Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики.
методическая разработка

Брезгулевская Татьяна Николаевна

Задача воспитателей и родителей – помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty._femp.docx101.79 КБ
Файл opyt_raboty._femp.pptx927.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 комбинированного вида.

Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики

                                                                  Выполнила:
                                                                Воспитатель
1-й категории
                                                                            Брезгулевская
Татьяна Николаевна

Усть-Катав

2016

Содержание работы

Введение

Теоретические основы развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики.

  1. Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста                                                                                            
  2. Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики
  3. Развивающие игры математического содержания как средство развития психических процессов у дошкольников

Практическая часть

  1. Создание условий для математического развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Использование логических, конструктивных игр и моделирования для развития психических процессов на занятиях математики.

Заключение

Список литературы

Приложение

3

5

10

19

26

29

32

33

35

Введение

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… И многое, многое другое.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно внедрённых методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.  

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ

  1. Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

 Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

 Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000—1100, в 6 лет - 2500-3000 слов.

 Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3—5 лет не просто активно овладевает речью -он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

 То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, незаканчивая фразы, перескакивая через целые действия

 Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

 Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух.

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

 У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, и чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

 В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

 Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление.

 Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия (подробнее об этом будет сказано ниже) и других психических функций.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция — влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же вещи и явления.

 В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

 Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер.

 Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

 В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых.

 К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет — значит, легкий; большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и так далее.).

  1. Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики

Вопросам развития психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие и т.д.) дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание.

Известно, что психические процессы развиваются на базе новых впечатлений ребенка и его  жизненного опыта. В дошкольном возрасте на этой основе в процессе развития различных видов деятельности и собственной деятельности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает утомление. Одной из характеристик развития детей дошкольного возраста является его динамичность, поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной - на зрительную, кинестетическую и т.д.

Содержание занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса.

На всех типах занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для дошкольников приемы и методы: дидактические игры, упражнения, беседы, использование наглядности, рассказы - загадки, элементы викторины, проблемные рассказы и ситуации.

Активизация психических процессов немаловажное значение приобретает в процессе формирования и развития элементарных математических представлений.

Мышление.

Ребёнок 5-7 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Память.

Память развивается в двух направлениях:

Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

Ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

У старших дошкольников развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей.

Восприятие.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль педагога, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

Внимание.

Возможности волевого регулирования внимания в старшем дошкольном возрасте ограничены. В этом возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Математические занятия стимулируют его дальнейшее развитие. Непроизвольное внимание становиться особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника эмоциональное отношение.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

 Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например, несколько таких заданий для детей пяти - шести лет.

 1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный".

 2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики"; "Выбери круглые, но не мячики".

 3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик". Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.

В ходе такой работы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность.

Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

На занятиях по математике в ДОУ используются такие формы фольклора как загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки, и решаются такие задачи как закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов; создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка; формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения обучающих задач.  

В процессе работы над задачей  развивается сообразительность, то есть показатель умения оперировать знаниями. Решение задач способствует воспитанию настойчивости, терпения, целеустремленности, воли, способствует побуждению интереса к самому процессу  поиска решения задачи,  дает возможность получить  чувство удовлетворения от проделанной работы, связанное с удачным решением.

Для успешного развития психических процессов дошкольникам необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в старшей и подготовительной группе. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных  представлений и т.д. в самом начале занятия в старшей и подготовительной группе оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, даёт основание для их классификации.

Игровой математический материал привлекателен своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможность использования их в различных видах деятельности детей. Эти пособия отвечают потребностям ребенка в игре, в получении радости от познания.

В старшем возрасте задача педагога состоит в том, чтобы познакомить детей с количеством, способами его определения и выражения через число, с изменением количества и сравнением по количеству. Акцент делается на формирование представления о числе как о точке числовой прямой, сравнении чисел, арифметических операциях с числами. Поэтому дети мало работают с конкретными предметными совокупностями; их внимание направлено на получение навыков оперирования числами.

Определённым итогом обучения дошкольников является не только сформированная система математических представлений, но и основы наглядно – схематического мышления как переходной ступени от конкретного к абстрактному. У детей совершенствуется способность к аналитико-синтетической и классифицирующей деятельности, абстрагированию и обобщению.

У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определёнными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности.

Из всего вышеизложенного следует, что для развития психических процессов у детей дошкольного возраста необходимо использовать различные формы и методы, интегрируя их , подводить детей к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Развитие ребёнка в детском саду и подготовка его к учебной деятельности в школе – это не только сообщение знаний, а в первую очередь, его интеллектуальное развитие, подразумевающее развитие его психических процессов, механизмов умственной деятельности, что облегчает переход от эмпирических знаний к понятийным.

  1. Развивающие игры математического содержания как средство развития психических процессов у дошкольников

 Ведущая деятельность в дошкольный период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

 До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

 Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

 Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

 Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

 В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

 - тема;

 - Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.

Если в 3-4 года ребенок может посвятить игре только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Организация и руководство разных видов деятельности должны находиться в центре внимания педагогов. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

К семи годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребёнку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даёт возможность преодолевать трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т.п.).

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).

Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии: «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной. Использование таких игр снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься.

Одним из необходимых условий создания для ребёнка-дошкольника комфортной обстановки в учреждении являются положительное, эмоционально окрашенное общение со взрослыми. Совместные игры, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает познавательную деятельность ребёнка в дошкольном учреждении радостным.

Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления дошкольника, то это означает, что открываются возможности для совершенствования всех других познавательных процессов. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нём при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Одной из отличительных особенностей развивающих игр является реализация принципа системности.

У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя последовательно несколько стадий. Прежде, чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок должен обязательно овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. В дошкольном возрасте ребёнок уже в состоянии освоить такие психологические качества, как чёткое и ясное представление образов предметов, способность мысленно сопоставлять два предмета и более – сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей, способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами. Хорошая  и слуховая память способствует формированию у детей, начиная с младшего возраста, способностей к творческой фантазии и творческому мышлению, что является основной творческих способностей.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. И задачей педагогов является использование разнообразных методов обучения, в том числе игровых.

Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребёнка в моторной активности, движении, помогают использовать счёт, контролировать правильность выполнения действий.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, развития его психических процессов. Известно, что от эффективности  математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. В тоже время ребёнок  с развитым интеллектом и логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.

В процессе работы воспитатель должен создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию инициативы и самостоятельности, активности в решении поставленных задач. Педагог воспитывает у детей выдержку и настойчивость, честность, сдержанную реакцию на собственную неудачу, а также умение ободрить, поддержать товарища.

Основное правило работы с развивающими играми- никогда не отказывать в помощи, если у ребёнка что-то не получается, так как в противном случае может пропасть инициатива к предлагаемым игра.

Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой основные задачи:

  • Развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;
  • Формирование логического мышления, графических навыков;
  • Совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса;
  • Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  • Владение детьми разнообразными способами действия;
  • Развитие математического мышления;
  • Формирование умения разбивать сложную задачу на несколько простых;
  • Воспитание аккуратности, бережного отношения к играм.

Для успешного решения этих задач в группах должна быть соответствующая предметно-развивающая среда.

Игровой материал состоит из пособий как для одного ребёнка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу – это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной формой обучения являются игровые занятия с группой детей из 7-9 человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Дидактическая игра занимает особое место в обучении и воспитании дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит к началу учёбы в школе. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Эти предварительные умения создают необходимые условия для успешного изучения математики в школе.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Создание условий для математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Математическое развитие ребёнка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности. Это действительно реально, если правильно грамотно организовать работу по созданию условий для решения этой задачи. Свою работу я строила поэтапно:

  1. Анализ методической литературы.
  2. Подбор материала для создания условий.
  3. Работа с родителями.
  4. Создание развивающей среды.

Проанализировав методическую литературу, я выделила основные принципы построения развивающей математической среды в группе:

  1. Закономерности и логика начального понимания детьми математической организации мира (число, форма и т.д.);
  2. Учёт возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка при отборе содержания математического материала;
  3. Ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребёнка;
  4. Доступность содержания дидактического материала для детей.

С учётом этих принципов я подбирала материал для создания условий. Были подобраны предметы игровой деятельности для развития у детей памяти, внимания, мышления, воображения. Был подобран и систематизирован дидактический материал: создана картотека фольклора, упражнений, задач, словесных игр, настольные обучающие игры, счётный материал.

Для родителей открылась постоянно действующая страничка «В мире математики». Спланированы и проводятся консультации для родителей «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста»; «Для чего нужны развивающие игры?», практические занятия с использованием игр-головоломок.

Заключающим этапом по созданию условий математического развития стал процесс создания развивающей математической среды. В группе обновился центр математического развития. Появились новые дидактические игры и игровые пособия:

  • «Кубик-заниматика» способствует развитию воображения детей, ассоциативного мышления, умению двигаться по направлению стрелки в разных направлениях;
  • «Цветочная поляна» способствует формированию умений выделять от одного до трёх свойств предметов с опорой на геометрические фигуры; умения ориентирования на плоскости; развитию слухового и зрительного внимания;
  • «Кошки-мышки» способствует закреплению знаний геометрических фигур, умения считать, сравнивать предметы по длине, ориентироваться в пространстве, развивать быстроту реакций.
  • «Посади жука на цветок» способствует закреплению счёта в пределах десяти, умению соотносить цифру с количеством, знания геометрических фигур, умению считывать кодовую информацию, формированию умения ориентироваться в пространстве;
  • Дидактическое пособие «Математический шкаф» способствует развитию логического мышления; закреплению знаний о классификации предметов; развитию пространственных представлений; развитию умения сравнивать по величине;
  • Дидактическое пособие «Волшебные дощечки» способствует развитию зрительного восприятия; развитию мелкой моторики; формированию навыка работы по схеме; развитию устойчивости внимания, пространственного, логического, наглядно-образного мышления; формированию навыков самостоятельности и самоконтроля;
  • Дидактическое пособие «Геометрическая мозаика» способствует формированию у детей логического и математического мышления, развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие психических процессов, способствует развитию воображения.

В группе создана математическая игротека игр-головоломок. В неё вошли:

  • «Танграм»;
  • «Волшебный круг»;
  • «Колумбово яйцо»;
  • «Листик»;
  • «Вьетнамская игра»;
  • «Пентамино»;
  • «Монгольская игра».

Эти игры способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности; развитию геометрического воображения, пространственных представлений; развитию творческого продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

Малые формы фольклора приобщают детей к активной умственной деятельности, глубоко воздействуя на чувства ребёнка, вырабатывают умения выделять математическую ситуацию, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными, что стимулирует познавательную активность детей, тренирует внимание и память. Весь подобранный фольклорный материал был систематизирован в картотеки:

  • Загадки;
  • Задачи-шутки;
  • Стихи математического содержания;
  • Считалки;
  • Пальчиковые игры;
  • Физминутки.

Весь этот материал можно использовать как для развития психических процессов старших дошкольников, так и для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению предвидеть результаты деятельности.

  1. Использование логических, конструктивных игр и моделирования для развития психических процессов на занятиях математики.

Развивающие математические игры удобны тем, что не требуют изготовления специальных пособий. Играть можно с различными предметами: всеми видами мозаик, наборами различных мелких игрушек, геометрических фигур. такие игры учат самоанализу, умению логически мыслить, развивать память, зрительную и тактильную, внимание, развивают и обогащают речь детей, расширяя словарь и воспитывая грамматически правильную речь.

Большую ценность среди новых образовательных средств представляет всем известная мозаика – специальные наборы геометрических фигур. Я включила элементы «Геометрической мозаики» в учебно-воспитательный процесс. Уже с первых занятий я увидела удивительную возможность развивать у детей такую систему анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах, обеспечивая развитие творческого мышления и других психических процессов.

Материал «Танграм» и другие игры-головоломки весьма эффективен для плоскостного моделирования. Речь идёт о 6-8 фрагментарных занятий по математическому развитию или конструированию по 15-20 минут, проводимых один раз в две недели.

Я предлагаю рабочий алгоритм занятия по математическому моделированию на материалах «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино» и т.д.:

  • Идентификация фигуры с предметным рядом; выдвижение гипотез о фигурах, входящих в модель; анализ объединения частей в целое;
  • Самостоятельное моделирование по нерасчленённой схеме; проверка сборки модели по расчленённой схеме (самостоятельно, посредством взаимопомощи детей или адресного сопровождения педагога);
  • Фронтальный анализ свойств модели;
  • Усовершенствование модели или включение её в композицию с другими фигурами материал или созданными детьми моделями.

При проведении логических и конструктивных игр я использую знаково-символические материалы для обозначения цвета, формы, размера. Предлагаю детям задания на «чтение» графических изображений пространственных отношений и на самостоятельное моделирование в виде рисунков, чертежей, схем, планов.

Например, для запоминания цифр можно использовать следующие приёмы:

  • Практические: нарисовать фигуру в воздухе, на влажном песке, бумаге; вылепить цифру из пластилина и т.п.;
  • Логические приёмы: провести анализ цифры ( из каких линий состоит, сколько их), сравнить цифры между собой; провести классификацию цифр и т.п.;
  • Образные приёмы и моделирование: выложить цифру из палочек, верёвки, шнурков; придумать цифровой образ (на что похожа?); дорисовать до какого-нибудь образа и т.п.

Как известно, моделирование выступает средством ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования и контроля действий, составляет одну из форм опосредования, которыми овладевают дошкольники.

Развитие у детей действия моделирования проводилось планомерно и поэтапно (за основу взяты этапы Н.Г.Салминой).

  1. Формирование и развитие интереса к освоению знаково-символических средств через создание модели, знака, символа самими детьми. Работу по освоению симвользации на данном этапе мы расцениваем и как выражение детьми своей субъектной позиции к окружающему миру, проявление творческого воображения.

В ходе выполнения заданий на обобщение и классификацию детям предлагается придумать знак, символ для каждой из групп объектов (геометрических фигур, сюжетных изображений):

  • В упражнениях на классификацию по различным основаниям (цвету, форме, величине и .п.) необходимо выполнить задание: «Разделите изображение на группы и придумайте знак»;
  • В игре «Что общего?» требуется определить общий признак предложенных объектов и обозначить его;
  • Детей следует знакомить с некоторыми правилами означения. Для этого можно использовать проблемно-игровую ситуацию «Вывески»;
  • Следует научить детей обозначать определёнными общпринятыми знаками действия с совокупностями предметов («+», «-»); отношения между этими совокупностями (знаки «<», «>», «=»).
  1. Формирование и развитие умения «читать» модели и схемы.

Целью этого этапа является формирование у детей понимания того, что схема, модель – это средство активных действий, опора для познания свойств и отношений. Для этого целесообразно организовать систему работы с использованием заданий, позволяющих осуществить постепенный подход от значков-схем, не связанных между собой, к символам, имеющим логическую связь.

  1. Изменение готовой модели, составление собственных схем. На этом этапе моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и её особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних и идеальных форм моделирования.

Цель данного этапа – дать детям представление о способе построения схем, оперирование с которыми позволяет воссоздать и исследовать существенные свойства реальных объектов. С помощью моделирования объективный мир получает своего знаково-символического двойника, в отношении которого ребёнок в большей степени свободен, чем в оперировании реальными вещами.

Приведенный игровой материал, задания и проблемные ситуации являются хорошим средством воспитания у дошкольников интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Развитие психических процессов немыслимо без использования в процессе обучения и воспитания детей данного материала.

Заключение.

Известно, что психические процессы развиваются на базе новых впечатлений ребенка и его  жизненного опыта. В дошкольном возрасте на этой основе в процессе развития различных видов деятельности и собственной деятельности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Таким образом, для успешного развития психических процессов дошкольникам необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Этому способствует развивающий математический материал. Он является незаменимым средством в работе с детьми, так как оказывает влияние на все аспекты развития личности.

  • Мышление: речь, анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, логика.
  • Память: формирование процессов запоминания.
  • Внимание: концентрация, переключаемость, объём, распределение.
  • Восприятие: цветовое (зрительное), цветоощущение, пространственное восприятие.

Список литературы

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Блехер Ф.Н. "Счет и число в детском саду". Методическое письмо. - М.: 1945 г. стр. 6-8.
  3. Безруких М. М. Готов ли ребёнок к школе? – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  4. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой: метод. Пособие для педагогов/ Т. И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.
  6. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
  7. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду.- Л. : 1990г.  
  8. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.
  9. Монтессори М. "Дом ребёнка". Изд. 4-е.-М. : Изд. "Задруга"  
  10. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. М., «Просвещение», 1977.
  11. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов и учащихся пед училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1975.
  12. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду.- Л. : 1990г.
  13. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.
  14. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: современные направления. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  15. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993.
  16. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – 2-е изд., испр. – М: Просвещение, 1980.
  17. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.
  18. Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г. стр. 13-20.
  19. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада/ Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1997.
  20. Морозова М. , Тихеева Е. " Счёт в жизни маленьких детей". Изд. 2-е. -М.-Л. : Госиздат 1927г. стр.6-13, 66.
  21. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателе и методистов ДОУ/ Авт. Сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  22. Математика. Старшая группа. Занимательные материалы./ Сост. О. И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей»., 2008.
  23. Математика. Подготовительная группа. Занимательные материалы./ Сост. О. И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей»., 2008.
  24. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Сост. Л. В. Русакова. – М.: Просвещение, 1986.
  25. Методические советы к программе «Детство».- Спб.: М 54 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  26. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие  для воспитателей и методистов ДОУ./ авт.-сост. Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
  27. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)», Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

Приложение1

Занятие №1

Цель. Познакомить детей с материалом «Танграм».

Задачи. Упражнять в различении классов фигур, внутриклассовых особенностей треугольников по величине, в составлении из них треугольника большей площади, предметных моделей; развивать умения моделировать по схеме.

Материалы. Набор фигур материала «Танграм» в конвертах (на каждого ребёнка); фланелеграф и набор фигур «Танграма» к нему. Демонстрационные схемы моделей «большой треугольник» (нерасчленённая), «песочные часы» (расчленённая). Нерасчленённые схемы модели «большой треугольник» - на каждого ребёнка (масштаб схем совпадает с размером фигур в наборах детей).

Игровой персонаж – кукла Петрушка.

Ход работы

  1. Внесение материала.

Педагог. Петрушка нашёл и принёс к нам в группу волшебный конверт. Что в нём? Материал игры «Танграм»! (медленно и чётко декламирует ритмовку о материале, последовательно показывает упоминаемые фигуры.)

Есть весёлая игра,

Называется - «Танграм»!

Треугольников в ней пять –

Нам не сложно сосчитать.

Два больших. А меньших два –

Половинки среднего.

Есть всего один квадрат,

Он не новость для ребят.

А ещё в игре «Танграм»

Видим параллелограмм!

  1. Знакомство с возможностями использования материала.

Педагог. Петрушка не знает, как играть с материалом «Танграм». Давайте поможем ему! Из фигур «Танграма» можно составить модели. А для каждой модели существует схема сборки. Например, вот модель и схема к ней.

На фланелеграфе демонстрируется модель «большой треугольник», на магнитную доску прикрепляется нерасчленённая схема этой модели. Затем фланелеграф убирается.

  1. Сборка модели «большой треугольник» по нерасчленённой схеме.

Детям раздаются нерасчленённые схемы модели «большой треугольник».

Педагог. Петрушка считает, что эта схема изображает большой треугольник. На какие ещё предметы похожа схема?

Дети. На крышу, гору, шапку…

Педагог. Схема сложная, нерасчленённая, то есть по ней сразу не видно, какие нужно взять фигуры и как их повернуть. Без вашей помощи Петрушка не справится. Попробуйте собрать модель! Помните, что фигуры нельзя накладывать. Петрушка будет наблюдать, что у каждого из вас получилось.

Раздаются индивидуальные наборы «Танграма». Дети выполняют. Петрушка хвалит детей, собравших модель «большой треугольник» верно, подбадривает тех, кто затрудняется.

  1. Логико-математический анализ схемы модели.

Педагог. Из каких фигур состоит модель?

Дети. Из двух больших треугольников.

Педагог. Треугольники равные? Как проверить?

Дети. Надо наложить один на другой.

Педагог. Петрушка говорит, что эти большие одинаковые треугольники являются равнобедренными и прямоугольными. Равнобедренные – так как две стороны равны (показыавет). Покажите и вы две равные стороны у больших треугольников.

Дети выполняют.

Педагог. Кто покажет в треугольниках прямой угол, такой, как у прямоугольника? Молодцы!

  1. Закрепление навыков моделирования и различения схем.

На доске демонстрируется схема модели «песочные часы».

Педагог. Посмотрите, на что похожа модель вот на этой схеме?

Дети. На бабочку, новогоднюю игрушку, бантик…

Педагог. Отлично! Все справились быстро и правильно, ведь схема модели – расчленённая, по ней сразу видно, что нужно взять два больших равных равнобедренных треугольника и приложить их вершинами прямых углов друг к другу.

  1. Итог занятия.

Педагог. Вам понравилось играть с материалом «Танграм», составлять модели по схемам? Ответьте Петрушке на ушко. (Подходит к каждому ребёнку, слушает ответ.)

Вопросы

- Какие фигуры изображены на схемах? (Треугольники.)

- Как ты определил, что это треугольники? (3 стороны, 3 угла,3 вершины.)

- Сколько всего треугольников ты видишь на схемах? (4.)

- Есть ли на схемах равные треугольники? (2 больших, 2 маленьких.) Покажи.

- Как доказать, что треугольники равны? (Наложить и сравнить.)

- Угадай, где ось симметрии для маленьких равных треугольников? Если мы сложим большой треугольник по этой оси, то маленькие полностью совпадут! Покажи ось симметрии для маленьких треугольников. Умница! Ты заметил, что все треугольник на схемах прямоугольные? Почему? (У каждого из них есть прямой угол.)

- Покажи прямые углы. Как ты думаешь, может ли быть у прямоугольника два прямых угла? (Нет, треугольника тогда не получится.)

         Расчленённая схема модели «песочные часы»

                        Нерасчленённая схема

                               Расчленённая схема

Приложение 2

Занятие №2

Цель. Развивать умение моделировать на материале «Танграм» по образцу и замыслу.

Задачи. Упражнять в различении классов фигур, внутриклассовых особенностей треугольников, четырёхугольников; развивать умение моделировать по расчленённой схеме.

Материалы. Набор фигур к игре «Танграм» в конвертах (на каждого ребёнка), фланелеграф  и набор фигур «Танграма» к нему. Схемы моделей «Конфета» и «рыбка». Игровой персонаж – кукла Маша.

Ход работы

  1. Внесение материала. Рифмовка о материале «Танграм», которую кукла Маша узнала от своего друга Петрушки. Маша декламирует, дети поднимают фигуры материала вместе с куклой.
  2. Классификация фигур материала.

- На какие две группы можно разделить фигуры материала «Танграм»? (Треугольники и четырёхугольники.)

- Треугольников пять, а сколько четырехугольников? (Два.) Назовите их. (Квадрат, параллелограмм.)

- Чем они различаются? (У квадрата все углы прямые и стороны равны, а у параллелограмма – противолежащие стороны равны и нет прямых углов.)

  1. Сборка модели «конфета» по расчленённой схеме. У куклы Маши день рождения, она любит конфеты. Соберём модель конфеты по схеме.
  2. Логико-математический анализ схемы модели.

- Сколько фигур изображено на схеме модели, какие? (Параллелограмм и два равных малых треугольника.)

- Треугольники равнобедренные? Покажите равные стороны. Прямоугольные? Покажите прямой угол. (Такой, как все углы в квадрате.)

  1. Закрепление навыков моделирования и различения схем.

- Легко ли было моделировать конфету? (Да.)

- Почему? (Схема расчленённая, по ней сразу видно, какие фигуры использовать.)

- На какие ещё предметы похожа схема? (На бабочку, чебурашку…)

Кто догадается, какую фигуру из модели «конфета» нужно убрать, чтобы получилась модель «рыбка»? (Любой из треугольников.)

- Сделайте «рыбку». У кого она плывёт вправо, поднимите правую руку, у кого влево – левую руку. Молодцы!

  1. Итог занятия.

Маша запомнила рифмовку о «Танграме». Запоминайте и вы! И вместе с ней декламируйте и поднимайте фигуры.

Физминутка.

Маша благодарит каждого ребёнка за подарок, восхищается рыбкой, слушает «на ушко» ответ на вопрос, понравилось ли ребёнку моделирование.

Вопросы

- Какие фигуры изображены на схемах? (Треугольники, четырёхугольники.)

- Как определить, что это треугольник? (3 стороны, 3 угла, 3 вершины.)

- Как определить, что это параллелограмм? (Четырёхугольник – 4 стороны, 4 угла, 4 вершины, противолежащие стороны параллельны, нет прямых углов.)

- Есть ли на схеме равные треугольники? (2 маленьких.) Покажи.

- Как доказать, что треугольники равны? (Наложить и сравнить.)

- Как называются треугольники на схемах? (Прямоугольные.) Почему? (У каждого из них есть прямой угол.)

- Покажи прямые углы. Как ты думаешь, как называется параллелограмм, у которого есть прямой угол? (Прямоугольник.)

        

                                                               «Конфета»

        

                                                          «Рыбка»

Приложение 3

Строим дома

Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Учить детей классифицировать фигуры по форме, устанавливать равенство между двумя группами предметов, пользоваться выражениями столько, сколько, поровну.

Материал. Плата, по 5 квадратов и 6 равнобедренных треугольников (на каждого ребёнка).

Ход занятия

На столе перед каждым ребёнком плата и детали геометрической мозаики: 5 квадратов и 6 равнобедренных треугольников.

Воспитатель предлагает детям сначала отложить все треугольники, затем уточняет количество треугольников и количество квадратов.

Показывая на квадраты, педагог говорит: «Это стены домов. Положите их в ряд рядом друг с другом. А теперь положите на каждый квадрат треугольник – крышу дома».

Вопросы

- Что получилось?

- Сколько всего домов?

- Чего больше (меньше): стен или крыш?

Ключевые слова. Квадрат, треугольник, столько, сколько, поровну.

Приложение 4

Матрёшки

Цель. Учить детей составлять предмет из геометрических фигур, отличать количественный счёт от порядкового.

Материал. Плата, по 10 треугольников с прямым углом (пяти цветов) и по 5 кругов (на каждого ребёнка)

Ход занятия

«Это – головки матрёшек, - говорит воспитатель, показывая на круги. Из этих треугольников надо сделать юбки для матрёшек. На каждую юбку идёт два треугольника. Сделайте юбку и «оденьте» матрёшку. Сколько матрёшек не одеты? Сколько юбок осталось сделать? Сделайте их.»

После того как будут «одеты» все матрёшки, педагог предлагает детям поставить их в ряд – получится хоровод.

Вопросы

- Сколько всего матрёшек?

- В какой юбке вторая матрёшка?

- Между какими юбками зелёная юбка?

- В какой юбке четвёртая матрёшка?

- Что можно сказать об одежде всех матрёшек?

Задания

- Наденьте матрёшкам шапочки.

- Сравните матрёшек и определите, чем они отличаются.

Ключевые слова. Первая, вторая, третья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики Выполнила: Воспитатель МКДОУ д /с № 13, Брезгулевская Татьяна Николаевна

Слайд 2

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Слайд 3

Мышление. Ребёнок 5-7 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Память. Память развивается в двух направлениях: Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным); Ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). У старших дошкольников развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей.

Слайд 4

Восприятие. Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль педагога, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается. Внимание. Возможности волевого регулирования внимания в старшем дошкольном возрасте ограничены. В этом возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Математические занятия стимулируют его дальнейшее развитие. Непроизвольное внимание становиться особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника эмоциональное отношение.

Слайд 5

Активизация психических процессов немаловажное значение приобретает в процессе формирования и развития элементарных математических представлений. Своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника создают развивающие игры. Их можно использовать на всех типах занятий. Содержание занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса.

Слайд 6

Методы и приёмы: Дидактические игры, Упражнения, беседы, Использование наглядности, Рассказы - загадки, Элементы викторины, Проблемные рассказы и ситуации.

Слайд 7

При использовании развивающих игр на занятиях решаются следующие задачи: Развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач; Формирование логического мышления, графических навыков; Совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса; Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

Слайд 8

Владение детьми разнообразными способами действия; Развитие математического мышления; Формирование умения разбивать сложную задачу на несколько простых; Воспитание аккуратности, бережного отношения к играм.

Слайд 9

Большую ценность среди новых образовательных средств представляет всем известная геометрическая мозаика – специальные наборы геометрических фигур. Она способствует развитию такой системы анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах, обеспечивая развитие творческого мышления и других психических процессов.

Слайд 10

Материал « Танграм » и другие игры-головоломки весьма эффективен для плоскостного моделирования . Эти игры способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности; развитию геометрического воображения, пространственных представлений; развитию творческого продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

Слайд 11

Алгоритм занятия по математическому моделированию на материалах « Танграм », «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», « Колумбово яйцо», «Волшебный круг», « Пентамино » и т.д.: Идентификация фигуры с предметным рядом; выдвижение гипотез о фигурах, входящих в модель; анализ объединения частей в целое; Самостоятельное моделирование по нерасчленённой схеме; проверка сборки модели по расчленённой схеме (самостоятельно, посредством взаимопомощи детей или адресного сопровождения педагога); Фронтальный анализ свойств модели; Усовершенствование модели или включение её в композицию с другими фигурами материал или созданными детьми моделями.

Слайд 12

Как известно, моделирование выступает средством ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования и контроля действий, составляет одну из форм опосредования , которыми овладевают дошкольники.

Слайд 13

Развитие у детей действия моделирования проводится планомерно и поэтапно (за основу взяты этапы Н.Г.Салминой ). Формирование и развитие интереса к освоению знаково-символических средств через создание модели, знака, символа самими детьми. Работу по освоению симвользации на данном этапе мы расцениваем и как выражение детьми своей субъектной позиции к окружающему миру, проявление творческого воображения. Формирование и развитие умения «читать» модели и схемы. Изменение готовой модели, составление собственных схем. На этом этапе моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и её особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних и идеальных форм моделирования.

Слайд 14

Малые формы фольклора приобщают детей к активной умственной деятельности, глубоко воздействуя на чувства ребёнка, вырабатывают умения выделять математическую ситуацию, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными, что стимулирует познавательную активность детей, тренирует внимание и память.

Слайд 15

К ним относятся : Загадки; Задачи-шутки; Стихи математического содержания; Считалки; Пальчиковые игры; Физминутки ; Сказки.

Слайд 17

Для успешного развития математических представлений в группе была создана соответствующая предметно-развивающая среда.

Слайд 18

Дидактические пособия: « Кубик-заниматика » «Цветочная поляна» «Кошки-мышки» «Посади жука на цветок» «Математический шкаф» «Волшебные дощечки» «Геометрическая мозаика»

Слайд 19

«Посади жука на цветок» «Цветочная полянка»

Слайд 20

Игротека: « Танграм »; «Волшебный круг»; « Колумбово яйцо»; «Листик»; «Вьетнамская игра»; « Пентамино »; «Монгольская игра».

Слайд 23

Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики Выполнила: Воспитатель МКДОУ д /с № 13, Брезгулевская Татьяна Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В данном материале дан обзор высших психических функций...

Коорекционно – развивающие занятия по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие слуховой памяти»

Цель данного занятия - развитие и коррекция познавательной сферы психики.В этом занятие используются различные игры на развитие психических процессов, межполушарного взаимодействия, мелкой мотор...

Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Развивающие игры»

Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста тема «Развивающие игры». Занятие, направленное на развитие (коррекцию) познавательных процессов у д...

«Использование игр и игровых упражнений по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье

Адресована воспитателям, логопедам и родителям. Может быть использована при составлении индивидуальных маршрутов....

НОД по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие на машине времени».

В своей работе с детьми,   активно взаимодействую не только с воспитателями ДОУ, но и со всеми узкими специалистами....

Консультация для родителей Тема: «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Параллельно   с   недоразвитием   речи   у детей с   ТНР   ...