Игры и упражнения по лексической теме: "Осень. Осенние месяцы. Признаки осени"
материал по логопедии (старшая группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Подгрупповые занятия. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, упражнения «Осень. Признаки осени. Осенние месяцы»

1Упражнение

Тренировка  длительного плавного выдоха.

«Осенние листочки».

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

2Упражнение

Координация речи с движением.

«Осенью».

Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить высоко поднимая колени.

Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи,                               Поднимаются на носочки, поднимают

Начал капать дождь колючий.                        вверх перекрещенные руки.

Долго дождик будет плакать,                         Прыгают на носочках, держат руки на поясе.

Разведет по всюду слякоть.                            Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,                                  Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай выше ноги.              

3.Упражнение

Развитие силы и длительности выдоха.

«Лебединые перышки»

Контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких  перелетных птиц вам известно?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.

Логопед. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, пролетела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти пёрышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не надувайте щеки.

Упражнение проводится 3-4 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

4Подвижная игра

Координация речи с движением

«Листья»

Логопед приглашает детей на ковер, где лежит кольцо из веревки.

Логопед. Давайте представим, что вы превратились в осенние листья, и вспомним упражнение, которое выучили еще в прошлом году. Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим синей веревочкой, на опушке леса.

Дети выполнят упражнения

Листья осенние тихо кружатся,                                                  Кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся.                                          Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,                                               Движения руками влево, вправо.

Будто опять закружиться хотят.                                                  Кружатся на носочках.

Логопед. А теперь представьте, что ветер по одному забрасывает листочки в лужу, а потом выносит их из лужи. Сейчас вы будете прыгать на носочках в кругу из веревки, а потом из круга. Приземляйтесь на носочки, слегка согнув ноги. Посмотрите, как это делаю я.

Логопед и дети по очереди прыгают в кругу и из круга.

5Подвижная игра

Координация речи с движением

«Дождик»

Дети стоят лицом в круг. Взрослый произносит текст стихотворения. Дети ритмично прыгают на обоих ногах и произносят только повторяющуюся строку.

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Тоненькие ножки.

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Намочил дорожки.

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Намочил осинки.

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Наклонил травинки.

6Пальчиковая

гимнастика

Развитие тонкой моторики

«Вышел дождик на прогулку»

Дети сидят за столом и делают пальчиковую гимнастику.

Вышел дождик на прогулку.       «Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук.

Он бежит по переулку,                  Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку.

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.            Встряхивают ладонями так, как будто отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал.               Кладут ладони на стол.

7Упражнение

Развитие тонкой моторики и ловкости.

«Каштаны»

Логопед достает ведерко с каштанами и предлагает детям взять по два каштана в ведущую руку.

Логопед. Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети.   Каштаны в ладошке я крепко держу

             Каштаны в ладошке кручу и кружу.

             Я ловко катаю каштаны в ладошке,

             Они убегают, как мышки от кошки.

Дети складывают каштаны обратно в ведро.

Логопед. Вы были очень ловкими и не уронили каштаны. А какие плоды мы еще собирали на прогулке?

Дети. Желуди, шишки, ягоды рябины.

Логопед. Вспомните и расскажите, какие они.

1-й ребенок. Желуди длинные, блестящие, гладкие.

2-й ребенок. Шишки ели большие, шершавые, коричневые.

3-й ребенок. Шишки сосны маленькие, почти круглые, серебристые.

4-й ребенок. Ягоды рябины красные/оранжевые, круглые, мягкие.

Логопед. У нас теперь с вами будет чем угостить зимующих птиц.

8Упражнение

9Игра

Развитие зрительного внимания

Слуховое внимание

«Четвертый-лишний»

Помещаем на наборное полотно/стол четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик. (можно заменить предметы доступными материалами).

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый-лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая картинка здесь лишняя, не относится к осени.

Лишний спасательный круг. Почему? Потому. Что он нужен летом, а не осенью.

Аналогично проводится работа еще с  двумя-тремя комплектами.

«Лягушка»

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Дети стоят в кругу, а один с  завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала ….

(ребенок с завязанными глазами крутится  в кругу или остальные ребята перемещаются)

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква»

По голосу  водящий должен определить, кто лягушка.

10Игра

Зрительное и слуховое внимание

Различение признаков осени и признаков других времен года.

«Разноцветные круги»

Логопед достает разноцветные круги из плотного картона и кладет на стол.

Логопед. Сейчас мы поиграем в новую игру. Она называется «Разноцветные круги». Выберите  по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.

1-й ребенок. Белый круг – зима. Зимой все белое.

2-й ребенок. Желтый круг – осень. Осенью желтые трава и листья.

3-й ребенок. Красный круг – лето. Лето называется красным.

4-й ребенок. Зеленый круг – весна. Весной появляются зеленые травка и листья.

А теперь проверим знаете ли вы признаки времен года.

Раскладываем на столе  по две картинки, на которых нарисованы характерные признаки разных сезонов.

Логопед. Рассмотрите эти картинки. Сейчас вы должны подобрать по два признака того времени года, которое выбрали. Как только я досчитаю до трех, вы возьмете по две картинки и положите их на свой круг. Игра на скорость. Один, два, три.

Посмотрите на картинки своих соседей. Все ли выполнили задание правильно? (если допущены ошибки, дети помогают друг другу их исправить).

Каждый ребенок описывает картинку, почему он ее выбрал. Постарайтесь использовать слова, отвечающие на вопрос «Какой? Какая? Какие?»

11Игра

Совершенствование грамматического строя речи.

«Разноцветные листья»

Логопед помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Логопед. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их.

Дети по очереди выходят к полотну, показывают и называют. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображениями листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками», так же как и кружки, нарисованные около деревьев.

Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должныотгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом в кружке и вспомнить, какой это листок.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. Этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.

3-й ребенок. Вот листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с ели. Еловые иголки.

1-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые  иголочки.

Логопед. С какого дерева этот листок?  Мы называем его лист каштана. Каштановы лист называть не принято.

А теперь представим цвет каждого листочка.

Логопед. Это – зеленые еловые иголочки

1-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок. 2-й ребенок. Коричневый дубовый лист.

3-й ребенок. Красный кленовый лист. 4-й ребенок. Зеленые сосновые иголочки.

1-й ребенок. Желтый лист каштана. Вы молодцы, справились с заданием.

12Игра

Развитие навыков языкового анализа

«Катины подарки»

На картинке девочка и игрушки.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Девочку и игрушки.

Логопед. Правильно. Эту зовут Катя. Она отдыхала на даче, но наступила осень, и Катя вернулась в город. Она привезла подарки своим игрушкам.

Логопед раскладывает предметные картинки.

Логопед. Что привезла Катя? Расскажите.

Дети. Конфету, морковку, малину, помидор, табурет, носки, нагрудник, кофту, пальму, торт, нож, погремушку, палку, коляску, мороженое, тарелку, ножницы, тапки, мандарин.

Логопед. Правильно. Давайте  поможем Кате раздать подарки игрушкам. Каждая игрушка получит подарки, названия которых начинаются с того же звука, что и ее название.  С какого звука начинается слово носорог? Со звука [н].

Логопед. Подберите носорогу подарки, названия которых начинаются со звука [н].

Дети помещают картинки рядом с изображением носорога и комментируют.

Дети. Нагрудник, носки, нож, ножницы.

Логопед. Молодцы. Все правильно. Остальные игрушки подберем потом.

13Звуко-ние

Развитие  артикуляционной моторики

Общая артикуляционная гимнастика

Приглашаем к зеркалу, предлагаем сделать упражнения.

Логопед.  Давайте сделаем упражнение «Пузырь».Плотно сомкните губы. Надуйте щёки. Медленно выдавливайте кулаками воздух через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю  упражнение.

Дети выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.

Выполняем упражнение еще три раза. И отдыхаем опять.

Логопед.  Теперь упражнение «Маятник»

Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Посмотрите как делаю я. Делаем три раза и отдыхаем.

14Упражнение

Слоговая структура слов

Передача ритмического рисунка слов

«Прохлопай слова»

Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова, разделим их на части. Первое слово шишки.

Дети. Шиш-ки

Логопед. Теперь слово желуди.

Дети. Же –лу-ди.

Логопед. И слово каштаны.

Дети. Каш –та-ны.

Логопед. Отлично. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это...

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Картотека игр и упражнений по лексической теме «Осень».

Данный материал поможет педагогам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в работе  по лексической теме "Осень"....

Игры и упражнения по лексической теме "Осень"

Лексическая тема: Осень ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬДети должны знать:— названия осенних месяцев;— основные приметы осени;— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова ...

4-5 лет. Игры и упражнения в рамках темы "Осень .Признаки осени. Деревья"

Игры и упражнения в рамках темы "Осень .Признаки осени. Деревья" для детей средней группы....