Главные вкладки

    Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
    методическая разработка на тему

    Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл basyrova_l.n._mbdou_no9_rekomendatsiya_zpr_2016g.docx26.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая рекомендация

    «Дидактическая игра, как средство  коррекции психических    

    процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)

    Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г.Е. Сухаревой (1965, 1970). Понятие «задержка» подчёркивает несоответствие уровня психического развития возрасту и в то же время указывает на временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается.

    Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности (Лебединский В.В., Медведева Е.А., Семаго Н.Я.)..

    К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

    При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

    Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.   

    Дети данной категории отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

    Для этих детей характерны бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.

    Психолого-педагогические обследования детей с задержкой психического развития показывают, что успех развития психических процессов зависит от того, насколько своевременно будет оказана им коррекционно-педагогическая помощь.

    Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

    Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, является дидактическая игра.

    Рекомендации.

    - Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.

    - Подборку игр использовать не только на коррекционных занятиях (фронтальных,  подгрупповых и индивидуальных), но и во всех режимных моментах в течение дня.

    - Дидактическая игра должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей.

    - Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

    - В дидактических играх, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

    - Для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).  

    - В игре дидактические задачи должны сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

    - Дидактическая игра должна иметь четкие дидактические цели, связанные с изучаемым материалом, которые способствуют не только коррекции психических процессов ребенка, но и получению новых знаний.

    - Педагог должен объяснить детям правила игры, обратить внимание на их чёткое выполнение. Правила игры определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они помогают развивать у детей способности торможения. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

    - Детей необходимо обучать  игровым действиям, лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

    - Важно, чтобы были созданы условия для переноса знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, которых в жизни ребенка должно быть неизмеримо больше, чем обучение игре.

    -  Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

    - Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

    - Подводя итоги игры, педагог должен подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

    - Подбирать такие дидактические игры, которые создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

    - Для коррекции мышления важно подбирать игры, в которых дети самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи, учатся рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.

    - Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

             

    Список литературы

    1. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 112 с.

    2. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование / авт. сост. О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013. – 233 с.

    3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

    4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно - развивающая деятельность в ДОУ./ Под ред. Сергиенко Г.Н. –Воронеж, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

    Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Они создаются взрослым специально в обучающих целях, когда обучение...

    «Использование игр и игровых упражнений по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье

    Адресована воспитателям, логопедам и родителям. Может быть использована при составлении индивидуальных маршрутов....

    НОД по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие на машине времени».

    В своей работе с детьми,   активно взаимодействую не только с воспитателями ДОУ, но и со всеми узкими специалистами....

    Игры для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

          Предлагаю вашему вниманию игры, для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит ...

    Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики.

    Задача воспитателей и родителей – помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка....

    Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

    Рекомендации по внедрению на занятия с детьми дидактических игр для воспитателей , педагогов , работающих в ДОУ с детьми с ЗПР....