Рекомендации к пособию "Визуальный тренажер"
консультация по коррекционной педагогике по теме

Семьянова Татьяна Евгеньевна

 

В данных рекомендациях Вы познакомитесь:

  • С РОЛЬЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСВОЕНИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ;
  • СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ  ФУНКЦИЯМИ?;

  • C ЗАДАЧАМИ  И СТРУКТУРОЙ «ВИЗУАЛЬНОГО ТРЕНАЖЕРА»;

  • С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЯ С «ВИЗУАЛЬНЫМ ТРЕНАЖЕРОМ»;

  • РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.

     

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualnyy_trenazher.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ С ДЕТЬМИ ПО АЛЬБОМУ

«ВИЗУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР»

(под редакцией Г.В.Чиркиной и М.Н.Русецкой)

РОЛЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСВОЕНИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

В современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации.

Зрительные функции, обеспечивающие зрительное восприятие, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации.

В дошкольном периоде индивидуальные различия сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Лишь с началом систематического обучения в школе индивидуальные особенности зрительного восприятия некоторых детей могут стать серьезным препятствием для обучения в школе.

ЧТО ТАКОЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ?

Зрение обеспечивает человеку возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Все показатели сформированности различных зрительных способностей, по Г.И.Рожковой, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся оптико-физиологические показатели, обеспечивающие оптимальные условия работы зрительной системы. К этой группе принадлежат: показатели рефракции, объем аккомодации, время сохранения  следа светового раздражения.

Во вторую группу входят базовые зрительные показатели: острота зрения, контрастная чувствительность, тонкость цветоразличения, диапазон восприятия скорости движения и др.

Третью группу составляют комплексные показатели, отражающие совершенство работы высших зрительных механизмов, эффективность совместной деятельности зрительной и других систем (глазодвигательной системы, памяти и внимания) и определяющие зрительную работоспособность. Такие показатели имеют прямое отношение к познавательным способностям и обучаемости ребенка.

Нарушение показателей зрения первой и второй групп часто подмечаются родителями и самим ребенком и, как правило, без труда диагностируются при офтальмологическом и неврологическом обследовании.

Нарушения же комплексных показателей зрения зачастую остаются незамеченными, поскольку не влияют на повседневную жизнь ребенка и проявляются только в определенных осложненных условиях. Именно эти показатели рассматриваются коррекционными педагогами как серьезное препятствие для полноценного овладения обучением.

ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА «ВИЗУАЛЬНОГО ТРЕНАЖЕРА»

«Визуальный тренажер! – наглядно-действенное пособие, направленное на развитие и коррекцию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения 5-7 лет.

Цель предлагаемой методики – обучить ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечить условия успешного овладения зрительными компонентами.

В альбоме представлена система упражнений для обучения детей дошкольного возраста стратегиям зрительного восприятия и решением различных мыслительных задач. В этой связи «Визуальный тренажер»построен с учетом основных классов задач, выполняемых зрительным восприятием:

-собственно зрительные – решаемые в связи с целями восприятия,

-глазодвигательные  - предполагающие выполнение того или иного движения глаз,

-общеинтеллектуальные (мыслительные, мнемические, двигательные), в осуществлении которых зрительное восприятие играет значительную роль.

Альбом содержит достаточный объем наглядного материала для развития у ребенка зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных следящих движений глаз и пространственной ориентации. В него включены также задания, способствующие развитию графических способностей детей.

Отличительной особенностью данной методики является разработка заданий, направленных на перекодирование зрительной информации в вербальную, т.е называние зрительно воспринятого материала.

В соответствии с программой целенаправленного формирования зрительного восприятия «Визуальный тренажер» включает набор последовательно усложняющихся по определенным параметрам стимулов, серии заданий, специально разработанных для формирования различных компонентов зрительного восприятия, которые составляют основу навыков обучения. От серии к серии предусмотрено усложнение заданий и стимульного материала.

Блок №1. «Учимся смотреть и видеть».

Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. В блоке 7 серий.

Блок №2. «Учимся следить глазами».

Основная цель: формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. В блоке 3 серии.

Блок №3. «Учимся ориентироваться в пространстве».

Основная цель: формирование представлений о системе координат: «сверху-снизу», «спереди-сзади», «слева-справа».

Блок №4. «Учимся запоминать и узнавать».

Основная цель: развитие объема памяти, обучение приемам, облегчающим запоминание, увеличивающим объем памяти на основе ассоциативного мышления. Предусмотрено 10 заданий.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ С «ВИЗУАЛЬНЫМ ТРЕНАЖЕРОМ»

«Визуальный тренажер», развивающий высшие зрительные функции, не предполагает коррекцию физиологических показателей зрения (снижение остроты зрения, нарушения конвергенции, цветовосприятия и др.). Занятия с детьми , имеющими подобные нарушения, необходимо проводить в условиях, предписанных окулистом.

Существуют психологические условия, необходимые для успешного выполнения любого задания. Основными из них являются знания информации или сформированность определенного навыка, однако не менее важно понимание самого задания, его инструкции. Занимаясь с ребенком, важно научить его правильно понимать любое задание. Этот навык особенно понадобиться ему в школе, где самостоятельной работе отводится значительное место.

Для начала рассмотрите задание целиком, оцените условия его выполнения; что предполагается делать, каков объем материала. Далее прочитайте инструкцию ребенку. Пусть он внимательно выслушает ее. Прежде, чем ребенок приступит к выполнению задания, удостоверьтесь, что он четко понял инструкцию.

Важно знать и учитывать , что одни дети лучше воспринимают информацию на слух, другие – легче усваивают наглядную информацию, третьим – необходимо манипулирование объектами и т.п. Как правило, дети используют комбинацию различных стратегий, но одна из них обычно преобладает. Понаблюдайте за ребенком в ходе занятий.

Иллюстрированный и дидактический материал разбит на блоки, каждый из которых направлен на формирование определенных зрительных способностей.

Упражнения первого блока – «Учимся смотреть и видеть» - обеспечивают формирование у ребенка познавательных зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними.

Задания второго блока  - «Учимся следить глазами» - направлены на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. Цель методики – последовательное развитие серийных движений глаз.

Третий блок упражнений –«Учимся ориентироваться в пространстве» - направлен на формирование зрительно-пространственных представлений, т.е. представлений о системе координат: «сверху-снизу», «спереди-сзади», «слева-справа». В этот блок также вошли задания по развитию зрительно-моторной координации, предполагающих выработку сочетанных движений руки и глаз.

Четвертый блок  составили упражнения по развитию памяти посредством увеличения объема зрительно запоминаемых объектов, сохранения последовательности и точности при воспроизведении изображений, фиксации их в долговременной памяти.

Большинство заданий носит тренировочный характер, т.е. предполагается их повторное выполнение через определенное время, что повышает точность и быстроту зрительного восприятия.

Как часто нужно заниматься?

Это зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Для 4-5 летних детей достаточно 1-2 занятий в неделю. Продолжительность занятия 10-15 минут.

Предлагаемые занятия могут быть включены в занятия по подготовке детей к школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Перед началом занятий с ребенком советуем Вам внимательно прочитать методические рекомендации, ознакомиться с содержанием всех разделов. Вы должны убедиться в том, что Вам понятны условия выполнения всех типов заданий.

Все задания доступны для выполнения всем дошкольникам, но скорость и правильность их выполнения индивидуальны и зависят от психофизических особенностей ваших детей.

Важно обратить внимание на следующее:

- чем меньше время , затраченное на правильное выполнение упражнения, тем более автоматизированным является действие ребенка, лежащее в основе его выполнения;

- качество выполнения определяется числом ошибок, допущенных ребенком при первичном выполнении задания.

Родителям следует учесть, что ребенку трудно выполнить все задания за короткое время (ведь они хоть и развлекательные, но развивающие).

Не забывайте: все дети разные! Один ребенок хорошо запоминает, другой – внимательный и сосредоточенный, но очень медлителен, а третий  - прекрасно рисует , но часто отвлекается.

Комплекс упражнений направлен на всестороннее развитие зрительного восприятия ребенка в разных видах деятельности, что является необходимым компонентом для своевременной его подготовке к школе.

Постепенно Ваш ребенок научится самостоятельно справляться со всеми типами заданий, а пока Вы должны помогать ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Тренажер - мой друг"

Консультация "Тренажер мой друг " предназначена для родителей. Целью данного материала является осуществление разностороннего педагогического просвещения родителей в вопросах физического развития дете...

Тренажер для развития речи и моторики рук.

С помощью этого простого тренажера сделанного из бросового материала можно развивать моторику рук ребенка.Также все картинки здесь имеют имя существительноен.Поэтому  можно спросить ребенка: Что...

Интерактивная игра-тренажер по ФЭМП

Пояснительная запискаАвтор:  Максимова Ирина Вячеславовна – воспитатель МДОУ «Поповский детский сад» Бавлинского муниципального района РТНоминация: «Лучшая методическая разработка для начальной ш...

Авторская программа занятий на тренажерах в ДОУ "Крепыши"

Вашему вниманию представлена авторская программа занятий на тренажерах "Крепыши",новая эффективная форма физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ...

Рекомендации для родителей "Нейроскакалка - тренажер нового поколения"

Советы по использованию нейроскакалки для детей и взрослых...

«Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по изготовлению и использованию различных тренажеров для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики дома»

Выполнение упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике сами по себе не интересны, проходят без желания выполнять рекомендации и упражнения педагогов.Если использовать тренажеры, изготовленн...