«Осень. Осенние признаки»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Осень. Осенние признаки».

Цель: Активизировать словарь  по  теме «Осень».

Обучающие задачи:

  • Систематизировать знания  об осени и  осенних явлениях.
  • Учить  отвечать на вопросы и задавать их.
  • Совершенствовать умение  использовать в речи разные части речи в точном сочетании с целью высказывания.

Развивающие задачи:

  • Развивать наблюдательность, логическое мышление.
  • Развивать слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  любовь к природному окружению.

Коррекционные задачи:

  • Развивать общую моторику, развитие дыхания, развитие мыслительных операций.

Оборудование: сюжетная картинка «Осень», разрезные картинки: солнце, облака (небо), тучка с дождиком, листья, дерево, птица.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Ребята, мы сегодня поговорим о времени года, но о каком, я хочу, чтобы вы догадались сами. Для этого отгадайте загадку:

«Время года отгадай»

 Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два

Пришла к нам в гости…(осень)

- да, вы правильно догадались, мы будем говорить об осени и ее признаках.

Осенью начинается листопад. Когда ветер дует, листья кружатся в воздухе. Давайте, мы с вами покажем, как ветер дует на листочки.

Упражнение на развитие длительного плавного выдоха «Листопад»

2. Основная часть.

Характеристика осени

- давайте назовем приметы осени.

Игра «Подбери признак»

-Листья осенью (какие?) Желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом (Разноцветные).

-Дождь осенью (какой?)  Холодный, моросящий.

-Погода осенью (какая?) пасмурная, дождливая, хмурая, морозная( поздней осенью)

-Солнце осенью (какое?) тусклое, холодное.

-Небо осенью (какое?) хмурое, серое, пасмурное.

-Ветер  осенью (какой?) холодный, сильный.

-Деревья осенью (какие?) ранней – с разноцветными листьями, поздней – голые.

Игра «Подбери действие»

-Листья осенью (что делают?) – желтеют, опадают и т.д.

-Дождь осенью - моросит, идет ит.д.

-Урожай осенью – убирают, собирают, заготавливают на зиму.

- Ветер осенью – дует, пронизывает, завывает.

-Птицы осенью – улетают, собираются в стаю.

-Деревья осенью - роняют листву, готовятся ко сну.

-Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

Упражнение на развитие чувства ритма «Дождик»

Осенью часто идут дожди. Дождик капает: кап-кап-кап.

Давайте повторим (отхлопывание ритма в ладоши)

  1. //-//-//-//;

2. //-/-//-/-//;

3. /-//-/-//-/.

3. Физкультминутка.

Осенью, часто,  дует холодный ветер.  Давайте представим себя осенним ветерком.

«Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Упражнение на понимание причинно – следственных связей

«Правильно – неправильно»

Пошел дождь, потому что я взял зонт

(Я взял зонт, потому что пошел дождь.)

Наступила осень, потому что птицы улетели на юг.

(Птицы улетели на юг, потому что наступила осень)

Может начаться дождь, потому что на улице солнечная погода.

(Может начаться дождь, потому что на улице пасмурная погода.

 Работа с раздаточным материалом

Складывание разрезной картинки из 4 частей.

Составление предложений об осенней примете  по составленным картинкам.

4. Итог занятия:

  • О каком времени года мы беседовали на занятии?
  • Что бывает только осенью? ( сбор урожая, отлет птиц, листопад)