери цветок»; «Волшебный круг».

Слайд 8

Коррекция звукопроизношения: *** Мы катаем дружно мяч, Чтоб он не пустился в скач , Ручки наши развивал, Про слоги, чтоб не забывал: Ла- ло -ла; ла- ло -ла, Руку маме подала. *** Будем с пальцами дружить, Влево – вправо мяч водить, [ р ] – звук наш не прост, Но слов с ним знаем целый воз!

Слайд 9

Совершенствование лексико-грамматического строя речи «Я знаю…»; «Назови наоборот»; «Составь загадку»; «Большой/маленький»

Слайд 10

Совершенствование навыков пространственной ориентации: «Лабиринт» «Пальцы – дружная семья»

Слайд 11

Развитие мелкой моторики: Пальчиковые игры: «Мячик»; «Мальчик-пальчик»; «Ёжик»; «Рыбки»; «На лужок». На лужок На лужок пришли зайчата, Медвежата и лисята, Два бельчонка и волчонок. (поочерёдно надеваем кольцо на каждый палец) На зелёный, на лужок Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)

Слайд 12

Систематическое использование Су- Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию...

«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...

Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей...

Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

    В настоящее время наибольшее распространение получила су-джок терапия для детей, направленная на коррекцию речевых нарушений. Данный метод терапевтического воздействия успешно уст...