"Игра, как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей с проблемами интеллектуального развития"
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Черных Ирина Михайловна

Описание деятельности педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

«ИГРА, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

                    Педагог-психолог: Черных И.М.

г. Зеленогорск

В повседневной работе специалистов нашего ДОУ компенсирующего вида используются различные педагогические и медицинские технологии комплексной реабилитации детей. Я, как педагог-психолог, использую одну из таких педагогических технологий – коррекционно-развивающую игротерапию.

Коррекционно-развивающая игротерапия – это цикл занятий по развитию и коррекции психических процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер детей с проблемами интеллектуального развития с использованием устного народного творчества.

Основными задачами цикла коррекционно-развивающих занятий по игротерапии являются:

1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

2. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности,

тревоги, агрессии;

3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

4. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

5. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации

движений;

6. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Планирование цикла игротерапевтических занятий и отбор материала для них осуществляю в тесном взаимодействии с другими специалистами, работающими с данной группой детей (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели). Рекомендации музыкального руководителя позволяют мне подобрать необходимый музыкальный и игровой материалустного народного творчества. В свою очередь, мои консультации воспитателям и учителю-дефектологу позволяют включать приемы игротерапии в различные виды детской деятельности, в т.ч. – в режимные моменты. Т.о., мои занятия органично вплетены в индивидуальную программу сопровождения особого ребенка.

При разработке коррекционно-развивающих занятий я учитываю следующие принципы их построения:

  1. Частая смена видов деятельности. Например, в занятии «Зайка», после небольшой вводной беседы о зиме и о видах детской деятельности зимой, я плавно подвожу детей к теме занятия. А именно: я предлагаю детям слепить из воображаемого снега зайца. Дети делают вид, что сгребают снег ладошками, затем выполняют пальчиковую гимнастику о зайце и обыгрывают потешку «Зайка серенький сидит». После этого проводится малоподвижная игра на развитие слухового внимания и в конце занятия – дидактическая игра на развитие тактильного восприятия – дети помогают зайцу найти морковку среди других овощей. (По аналогии с игрой «Чудесный мешочек».)
  2. Структурная простота и логическая взаимосвязь заданий.Единая сюжетная нить, включающая в себя игровые действия персонажей, пронизывает всё занятие и позволяет детям с нарушением интеллекта достаточно быстро овладевать предметными и игровыми действиями, преодолевать собственные затруднения в общении и в поведении.

3. Наглядность и выразительность игрового материала. В своих занятиях я использую игрушки и пособия, которые вызывают у детей яркие эмоциональные реакции – образы знакомых животных, персонажи любимых сказок и мультфильмов,разнообразные игры с речевым и музыкальным сопровождением.Предлагаемые мной хороводы, песенки, потешки, стихи хорошо знакомы детям, они с удовольствием вновь слушают и обыгрывают их. Например, песенка «Где же наши ручки», в которой дети то «прячут», то «находят» определенные части тела.

4. Учет индивидуальных психических показателей развития ребенка.При отборе содержания обучения я принимаю во внимание отклонения в психическом и физическом развитии детей, поэтому задания подбираю согласно возрастным и индивидуальным возможностямвоспитанников, с опорой на их сохранные анализаторы.

Положительный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка во время занятий обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой, с воздействием на все органы чувств.Помимо наглядного игрового материала  я использую музыкальное сопровождение С. и Е.Железновых «Музыка с мамой», доступное для детского восприятия.

Цикл коррекционно-развивающих занятий рассчитан на год обучения. Занятия с детьми провожу два раза в неделю в первую половину дня. Время занятий колеблется от 10 до 20 минут.

Как правило, занятие начинаю с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно бегают, шагают, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Очень часто в такой разминке я использую музыкальную инсценировку, предложенную Е.Железновой «Головами покиваем». Дети выполняют движения в соответствии со словами, звучащими в музыкальном материале. Тем самым, я создаю положительный эмоциональный фон, повышаю речевую и двигательную активность детей, помогаю настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть задания я включаю игры и упражнения, которые дают детям возможность двигаться,свободно выражать свои эмоции, например динамическое упражнение «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» с музыкальным сопровождением «Ходит ежик» Е.Железновой, упражнение «Где же наши ручки» с одноименным музыкальным сопровождением Е.Железновой. А такие игры, как «Надувайся пузырь» или «Медвежонок спит», в которых дети выполняют совместные игровые действия, позволяют детям активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчиваю занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями: «Помогите ежику правильно разложить листочки по корзинкам» на развитие сенсорных эталонов, «Помогите найти морковку для зайчика» на развитие тактильного восприятия, «Полетаем как мыльные пузыри» на развитие воображения.

Анализируя психо-эмоциональное состояние детей в конце учебного года, я пришла к выводу, что представленная система работы с использованием игротерапии эффективна и результативна. Педагоги и родители отмечают, что дети стали эмоционально более стабильны, устойчивы, учатся преодолевать собственные затруднения в общении и поведении, у них формируется умение сосредоточиться и др.Т.о., использование на коррекционных занятиях игровых технологий способствует развитию высших психических функций, мелкой моторики, сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

Библиографический список:

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.
  2. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/под ред. Е.А.Стребелевой.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  4. Овчарова Р.В. Игровая коррекция поведения. Игротерапия. Арттерапия // Технологии практического психолога образования. М. ТЦ “Сфера”. 2001.
  5. Романов А.А. Игровые задачи как средства коррекции расстройств поведения и эмоций у детей. Дошкольная педагогика. №1. 2003.
  6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Научно-практическая конференция «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с проблемами интеллектуального развития»

Доклад «Организация предметно – развивающей среды в коррекционной группе в соответствии  с требованиями ФГТ»...

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов....

Развитие мелкой моторики и пальчиковые игры, как средство коррекции речевых нарушений у детей

quot;Источники способностей и дарований детей-на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли." В.А.Сухомлинский...

Игра как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последст...

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендации по внедрению на занятия с детьми дидактических игр для воспитателей , педагогов , работающих в ДОУ с детьми с ЗПР....

Развитие мелкой моторики и пальчиковые игры, как средство коррекции речевых нарушений у детей

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  и Пальчиковые  ИГРЫ ,  КАК  СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ   РЕЧЕВЫХ   НАРУШЕНИЙ     У ДЕТЕЙ...